АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-6327/2023
г. Казань Дело № А72-16362/2022
11 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2023 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области – Тимохина И.М., доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскхлебпром», извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023
по делу № А72-16362/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскхлебпром» (ОГРН 1117326000010, ИНН 7326038108, г. Ульяновск) к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064, г. Ульяновск) об оспаривании требования о необходимости возврата субсидии от 24.10.2022 № 73-ИОГВ-09-02/4533
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскхлебпром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о необходимости возврата субсидии в размере 895 611 руб. 75 коп. от 24.10.2022 исх. N 73-ИОГВ-09-02/4533, об обязании Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области вернуть возвращенную ООО "Ульяновскхлебпром" субсидию в размере 895 611 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 февраля 2023 года требования Общества удовлетворены, признано недействительным требование Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о необходимости возврата субсидии от 24.10.2022 исх. N 73-ИОГВ-09-02/4533, суд обязал Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу субсидии в размере 895 611 руб. 75 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2023 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами по делу, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, сославшись на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "Ульяновскхлебпром", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителей Общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскхлебпром" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.01.2011; основным видом деятельности Общества является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (код ОКВЭД 10.71).
ООО "Ульяновскхлебпром" обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.
По результатам рассмотрения поданного Обществом заявления между ООО "Ульяновскхлебпром" и Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области заключено соглашение от 15.09.2022 N 10-2022-080065 о предоставлении субсидии в размере 895 611 руб. 75 коп. из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.
В соответствии с подпунктами 4.3.2, 4.3.3.1, 4.3.3.2 Соглашения ООО "Ульяновскхлебпром" обязано обеспечить достижение значений результатов предоставления Субсидии и соблюдения сроков их достижения, установленных в соответствии с подпунктом 4.1.4.1 Соглашения, а также предоставить Министерству соответствующую отчетность о достижении показателей результативности и значений результатов предоставления Субсидии, в том числе - справку об отпускной цене за реализованный хлеб и хлебобулочные изделия с приложением документов (копий документов), подтверждающих среднюю цену реализации хлеба и хлебобулочных изделий в разрезе каждого наименования.
ООО "Ульяновскхлебпром" как получатель Субсидии, в соответствии с подпунктом 4.3.7.1 Соглашения, также обязуется не повышать в течение месяца, в котором он получил субсидию, цену на хлеб и хлебобулочные изделия по сравнению со средней ценой каждого наименования хлеба и хлебобулочных изделий, сложившейся у Получателя в месяце, предшествующем месяцу получения субсидии.
Согласно пункту 4.1.7 Соглашения, в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения ООО "Ульяновскхлебпром" порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных ООО "Ульяновскхлебпром" в соответствии с Соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять ООО "Ульяновскхлебпром" требование о необходимости возврата Субсидии в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Платежным поручением от 16.09.2022 N 358554 субсидия в размере 895 611 руб. 75 коп. перечислена Министерством на расчетный счет ООО "Ульяновскхлебпром".
По результатам проверки отчетных документов, представленных ООО "Ульяновскэхлебпром", Министерством вынесено требование от 24.10.2022 N 73-ИОГВ-09-02/4533 о возврате полученной субсидии в сумме 895 611 руб. 75 коп. в течение 30 календарных дней со дня получения требования.
В целях исполнения указанного требования Министерства и недопущения образования просроченной задолженности, ООО "Ульяновскхлебпром" возвратило субсидию в полном объеме платежным поручением N 7200 от 31.10.2022.
Не согласившись с требованием Министерства N 73-ИОГВ-09-02/4533 от 24.10.2022, ООО "Ульяновскэхлебпром" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным и возврате суммы субсидии Обществу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что ООО "Ульяновскхлебпром" соответствует требованиям, установленным к предприятиям хлебопекарной промышленности - получателям субсидии, Общество добросовестно исполнило принятые на себя обязанности, как получатель субсидии, тогда как Министерством не представлено доказательств нарушения ООО "Ульяновскхлебпром" условий получения субсидии, искажения либо недостоверность представленной Обществом информации.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.02.2021 N 36-П утверждены Правила предоставления предприятиям хлебопекарной промышленности субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с производством и реализацией произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил они устанавливают порядок предоставления предприятиям хлебопекарной промышленности субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.
Требования к получателям субсидии установлены п. 5 Правил; субсидия предоставляется на заявительной основе, на основании заключенного в соответствии с Правилами соглашения.
Подпунктом "в" подпункта 2 пункта 10.3 Правил предусмотрена, в том числе, обязанность получателя субсидии не повышать в течение месяца, в котором он получил субсидию, цены на хлеб и хлебобулочные изделия по сравнению со средней ценой каждого наименования хлеба и хлебобулочных изделий, сложившейся у получателя субсидии в месяце, предшествующем месяцу получения субсидии
В соответствии с пунктом 18 Правил Получатель субсидии не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором ему предоставлена субсидия, представляет в Министерство отчет о достижении значения результата предоставления субсидии, составленный по форме, определенной типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, установленной Министерством финансов Российской Федерации для соответствующего вида субсидий.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, несоблюдения получателем субсидии условия соглашения о предоставлении субсидии, предусмотренного подпунктом "в" подпункта 6 пункта 10 настоящих Правил, выявленных в том числе по результатам проверок, проведенных Министерством или уполномоченным органом государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в областной бюджет Ульяновской области в полном объеме.
В соответствии с пунктом 22 Правил, Министерство обеспечивает возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня установления хотя бы одного из указанных в пункте 20 настоящих Правил обстоятельств, являющихся основаниями для возврата субсидии, требования о возврате субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения указанного требования.
Судами установлено, что ООО "Ульяновскхлебпром" соответствует понятию "предприятия хлебопекарной промышленности" в соответствии с Правилами - осуществляют на территории Ульяновской области деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения (со сроком годности менее 5 суток), классифицируемую в соответствии с группировкой 10.71.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014; основным видом деятельности Общества по данным ЕГРЮЛ является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (код ОКВЭД 10.71).
Согласно представленной ООО "Ульяновскхлебпром" в Министерство отчетности, предусмотренной соглашением - справке об отпускной цене за реализованный хлеб в хлебобулочные изделия - Министерство выявило повышение ООО "Ульяновскхлебпром" среднемесячной цены продукции в сентябре 2022 года (месяце предоставления субсидии) по сравнению с августом 2022 года (месяцем, предшествующем месяцу получения Субсидии), в связи с чем пришло к выводу о нарушении условия предоставления субсидии и подпункта "в" подпункта 2 пункта 10.3 Правил, что явилось основанием для направления Обществу оспариваемого требования о необходимости возврата субсидии
Повышение среднемесячной цены при проверке отчетной документации, поданной ООО "Ульяновскхлебпром", зафиксированы в отношении следующей реализованной продукции:
- "Хлеб Тостик-Ростик подовый нарезанный в/с (часть изделия) 0,250 пакет п/п (код продукции ОКПД 2: 10.71.11.111 - хлеб недлительного хранения из пшеничной муки)". Согласно Справке об отпускной цене за хлеб среднемесячная цена данной продукции в августе 2022 года составляла 85 763,35 руб./тонн (реализовано 0, 0835 тонн, сумма с учетом НДС 7 161,24 руб.); в сентябре - 86 325,67 руб./тонн (реализовано 0,07050 тонн, сумма с учетом НДС 6 085,96 руб.). Изменение (повышение) цены "Хлеб Тостик-Ростик составило 562,32 руб./тонн (в расчете за шт.: 21,44 руб./шт. (август), 21,58 руб./шт. (сентябрь), повышение - 0,14 руб. за шт.)
- Хлеб Александровский подовый (часть изделия) нарезанный пакет 0, 350 пакет п/п (10.71.11.112) - 53 526,94 руб./тонн (август), 57 070,52 руб./тонн (сентябрь); повышение цены - 3 543,58 руб./тонн (18,73 руб./шт. (август), 19,97 (сентябрь), повышение цены за шт. - 1,24 руб./шт.)
- Хлеб по Деревенски подовый нарезанный в/с 0,500 пакет п/п (10.71.11.111) -71 922,54 руб./тонн (август), 73 456,56 руб./тонн (сентябрь); повышение цены 1 533,99 руб./тонн; (35,96 руб./шт. (август), 36,73 руб./шт. (сентябрь), повышение цены за шт. - 0, 77 руб./шт.)
- Хлеб Рижский подовый нарезанный 0,400 пакет п/п (10.71.11.112) - 77 080,87 руб./тонн (август), 78 029,76 руб./тонн (сентябрь); повышение цены - 948,89 руб./тонн. (30,83 (август), 31,21 (сентябрь), повышение цены - 0, 38 руб./шт.)
Судами установлено, что 13.07.2022 ООО "Ульяновскхлебпром" утвержден Прейскурант свободно-отпускных цен на хлебобулочные изделия, вырабатываемые производственными подразделениями ООО "Ульяновскхлебпром", а также ценовые спецификации для каждой торговой сети, предусматривающие скидки от общего прейскуранта цен от 6 до 25%.
Указанный прейскурант предусматривает максимальные цены на продукцию Общества и действовал как на момент подачи заявки на получение субсидии в августе 2022 г., так и на дату предоставления субсидии в сентябре 2022 г.
Покупателями продукции ООО "Ульяновскхлебпром" являются крупные федеральные и местные торговые сети (61%), бюджетные учреждения (17%), а также мелкие организации и индивидуальные предприниматели (22%).
С каждой торговой сетью Обществом согласуется маркетинговый годовой план, предусматривающий акции (скидки) на продаваемый ассортимент; сроки проведения акций также согласовываются в начале финансового года. Данные акции являются кратковременными, действуют, как пояснил главный бухгалтер в судебном заседании, только для конкретной торговой сети (например, магазинах "Магнит" или "Гулливер"), на конкретные наименования продукции. В результате проведения акций по снижению цены по конкретной номенклатуре в одном месяце и отсутствии акции в другом месяце происходят незначительные колебания средней цены по данной номенклатуре по сравнению с другими месяцами.
Так как каждый месяц Обществом реализуется различный объем хлебобулочных изделий по одной и той же номенклатуре, то даже при постоянных ценах на нее, только из-за изменения удельного веса этой продукции в общем объеме реализации, различным покупателям, с учетом и без учета скидок, средняя цена может несущественно, но отличаться от предыдущего месяца в большую или меньшую сторону.
На момент подачи пакета документов для получения субсидии в августе 2022 г. действовало три акции по снижению цены от действующего Прейскуранта на хлебобулочные изделия для торговой сети АО "Тандер" (период действия: с 31.07.2022 по 09.08.2022, с 10.08.2022 по 16.08.2022, с 21.08.2022 по 30.08.2022) и одна акция для торговой сети АО "Гулливер" (период действия: с 23.08.2022 по 05.09.2022).
В сентябре 2022 года после окончания периода действия каждой акции, цены на отгружаемую продукцию вернулись к действующим закрепленным в спецификациях ценам, утвержденным 13.07.2022 г.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что Обществом не повышались цены, установленные с 13.07.2022, а понижались кратковременно, в период проведения акций в августе 2022, на некоторый выборочный ассортимент.
Судами отмечено, что выводы Министерства о повышении цены на продукцию "Хлеб Тостик-Ростик подовый нарезанный в/с (часть изделия) 0,250 пакет п/п (код продукции ОКПД 2: 10.71.11.111 - хлеб недлительного хранения из пшеничной муки)", на 14 копеек за штуку, Хлеб Александровский подовый (часть изделия) нарезанный пакет 0, 350 пакет п/п (10.71.11.112), на 1 руб. 24 коп. за штуку; Хлеб по Деревенски подовый нарезанный в/с 0,500 пакет п/п (10.71.11.111) на 77 копеек за штуку; Хлеб Рижский подовый нарезанный 0,400 пакет п/п (10.71.11.112) на 38 копеек за штуку, основанные на основании математических расчетов по представленной справке, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют установленным в Обществе ценам на данные наименования продукции; отпускные цены на данную продукцию Обществом не менялись.
Была снижена розничная цена на указанную продукцию в торговых сетях (при том что у других покупателей цены не менялись), и только на время проведения акции, что, с учетом реализуемой в торговых сетях продукции в объеме более 60% повлияло на среднемесячную цену номенклатуры, но не свидетельствует об увеличении цены самим Обществом.
При этом, согласно той же справке об отпускной цене, изменение среднемесячной цены всей реализуемой Обществом продукции в сентябре (за вычетом введения новых наименований, производство которых началось в сентябре и не учитывалось в августе при получении субсидий) снизилось на 5 553 руб. 12 коп.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суды пришли к выводу о том, что с 13.07.2022 и на момент вынесения Министерством оспариваемого требования цены на хлебобулочные изделия Обществом не пересматривались и не повышались; нарушения условия предоставления субсидии не допущено.
Формулируя данный вывод, суды приняли во внимание следующие обстоятельства:
Для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств.
В действиях Общества фактов недобросовестного поведения установлено не было. Требования Правил предоставления предприятиям хлебопекарной промышленности субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с производством и реализацией произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий ООО "Ульяновскхлебпром" исполнены.
Пункт 20 Правил предусматривает обязанность возвратить субсидию в бюджет Ульяновской области только в случае выявления нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, несоблюдения получателем субсидии условия соглашения о предоставлении субсидии.
Не установлено нарушения ООО "Ульяновскхлебпром" условий получения субсидии, как и искажения либо недостоверности представленной Обществом информации.
ООО "Ульяновскхлебпром" соответствует всем требованиям, установленным к предприятиям хлебопекарной промышленности - получателям субсидии, в соответствии с п. 5 Правил. Материалами дела также подтверждается, что ООО "Ульяновскхлебпром" добросовестно исполнил принятые на себя обязанности, как получатель субсидии.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что требование о необходимости возврата субсидии от 24.10.2022 исх. N 73-ИОГВ-09-02/4533 противоречит положениям бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, а заявленные ООО "Ульяновскхлебпром".
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку во исполнение требования Обществом была добровольно возвращена полученная субсидия, суд, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, правомерно обязал Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ООО "Ульяновскхлебпром" субсидии в размере 895 611 руб. 75 коп.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Министерства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 февраля 2023 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2023 года по делу N А72-16362/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.
Председательствующий судья А.Д. Хлебников
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
А.Н. Ольховиков