ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-16366/2022 от 26.09.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-8263/2023

г. Казань Дело № А72-16366/2022

02 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сагировой О.В. (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ульяновской области представителей:

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Новомалыклинская детская школа искусств» – Мишалов А.В., доверенность от 28.10.2022,

Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области – Журавлева О.В., доверенность от 09.01.2023,

в отсутствие :

иных лиц, участвующих в деле –извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023

по делу № А72-16366/2022

по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Новомалыклинская детская школа искусств» (ОГРН 1027300785478, ИНН 7312002905) к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области (ОГРН 1027301177518, ИНН 7300000170) об оспаривании пунктов 5,6 представления от 25.10.2022 № 68-11-72/19-5092, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Индекс-Приволжье» (ОГРН 1117325005995, ИНН 7325106891), Областное государственное казенное учреждение «Ульяновскоблстройзаказчик» (ОГРН 1047300995169, ИНН 7325048632), администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» (ОГРН 1027300786303, ИНН 7312001620),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Новомалыклинская детская школа искусств" (далее - МБУ ДО НДШИ, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области (далее – УФК по Ульяновской области, Управление) о признании незаконными пунктов 5 и 6 представления от 25.10.2022 N 68-11-72/19-5092, выданного УФК по Ульяновской области (с учетом принятых судом уточнений).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Индекс-Приволжье"; ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик"; Администрация Муниципального образования "Новомалыклинский район".

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.4.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 5 и 6 представления от 25.10.2022 № 68-11-72/19-5092, выданного УФК по Ульяновской области.

УФК по Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требований заявителя отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.

В отзыве МБУ ДО НДШИ, полагая обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц в суд не представлены.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей УФК по Ульяновской области, заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 16.12.2020 № 054-09-2021-211. Предметом соглашения №054-09-2021-211 является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Ульяновской области субсидии на поддержку отрасли культуры в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, в рамках федерального проекта "Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда")" подпрограммы 4 "Обеспечение условий реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317.

Между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Администрацией муниципального образования "Новомалыклинский район" 15.02.2021 заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету № 73627000-1-2021-011. Предметом Соглашения является предоставление из Бюджета Ульяновской области в 2021-2023 годах бюджету Новомалыклинского муниципального района субсидии на поддержку отрасли культуры, в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при реализации мероприятий по модернизации региональных и муниципальных школ искусств по видам искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного, наследия" на сумму 26 872 700,00 (дополнительным соглашением от 26.07.2021 № 73627000-1-2021-011/3 сумма субсидии уточнена - 24 969 600,00 руб.).

Между Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области и Администрацией муниципального образования "Новомалыклинский район" 29.01.2021 заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования "Новомалыклинский район" из областного бюджета Ульяновской области № 3/2. Предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования "Новомалыклинский район" субсидии на финансирование мероприятий государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного, наследия", субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с оснащением оборудованием муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств для детей в рамках мероприятия "Модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере культуры", на софинансирование расходного обязательства муниципального образования "Новомалыклинский район".

Между Администрацией муниципального образования "Новомалыклинский район" как получателем бюджетных средств, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), и учредителем, и Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Новомалыклинская детская школа искусств" 01.04.2021 заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования "Новомалыклинский район" Ульяновской области № 202021-54688 в целях:

- достижения результатов федерального проекта: "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры (Культурная среда)";

- реализации мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения № 20-2021-54688 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 26.11.2021 № 20-2021-54688/1) субсидия предоставляется в размере 25 741 874,43 руб. из которых:

- Общий размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Ульяновской области бюджету муниципального образования "Новомалыклинский район" Ульяновской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 97%, от общего размера Субсидии, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения составляет в 2021 году 24 969 600,00 руб.

- Объем бюджетных ассигнований, направляемых из бюджета муниципального образования "Новомалыклинский район" Ульяновской области на софинансирование Субсидии, составляет в 2021 году 772 274,73 руб., или 3% от общего размера Субсидии.

По результатам электронного аукциона между Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Новомалыклинская детская школа искусств" (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Проектстройреставрация" (Подрядчик) 02.02.2021 заключен муниципальный контракт № 0168500000620002781 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Новомалыклинская детская школа искусств". Срок выполнения работ до 31.08.2021. Цена контракта определена сметной документацией и составляет 22 486 773,75 руб. Источник финансирования: бюджет РФ – 17 876 985,13 руб., бюджет Ульяновской области по программе "Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов" – 3 935 185,41 руб., бюджет муниципального образования "Новомалыклинский район" по программе "Культура муниципального образования "Новомалыклинский район" Ульяновской области на 2019-2022 годы" – 674 603,21 руб.

Между МБУ ДО НДШИ (Заказчик) и Областным государственным казенным учреждением "Ульяновскоблстройзаказчик" (Исполнитель), заключен безвозмездный договор от 05.02.2021 № 9 на проведение строительного контроля за работами по капитальному ремонту здания МБУ ДО НДШИ (далее - договор № 9), на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 24.05.2017 № 250-пр "О некоторых мерах по повышению качества строительных и ремонтных работ на территории Ульяновской области".

Кроме того, между МБУ ДО НДШИ (Заказчик), и ООО "ИНДЕКС-ПРИВОЛЖЬЕ" (Исполнитель), заключен договор от 01.04.2021 № 29 на оказание услуг по осуществлению строительного надзора, с оказанием услуг по авторскому надзору, с проведением контрольных мероприятий за проведением работ по капитальному ремонту здания МБУ ДО НДШИ, (далее – договор № 29). Стоимость услуг - 476 000 руб.

В период с 20.07.2022 по 13.09.2022 УФК по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за период - 2021 год

Выборочной проверкой использования средств субсидий, предоставленных на реализацию мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта, в рамках соглашения о предоставлении субсидии № 20-2021-54688 (заключенного между Администрацией муниципального образования "Новомалыклинский район" и МБУ ДО НДШИ), УФК по Ульяновской области установлено, что в 2021 году субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта в сумме 476 000,01 руб. неправомерно направлены и использованы на оплату услуг по осуществлению строительного надзора по договору от 01.04.2021 № 29, тем самым причинен ущерб:

- Российской Федерации в сумме 378 609,37 руб. (средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области);

- Ульяновской области в сумме 83 110,31 руб. (средства областного бюджета Ульяновской области);

- Муниципальному образованию "Новомалыклинский район" Ульяновской области в сумме 14 280,33 руб.

По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 13.09.2022 и выдано представление от 25.10.2022 № 68-11-72/19-5092, пунктом 5 которого у Учреждению обеспечить возврат в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств в общей сумме 378 609,37 руб. с указанием кода бюджетной классификации Российской Федерации 054 2 18 55198 01 1002 151 "Доходы (федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" в части ущерба, причиненного Российской Федерации в результате неправомерного направления и использования в 2021 году субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта на оплату услуг по осуществлению строительного надзора по договору от 01.04.2021 № 29. Срок исполнения - до 01.02.2023.

Пунктом 6 Представления указано, что Учреждению необходимо принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения, выразившегося в направлении и использовании субсидии на реализацию мероприятий по модернизации и региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта при проведении капитального ремонта здания МБУ ДО НДШИ на оплату услуг по осуществлению строительного надзора по договору от 01.04.2021 № 29 при оказании услуг по осуществлению строительного контроля Областным государственным казенным учреждением "Ульяновскоблстройзаказчик" по договору от 05.02.2021 № 9 на безвозмездной основе. Срок исполнения - до 01.02.2023.

Не согласившись с пунктами 5, 6 вынесенного представления от 25.10.2022 № 68-11-72/19-5092, МБУ ДО НДШИ обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Статьей 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения (статья 266.1 БК РФ).

Суд первой инстанции учетом пункта 2 статьи 270.2 БК РФ указал, что оспариваемое представление выдано в пределах полномочий УФК по Ульяновской области.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах образования, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из части 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

По мнению УФК по Ульяновской области, учитывая, что МБУ ДО НДШИ заключен договор № 9 на безвозмездной основе на проведение строительного контроля на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 24.05.2017 № 250-пр "О некоторых мерах по повышению качества строительных и ремонтных работ на территории Ульяновской области", заключение дополнительного договора № 29 на осуществление строительного надзора и осуществление оплаты по нему являются неправомерными.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2.1.1 договора № 29 Исполнитель в согласованные сторонами и определенные в настоящем договоре сроки обязуется оказать услуги по авторскому надзору, которые включают в себя проведение следующих контрольных мероприятий: проверка в процессе ремонта соответствия выполненных строительно-монтажных работ проектным решениям, сметной документации; при обнаружении отступлений от проектно-сметной документации, использования материалов и выполнения работ, качество которых не отвечает требованиям ГОСТ, СНиП, выдавать предписание о приостановке работ и устранению нарушений; контроль своевременного устранения дефектов и недостатков. Согласно приказу ООО «ИНДЕКС-ПРИВОЛЖЬЕ» от 08.04.2021 «О назначении ответственных лиц по осуществлению строительного надзора по договору от 01.04.2021 №29» определен перечень лиц, на которых возложены обязанности по осуществлению строительного надзора.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, указал, что объем услуг по строительному надзору, оказанных ООО "ИНДЕКС-ПРИВОЛЖЬЕ", включал в себя корректировку рабочей документации, лабораторный контроль существующих конструкций, а также и проверку выполнения строительно-монтажных работ на соответствие требованиям рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, в то время как ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" оказывал услуги технического заказчика в части проверки выполнения работ на соответствие требованиям рабочей документации и требованиям технических регламентов.

Также отмечено, что окончательный объем услуг, оказанных ООО "ИНДЕКС-ПРИВОЛЖЬЕ" по строительному надзору при проведении работ по капитальному ремонту здания МБУ ДО "НДШИ", был отчетливо определен лишь на завершающем этапе строительно-монтажных работ и зафиксирован сторонами в Дополнительном соглашении № 1 к договору № 29 от 01.04.2021.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения правовых норм в указанной части, отметив, что законодательство не содержит запрета на привлечение двух организаций для осуществления строительного и авторского контроля и надзора, тем более договоры с ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" и ООО "Индекс-Приволжье" содержат различный перечень оказываемых услуг: по безвозмездному договору с ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" представители участвовали только в подписании актов приемки выполненных работ, по договору с ООО "Индекс-Приволжье" перечень услуг был гораздо шире, что подтверждается условиями договора от 1.04.2021 и дополнительным соглашением от 15.11.2021.

При этих условиях является обоснованным решение заказчика, не являющимся профессионалом в сфере строительства, в целях минимизации нарушений при проведении работ по капитальному ремонту здания школы (как указано в возражениях на акт проверки), о заключении с ООО "ИНДЕКС-ПРИВОЛЖЬЕ" договора от 01.04.2021 № 29.

Доводы УФК по Ульяновской области о том, что заключение договора между МБУ ДО НДШИ и ООО "ИНДЕКС-ПРИВОЛЖЬЕ" привело к неправомерному неэффективному расходованию средств субсидии, отклонены судом первой инстанции, отметившим, сводный сметный расчет проектной документации включает в себя затраты заказчика на организацию строительного контроля в размере 2,14%.

Цена работ по договору с ООО "Индекс-Приволжье" не превысила заложенную сметой стоимость. Денежные средства в сумме 476 000,01 руб. (из них 378 609,37 руб. субсидия за счет федерального бюджета) потрачены на строительный контроль (надзор) в соответствии с целевым назначением, предусмотренным проектной документацией и Программой. Двойного расходования денежных средств не допущено, поскольку договор с ОГКУ «Ульяновсоблстройзаказчик» является безвозмездным.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты 5, 6 представления УФК по Ульяновской области не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку возлагают на Учреждение выполнение обязанностей, не предусмотренных законом, и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе УФК по Ульяновской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Доводы кассационной жалобы УФК по Ульяновской области, по которым оно не согласно с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка в обжалуемых судебных актах.

В соответствии с положениями АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2023 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу № А72-16366/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Н. Ольховиков