АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9057/2023
г. Казань Дело № А72-16608/2022
16 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Галиуллина Э.Р., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гильмутдиновой Д.Х.
при участии в судебном заседании:
общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания» – ФИО1 (доверенность от 31.07.2023 № 13), после перерыва,
федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2 (доверенность от 05.12.2022 № 1331),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (судебные онлайн-заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания»
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023
по делу № А72-16608/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания», г. Ульяновск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании заключить проекты дополнительных соглашений к государственным контрактам, согласовать расчет тарифа по нерегулируемым котельным, при участии третьего лица – Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания» (далее – Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение, ответчик), в котором просило обязать ответчика заключить проекты дополнительных соглашений к государственным контрактам от 21.02.2022 № 001-ТЭ-01/22-МО, 24.12.2021 № 002-ТЭ-01/22-МО, а также согласовать расчет тарифа по нерегулируемые котельным: № 33, расположенной по адресу: военный городок № 8, г. Ульяновск, п. Поливно; № 3, расположенной по адресу: военный городок № 5, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 5, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 6 <...>, расположенной по адресу: военный городок № 16, <...>.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2022 исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер по делу № А40-195986/2022.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2022 дело № А40-195986/2022 передано на рассмотрение Арбитражного суда Ульяновской области.
Судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований, в котором истец просил:
- обязать Учреждение заключить дополнительные соглашения к государственным контрактам от 21.02.2022 № 001-ТЭ-01/22-МО, 24.12.2021 № 002-ТЭ-01/22-МО на условиях, изложенных в прилагаемых проектах соглашений;
- согласовать расчет тарифа по котельным, не подлежащим государственному регулированию: № 33, расположенной по адресу: военный городок № 8, г. Ульяновск, п. Поливно, № 3, расположенной по адресу: военный городок № 5, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 5, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 6, <...>, д. 46, в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 2393,34 руб./Гкал в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 4615,11 руб./Гкал.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, выводов судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывается, что является неверным вывод судов об отсутствии оснований для изменения контрактов в связи с существенным изменением обстоятельств.
При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции в судебном заседании 03.10.2023 объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 11 часов 00 минут 09.10.2023. Информация о перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Судами установлено и следует из материалов дела, 01.07.2021 между Министерством обороны Российской Федерации (концедент) и Компанией (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» № 370/7/КС-5, согласно которому концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств создать и (или) реконструировать в соответствии с приложением № 3 «Задание и основные мероприятия по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения (котельных), входящих в состав объекта концессионного соглашения» имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего Концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту и осуществлять с использованием (эксплуатации) объекта Концессионного соглашения, деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах дислокации объектов системы теплоснабжения Минобороны России, расположенных на территории Ульяновской области (пункт 1.1 Концессионного соглашения).
Объектом Концессионного соглашения является технологически связанное между собой недвижимое и движимое имущество, относящееся к 9 объектам теплоснабжения Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области, и предназначенное для осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Концессионного соглашения (пункт 2.1 Концессионного соглашения).
Сведения о составе, описании и о технико-экономических показателях объекта Концессионного соглашения приведены в приложении № 1 «Адресный перечень объектов теплоснабжения и технико-экономические показатели» и № 2 «Состав и описание зданий, сооружений и иного имущества объекта Концессионного соглашения» настоящего Концессионного соглашения (пункт 2.2 Концессионного соглашения).
Согласно пункту 9.1 Концессионного соглашения Концессионное соглашение вступает в силу со дня его подписания. Если Концессионное соглашение не прекращается досрочно, срок действия Концессионного соглашения составляет 15 лет с даты заключения Концессионного соглашения. Срок действия Концессионного соглашения может продлеваться с согласия концессионера в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и определенных Концессионным соглашением.
Между Учреждением (заказчик) Компанией (теплоснабжающая организация) 21.02.2022 заключен государственный контракт № 001-ТЭ-01/22-МО на оказание услуг теплоснабжения для нужд Учреждения, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация, действующая в порядке реализации условий Концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» от 01.07.2021 № 370/7/КС-5, обязуется поставить (отпустить) объектам Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственным казенным, бюджетным и автономным учреждениям, а также иным потребителям, технологически подключенным к данным объектам через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Государственный контракт от 21.02.2022 № 001-ТЭ-01/22-МО заключен в редакции протокола согласования разногласий и с учетом дополнительных соглашений № 1, 2, 3.
Согласно пункту 2.3 контракта государственный заказчик обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим теплоснабжения, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении теплопотребляющих установок и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта датой начала оказания услуг теплоснабжения является 01.01.2022.
Согласно пункту 4.1 контракта (с учетом протокола согласования разногласий и дополнительных соглашений № 1, 2, 3) цена контракта составляет 69 325 972 руб. 84 коп., в том числе НДС по ставке 20% – 11 554 328 руб. 81 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.2 контракта расчет стоимости теплоснабжения производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 контракта регулируемые тарифы на теплоснабжение утверждаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нерегулируемые определяются соглашением сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.7 контракта цена контракта рассчитана с учетом условий концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» от 01.07.2021 № 370/7/КС-5.
Согласно пункту 5.1 контракта оплата по настоящему контракту осуществляется государственным заказчиком по тарифам на теплоснабжение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 5.1.1 контракта стороны, руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорились осуществлять расчеты за тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения по договорной цене за единицу оказываемой услуги в связи с отсутствием утвержденного уполномоченным органом тарифа на услуги, оказываемые теплоснабжающей организацией по контракту, на дату начала оказания услуг (Приложение № 8).
Согласно пункту 5.1.2 контракта расчет за горячую воду производится по регулируемым тарифам, утвержденным органом регулирования, установленным в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием:
- компонента на холодную воду равного тарифу на холодную воду, утвержденному органом регулирования;
- компонента на тепловую энергию равного договорной цене на тепловую энергию, определенной в соответствии с пунктом 5.1.1 настоящего Контракта.
Цена на тепловую энергию и тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), действующие на момент заключения контракта, указаны в Приложении № 2 к настоящему контракту.
При изменении тарифа на горячую воду в виде компонента на холодную воду в период действия договора «Потребитель» ставится в известность через средства массовой информации (в том числе через официальный сайт теплоснабжающей организации) с последующим оформлением дополнительного соглашения к договору.
Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022 (пункт 11.1 контракта).
Услуги должны быть оказаны в срок с 01.01.2022 по 31.12.2022, а в части оплаты до полного исполнения сторонами обязательств.
Между Учреждением (заказчик) и Компанией (теплоснабжающая организация) 24.12.2021 заключен государственный контракт № 002-ТЭ-01/22-МО на оказание услуг теплоснабжения для нужд Учреждения, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация, действующая в порядке реализации условий Концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» от 01.07.2021 № 370/7/КС-5, обязуется поставить (отпустить) объектам Министерства обороны Российской Федерации, указанным в приложении № 1 контракта, через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта датой начала оказания услуг теплоснабжения является 01.01.2022.
Цена контракта составляет 1 483 133 руб. 64 коп., в том числе НДС по ставке 20% – 247 188 руб. 94 коп. (пункт 4.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 контракта расчет стоимости теплоснабжения производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 контракта регулируемые тарифы на теплоснабжение утверждаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нерегулируемые определяются соглашением сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.7 контракта цена контракта рассчитана с учетом условий Концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» от 01.07.2021 № 370/7/КС-5.
Согласно пункту 5.1 контракта оплата по настоящему контракту осуществляется государственным заказчиком по тарифам на теплоснабжение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 5.1.1 контракта стороны, руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорились осуществлять расчеты за тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения по договорной цене за единицу оказываемой услуги в связи с отсутствием утвержденного уполномоченным органом тарифа на услуги, оказываемые теплоснабжающей организацией по контракту, на дату начала оказания услуг (Приложение № 8).
Согласно пункту 5.1.2 контракта расчет за теплоснабжение производится по регулируемым тарифам, утвержденным органом регулирования, установленным в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием:
- компонента на холодную воду равного тарифу на холодную воду, утвержденному органом регулирования;
- компонента на тепловую энергию равного договорной цене на тепловую энергию, определенной в соответствии с пунктом 5.1.1 настоящего Контракта.
Цена на тепловую энергию и тариф на теплоснабжение, действующие на момент заключения контракта, указаны в Приложении № 2 к настоящему Контракта.
При изменении тарифа на теплоснабжение в виде компонента на холодную воду в период действия договора государственный заказчик ставится в известность через средства массовой информации (в том числе через официальный сайт теплоснабжающей организации) с последующим оформлением дополнительного соглашения к контракту.
Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022 и действует по 31.12.2022.
Компанией в адрес учреждения 26.07.2022 было направлено письмо № 378 с расчетом тарифа по нерегулируемым котельным: № 33, расположенной по адресу: военный городок № 8, г. Ульяновск, п. Поливно, № 3, расположенной по адресу: военный городок № 5, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 5, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 6, <...>, расположенной по адресу: военный городок № 16, <...>, а также дополнительные соглашения к государственным контрактам от 21.02.2022 № 001-ТЭ-01/22-МО, 24.12.2021 № 002-ТЭ-01/22-МО на оказание услуг теплоснабжения.
До настоящего времени ответ на ранее направленные письма в адрес компании не поступал. Тариф по вышеуказанным котельным не согласован и дополнительные соглашения к государственным контрактам не подписаны, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Истцом представлены проекты дополнительных соглашений к государственным контрактам от 21.02.2022 № 001-ТЭ-01/22-МО, 24.12.2021 № 002-ТЭ-01/22-МО.
В обоснование заявленных требований истцом представлено экспертное заключение тарифа на производство и передачу тепловой энергии на 2022 год от котельных, оказывающих услуги теплоснабжения (теплоноситель-вода) объектам Министерства Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области (т. 2, л.д. 23-89).
Согласно выводам экспертного заключения экономически-обоснованным является тариф для котельных, не подлежащих регулированию, в размере 4615,11 руб./Гкал.
При этом эксперт указал, что тариф, рассчитанный по показателям Концессионного соглашения, применяемый к объектам, не подлежащим государственному регулированию, и тариф, рассчитанный по показателям финансово-тарифной модели, суммарно, не обеспечивают необходимую валовую выручку организации, что приводит к убыткам концессионера.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор теплоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда согласно вышеуказанной норме права условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 29 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком, в том числе посредством применения тарифного метода.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
По общему правилу изменение существенных условий контракта в ходе его исполнения не допускается, за исключением определенных в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ случаев изменения контракта по соглашению сторон.
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Согласно части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Частью 2.2 данной статьи установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 гигакалорий за 2017 год.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу пункта 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Исследовав и оценив представленные истцом доказательства, суды пришли к выводу, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил в материалы дела бесспорные доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий, приведенных в статьях 450, 451 ГК РФ, как основания для изменения контрактов.
При этом представленное истцом экспертное заключение тарифа на производство и передачу тепловой энергии на 2022 год, от котельных, оказывающих услуги теплоснабжения (теплоноситель-вода) объектам Министерства Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области, не принято судами в качестве надлежащего доказательства, поскольку истец, являясь профессиональным участником правоотношений в области теплоснабжения, исходя из сложившейся ситуации на рынке, до заключения договора с ответчиком мог предвидеть возможность роста цен и соответственно невозможности исполнения обязательств перед ответчиком по установленной в договоре цене.
Также суды указали, что в соответствии с пунктом 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Следовательно, изменение договора в судебном порядке влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время.
Согласно условиям представленных контрактов срок действия контрактов истекает 31.12.2022, следовательно, основания для распространения вносимых в договор изменений на период, предшествующий вступлению в законную силу решения суда о внесении таких изменений, не имеется.
Наличие совокупности условий, приведенных в статьях 450, 451 ГК РФ, как основания для изменения контрактов, материалами дела не подтверждено.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу № А72-16608/2022 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин
Судьи Э.Р. Галиуллин
Ф.В. Хайруллина