ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-17461/2021 от 03.08.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6353/2023

г. Казань Дело № А72-17461/2021

10 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мухаметшина Р.Р., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «ТРАНС-СЕРВИС» – Спиридоновой О.И., доверенность от 15.09.2022,

Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области – Воробьевой А.И., доверенность от 30.12.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТРАНС-СЕРВИС»

на решение

по делу №А72-17461/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТРАНС-СЕРВИС» (ОГРН 1137325004673, ИНН 7325122710), г. Ульяновск, к УФНС России по Ульяновской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Ханты-Мансийскдорстрой», ООО «Строй Альянс», о признании незаконным решения от 16.07.2021 № 2274

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ТРАНС-СЕРВИС» (далее – заявитель, ООО «ТРАНС-СЕРВИС», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – ответчик, Управление, налоговый орган), о признании незаконным решения от 16.07.2021 №2274.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Акционерное общество «Ханты-Мансийскдорстрой», Общество с ограниченной ответственностью «Строй Альянс» (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2022 ходатайство ООО «ТРАНС-СЕРВИС» о снижении размера налоговых санкций оставлено без удовлетворения, заявление ООО «ТРАНС-СЕРВИС» оставлено без удовлетворения.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 решением Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.

Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты судов предыдущих инстанций и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что выводы судов о нереальности хозяйственных операций с контрагентами, носят формальный характер, поскольку не соответствуют собранным по делу доказательствам. Общество ссылается на необоснованность выводов налогового органа о неправомерном включении в состав расходов по налогу на прибыль организаций стоимости поставленного песка и щебня от спорных контрагентов (ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Тандем», ООО «Олимп», ООО «Кузинструмент», ООО «Агротехойлснаб»). По мнению заявителя, неявка руководителей спорных контрагентов, как и не представление ими документов не зависит от налогоплательщика и не может быть основанием для признания налоговой выгоды налогоплательщика необоснованной, отсутствует согласованность действий со спорными контрагентами.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Управления в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, изучив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска в отношении ООО «Транс-Сервис» проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2017 по 31.12.2018., по результатам которой составлен акт проверки от 14.12.2020 № 2512, дополнении к акту налоговой проверки от 09.03.2021 №1, а также вынесено решение от 16.07.2021 № 2274 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 5 309 441,00 рублей, пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 390 732,19 рублей, статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 45 427 рублей, пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 600,00 рублей, доначислены: налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 17 842 426,00 рублей; налог на прибыль организаций в размере 18 991 429,00 рублей (федеральный бюджет - 2 848 714,00 рублей, бюджет субъекта Российской Федерации - 16 142 715,00 рублей); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 2 449 524,06 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 567 846,14 рублей; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 322 891,82 рублей, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент (далее - НДФЛ) в размере 1 447 446,00 рублей и соответствующие пени в общей сумме 15 736 600,27 рублей.

Решением Управления от 27.10.2021 № 07-07/19100® апелляционная жалоба ООО «Транс-Сервис» удовлетворена частично, решение Инспекции № 2274 от 16.07.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в сумме доначисления налога на прибыль в размере 567 060 рублей, в том числе налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 85 059 рублей, налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 482 001 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 56 706 рублей, в том числе налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 8 506 рублей, налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 48 200 рублей, соответствующих сумм пени по налогу на прибыль, штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган документов в размере 400 рублей.

В остальной части решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.07.2021 № 2274 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается операция по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

По своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг.

Обусловленная природой НДС стадийность взимания данного налога в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) предполагает, что использование права на вычет налога покупателем предопределяется непрерывным предъявлением налога по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (пункт 1 статьи 168 НК РФ) и принятием в связи с этим каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (пункт 1 статьи 173 НК РФ). Соответственно, отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В пунктах 1 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление № 53) разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы; налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Таким образом, в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ под искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения следует понимать любое искажение налогоплательщиком сведений налогового и (или) бухгалтерского учета и налоговой отчетности в целях незаконного уменьшения налога (зачета, возврата).

Указанные искажения могут быть осуществлены, в частности, за счет: отражения нереальных хозяйственных операций (которые фактически не осуществлялись); не учета объектов налогообложения; неправомерного заявления налоговых льгот; отражения иных заведомо неправомерных данных.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ налогоплательщик не освобожден от доказывания правомерности принятия расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, при этом налогоплательщик должен представить такой пакет документов, который исключает различные противоречия и сомнения как с формальной точки зрения (оформление), так и с фактической (осуществление финансово - хозяйственных операций).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению и исследованию, является реальность заявленных налогоплательщиком хозяйственных операций, по которым учтены расходы по налогу на прибыль организаций и налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость. Реальность каждой хозяйственной операции определяется путем исследования хозяйственных и бухгалтерских документов на предмет их достоверности, подтверждения факта приобретения товара (оказания услуг, выполнения работ) именно заявленными контрагентами.

При этом, бремя доказывания размера документально не подтвержденных операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке лежит на налогоплательщике.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Транс-Сервис» зарегистрировано 25.07.2013, располагается по адресу г. Ульяновск, ул. Промышленная, 59а, помещение 29, применяет общую систему налогообложения. В собственности ООО «Транс-Сервис» в 2017 году - 23 транспортных средства (в том числе самоходные средства, грузовые и легковые транспортные средства), в 2018 году приобретено дополнительно 12 автомобилей и 6 полуприцепов -цистерн у ООО «Альфамобиль» по договорам лизинга.

Учредители: Машкин Денис Владимирович ИНН 730800859135 и Казибрид Максим Николаевич ИНН 632505731749 (с долей участия 50% соответственно). Генеральный директор - Машкин Денис Владимирович (с 06.07.2015). Основным видом деятельности заявлено - Производство общестроительных работ (ОКВЭД 45.21), осуществляемый в проверяемом периоде вид деятельности - строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В 2017-2018 годах осуществлялась добыча и реализация ПГС на основании лицензии №УЛН 80102 ТЭ от 23.03.2015, выданной Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на вид деятельности «Разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств» сроком действия до 23.03.2035.

В проверяемый период ООО «Транс-Сервис» выполняло подрядные работы на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 814+000 - км 835+000, Ульяновская область» по устройству временных объездных дорог и оснований из «тощего» дорожного бетона, нарезке герметизации швов в асфальтобетонном покрытии, устройству основания из «тощего» бетона Толщиной 22 см.

Заказчиком вышеуказанных работ являлось «Федеральное Управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» ИНН 5836010699, генеральный подрядчик АО «Ханты-Мансийскдорстрой» ИНН 8601013827.

В ходе проверки установлено, что в период 2017-2018 для производства бетона при выполнении вышеуказанных подрядных работ ООО «Транс-Сервис», согласно представленным документам (договоры поставки, спецификации к договорам, счета-фактуры, товарные и транспортные накладные), закупало щебень и песок у ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Олимп», ООО «Тандем», ООО «Агротехойлснаб» и ООО «Кузинструмент».

Основанием для доначисления НДС и налога на прибыль за 2017-2018 г послужили выводы о том, что ООО «Транс-Сервис» в нарушение пункта 1 статьи 54.1, статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 17 , статьи 252 НК РФ неправомерно включило в состав налоговых вычетов по НДС и в состав расходов по налогу на прибыль стоимость песка и щебня фракции 5х20 М400, поставленного контрагентами ООО "Деревянная Архитектура" ИНН 6317064572, ООО "Тандем" ИНН 6311145514, ООО "Олимп" ИНН 6316226330, ООО "Кузинструмент" ИНН 5803015596, ООО "Агротехойлснаб" ИНН 6324094458, которые, в силу установленных в ходе проверки обстоятельств, не могли выполнить взятые обязательства по заключенным договорам поставки.

По результатам проверки установлено, что контрагентами ООО "Деревянная Архитектура", ООО "Тандем", ООО "Олимп", ООО "Кузинструмент", ООО "Агротехойлснаб" товар в заявленном ассортименте и количестве не приобретался и соответственно не мог быть поставлен в адрес ООО «Транс-Сервис». Фактически при выполнении подрядных работ на автомобильной дороге М-5 «Урал» ООО «Транс-Сервис» использовало щебень и песок, произведенные из добытой песчано-гравийной смеси (далее ПГС) и поставленные взаимозависимым лицом ООО «Строй Альянс», а также поставленных реальными поставщиками.

Основной целью совершения сделок с указанными контрагентами являлось умышленное занижение налоговой базы, искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, имитация отношений по договорам поставки песка и щебня. ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Тандем», ООО «Олимп», ООО «Кузинструмент», ООО «Агротехойлснаб» включены в цепочку поставщиков с единственной целью получения необоснованной экономии в виде завышения расходов по налогу на прибыль и НДС.

По результатам проведенных мероприятий налогового контроля по взаимоотношениям с ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Олимп», ООО «Тандем», ООО «Агротехойлснаб» и ООО «Кузинструмент» Инспекцией установлено фактическое отсутствие поставок щебня и песка, о нереальности хозяйственных операций указывают следующие обстоятельства:

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов экономической деятельности, а также номинальность учредителей/руководителей «спорных» контрагентов: отсутствие по юридическому адресу, денежные средства с расчётных счетов спорных контрагентов в качестве оплаты за аренду помещений не списывались, что свидетельствует об отсутствии реальной экономической деятельности; отсутствие минимального персонала, основных средств, транспорта, производственных мощностей, отсутствие расходов за аренду помещений, коммунальные услуги;

- отсутствие полной оплаты по сделкам со «спорными» контрагентами, заключение формальных договоров цессии и залога;

- транзитность движения денежных средств по расчетным счетам ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Тандем», ООО «Олимп», ООО «Кузинструмент» и их контрагентов с целью обналичивания денежных средств;

- преставление бухгалтерской отчётности с минимальными показателями, использование контрагентами одних ip-адресов, отправка бухгалтерской и налоговой отчётности с одной точки доступа в интернет;

- отсутствие у поставщиков документального подтверждения факта приобретения щебня и песка, наличие у цепочки контрагентов признаков фирм «однодневок» и схем по обналичиванию денежных средств;

- транзитный характер движения денежных средств по расчетному счету, высокая доля налоговых вычетов (от 99,6 %), что свидетельствует о не отражении в декларациях операций с налогоплательщиком;

- заключение договора на третий день после регистрации организации (ООО «Агротехойлснаб» зарегистрировано 21.08.2018, договор поставки заключен 24.08.2018;

- фактическое отсутствие транспортировки «спорного» товара (песка, щебня фракции 5х20 М400) в адрес ООО «Транс-Сервис», фиктивность представленных первичных документов, подтверждающих транспортировку;

- реальная поставка песка и щебня фракции 5х20 М400 осуществлялась взаимозависимым лицом ООО «Строй Альянс» из ПГС, добытой ООО «Транс–Сервис»;

- отсутствие коммерческой осмотрительности в действиях ООО «Транс-Сервис» по заключению сделок со «спорными» контрагентами по поставке песка и щебня;

- уклонение руководителей контрагентов от явки в налоговый орган (руководители организаций ООО «Деревянная Архитектура» (04.06.2019, 22.01.2020, 07.07.2020, 27.01.2021), ООО «Тандем» (09.09.2019, 25.03.2020, 23.07.2020, 27.01.2021), ООО «Олимп» (23.07.2020, 30.07.2020, 26.08.2020, 22.01.2021) неоднократно вызывались в налоговый орган в качестве свидетелей, однако на допрос не явились).

- руководитель ООО «Кузинструмент» Богачев В.А., объявлен в федеральный розыск 08.07.2020 в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) – разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепродуктов, а также технологических связей с ними объектов, из корыстных побуждений, на территории Пензенской области;

- по сведениям ИЦ УМВД России по Ульяновской области Богачев В.А. осужден 15.04.2009 за совершение преступления предусмотренного части 2 статьи 162 УК РФ – разбой, приговорен Засвияжским районным судом г. Ульяновска к 5 годам и 5 месяцам лишения свободы (условно-досрочное освобождение 14.11.2012г), что характеризует личность данного лица как неблагонадежного;

- при сравнении подписи директоров в первичных документах, представленных ООО «Транс-Сервис», установлено визуальное различие подписей между собой;

- расхождение в госномерах транспортных средств, указанных в транспортных накладных «спорных поставщиков» (регистрационные знаки транспортным средствам марки Камаз, Ман, Маз не присваивались, государственные номера автомобилей не существовали на момент осуществления грузоперевозки);

- грузоподъемность транспортных средств меньше чем вес щебня, перевозимого в адрес ООО «Транс-Сервис». Разница грузоподъёмности разрешенной максимальной массы транспортного средства и масса перевозимого щебня составляет от 1 тонны до 4 тонн (транспортная накладная содержит сведения о тоннаже одной единицы техники за один рейс поставляемого груза (щебня);

- собственники транспортных средств дали показания, что им не известны организации ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Транс-Сервис», автомобили в аренду не сдавали, грузоперевозки не осуществляли по следующим автомобилям гос.номер: Н051ТН63, Е250СН163, Р703СВ63, Т218МК163;

- водители не могли осуществить поставку щебня в адрес ООО «Транс-Сервис» в связи с отсутствием водительского удостоверения: Быковский Александр Валерьевич – Камаз ГРЗ Т218МК163; Валиуллов Марат Калимуллович – Камаз ГРЗ К198КВ63; Ибрагимов Фаиг Ибраги оглы – Камаз ГРЗ О521МА163; Камозин Александр Сергеевич – Камаз ГРЗ С425ММ43; Радовский Алексей Викторович – Камаз ГРЗ Т218МК163; Рогалев Михаил Иванович – Камаз ГРЗ Е795АС63;

- по путевым листам невозможно установить движение транспортных средств ООО «Транс-Сервис»;

- невозможность осуществлять поставку щебня фракции 5х20 М400 из карьеров Саратовской области: ООО «Щебень», ООО «Мерв», ООО «Щебень-К» и др. представили сведения, что ООО «Деревянная архитектура», ООО «Тандем» им не известны;

- из карьера №2 Пугачевского района Саратовской области поставка щебеня фракции 5х20 организацией ООО «Тандем» в адрес ООО «Транс-Сервис» не осуществлялась, так как на Государственном балансе запасов данный карьер не числится.

- согласно ответу Министерства лесного хозяйства, окружающей среды природопользования Самарской области (№ 798 от 14.02.2020), в границах муниципального района «Сызранский» Самарской области представлено право пользования недрами Восточно-Губинского участка №1 ООО «Лидер», от которого получен ответ, что щебень фракции 5х20 в адрес ООО «Агротехойлснаб» не поставлялся (в г. Сызрани и Самарской области единственным недропользователем являлось ООО «Лидер»);

- в журнале входного контроля отсутствуют сведения, позволяющие с точностью определить, какого ГОСТа был получен строительный материал от поставщиков, так как у общества отсутствуют сертификаты качества на поставляемый товар, а также лабораторные исследования строительных материалов поставленных якобы ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Тандем», ООО «Олимп», ООО «Кузинструмент», ООО «Агротехойлснаб», а отражение в данном журнале контрагентов является формальным;

- ООО «Транс-Сервис» использовало для строительства дороги М-5 «Урал» незаконно добытые полезные ископаемые, что подтверждается Приговором Новоспасского районного суда Ульяновской области от 14.07.2021 по делу № 1-24/2021, Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.10.2022 № 80-УКС22-242-К6 отказано в передаче кассационной жалобы.

Согласно бухгалтерского учета за 2017-2018:

- общий объем оприходованного песка составил 360 951,59 т, в том числе приобретенного 283 273.89т от реальных поставщиков ООО «Строй Альянс» (произведенный из ПГС - 32 288,506 т и приобретенный у ООО «ПСК» - 136 264,950 т), ООО «Ространс», ООО «Стройтласт» - 180 467,40 т и от «спорных» контрагентов (ООО «Кузинструмент» и ООО «Тандем») - 102 806,49 т и входящего остатка на 01.01.2017 на 77 677.7 тонн;

- общий объем списанного песка ГОСТ 8736-2014 составил 360 242,48 т, значительную долю составляет объем в 219 515,65 т, реализованного в адрес ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» - заказчика выполняемых работ на дороге М-5 «Урал», однако исходя из договора, работы должны производится из материала ООО «ТрансСервис» и 53 683,398 тонн, списанных для производства бетонной смеси для ремонтных работ на дороге М-5 «Урал».

По данным представленных отчетов по производству ООО «Строй Альянс», общий объем песка, произведенного из ПГС, составил в 2017- 32 288,506т и в 2018 - 8 564,775т (из которых фактически поставлено в адрес ООО «Транс-Сервис» 6 531,185т и 8 500т соответственно), разница составляет 25 822.096 тонн.

По представленным ООО «Строй Альянс» документам (договор поставки, счет-фактура и товарная накладная) закупленный песок в 2017 году у ООО «ПСК» в количестве 136 264,950 т, по условиям спецификации к договору поставки, доставлялся транспортом поставщика на объект «Новосспасский район, автомобильная дорога М-5 «Урал», являющийся объектом выполнения работ ООО «Транс-Сервис» (единственного покупателя ООО «Строй Альянс).

Налоговый орган пришел к выводу, что подрядные работы на объекте автомобильной дороги М-5 «Урал» выполнены объемами песка (180 467,40 т), поставленного реальными поставщиками (ООО «Стройтраст» - 23 598,26 т и ООО «Строй Альянс» - произведенного из ПГС - 32 288.506 т и приобретенного у ООО «ПСК» - 136 264,950 т). Объем списанного ООО «Транс-Сервис» песка 140 726,828 т полностью покрывается указанными поставками.

У ООО «Транс-Сервис» в 2017-2018 годах отсутствовала необходимость в поставках песка от спорных поставщиков ООО «Тандем» и ООО «Кузинструмент» в объеме 102 806,49 т в 2017 году.

Таким образом, обстоятельства, установленные в ходе проверки, в своей взаимосвязи и совокупности свидетельствуют об отсутствии у ООО «Транс-Сервис» потребности в поставках песка и щебня от спорных контрагентов и указывают на формальный документооборот, созданный с целью увеличения расходов и получения налоговой экономии в виде минимизации налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что налоговым органом произведен неверный расчет необходимого щебня и песка в 2017,2018гг. для строительства дороги. Потребность песка и щебня рассчитана налоговым органом за год (2017 и 2018), а необходимо производить расчеты по каждому акту выполненных работ за месяц.

Отклоняя указанный довод суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Налоговым органом по представленным ООО «Транс-Сервис» в ходе выездной налоговой проверки документам по рецептуре бетона и данных отчетов по выполненным работам формы КС-2 и КС-3 установлен объём щебня 5х20 М400 и песка, необходимого для выполнения договорных работ на 2017, 2018гг, что отражено в решении налогового органа.

Исходя из указанных данных (в целом по году), налогоплательщик предоставлял свои расчеты израсходованного щебня и песка для строительств дороги, как в заявлении о признании незаконным решения налогового органа от 22.11.2021, так и в последующих расчетах, представленных в суд первой инстанции.

Исходя из рецептуры бетонной смеси и данных отчетов по выполненным работам формы КС-2 и КС-3 установлен необходимый объём щебня 5х20 М400 и песка ГОСТ 8736-2014, необходимого для выполнения договорных работ:

Песка 2017г.- 47 521.6346 тонн, 2018г. - 42 847.3535 тонн (всего- 90 368.9881 тонн).

Щебня в 2017г. - 107 132.8044 тонн, в 2018г. - 65 567.5776 тонн (всего-172 700,382 тонн) (стр. 185,219,254,289, 459 решения).

В 2017-2018гг. ООО «Транс-Сервис» осуществлялась добыча ПГС на основании лицензии №УЛН 80102 ТЭ от 23.03.2015, выданной Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (сроком действия до 23.03.2035).

Добываемая ПГС полностью реализовывалась для переработки взаимозависимому лицу ООО «Строй Альянс» ИНН 6325066301, которое в свою очередь осуществляет переработку добытой породы, производство (дробление) и поставку полученных в результате переработки песка и щебня фракции 5x20 единственному покупателю ООО «Транс-Сервис».

Согласно отчетам о производстве, ООО «Строй Альянс» переработало в 2017г. - 48 433, 835 тонн, в 2018г. -12 847, 161 тонн щебня фракции 5х20.

Приобретено ООО «Строй Альянс» у сторонних организаций и реализовано ООО «Транс-Сервис» 30 971,148 тонн: ООО «Престиж» - 3500 тонн, ООО «Кедр» - 20 585 тонн, (возвращено ООО «Кедр») ООО «Протек» - 2000 тонн, ООО «ПСК» - 1646,148 тонн, ООО «Тандем» - 3240 тонн.

Третье лицо указывало, что списано для собственных нужд - 5 217, 1, при этом документальное подтверждение довода отсутствует.

Приобретено ООО «Транс-Сервис» у реальных поставщиков на 33 615, 55 тонн: ИП Рыков П.В. -1086, 41 тонн ООО «Промэнергосервис» - 12 тонн ООО «Кедр»- 10 500 тонн ООО «Луч» -3016, 4 тонн ООО «СБС»- 9035, 14 тонн ООО «Техноком» - 1000 тонн ООО «Стройтраст» - 6804,7 тонн ООО «Авангард» - 1159 тонн ООО «Альфа ТЭТ» - 1001, 9 тонн остатки щебня 5х20 М400 ООО «Транс-Сервис» на 01.01.2017 - 700 тонн.

Итого: 48 433, 835 + 30 971,148 + 33 615, 55+ 700 - 20 585 =92 862, 533 т., что фактически покрывает потребность ООО «Транс-Сервис» в 2017 году в щебне фракции 5х20 М400 для производства бетонной смеси в 107 132.8044 тонны.

Таким образом, у ООО «Транс-Сервис» отсутствовала необходимость закупки в 2017 году щебня в количестве 48 790,392 тонны у спорных контрагентов ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Олимп», ООО «Тандем» и ООО «Кузинструмент».

Как обоснованно указали суды, в данном случае расчёт количества товара, использованного заявителем в своей деятельности, не имеет определяющего значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку реальность приобретения спорного товара устанавливалась налоговым органом не только на основании количественного анализа приобретенных и использованных в строительстве объемов щебня и песка, но также на основании реальности доставки товаров и его закупки непосредственно у поставщиков ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Тандем», ООО «Олимп», ООО «Кузинструмент», ООО «Агротехойлснаб».

Также заявитель ссылается на то, что суды не рассмотрели вопрос о назначении

Довод заявителя кассационной жалобы о неназначении судами судебной строительно-технической экспертизы для устранения выявленных противоречий в расчетах, на основе которых сделаны выводы о размере налоговых обязательств налогоплательщика, является несостоятельным, поскольку не доказано оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суда, установленных в части 1 статьи 82 АПК РФ.

Ходатайств о назначении экспертизы ни в суде первой, ни в апелляционной инстанции, заявителем не заявлялось.

Помимо прочего, согласно статье 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе. Из анализа приведенной нормы права следует, что назначение экспертизы является правом суда, которое он реализует исключительно по своему усмотрению.

Не усмотрев оснований для назначения экспертизы, суды исходили из возможности рассмотрения спора по имеющимся в деле доказательствам, что соответствует действующему процессуальному законодательству.

Кроме того, на основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

ООО «Транс-Сервис» не согласилось с выводами судов по эпизоду с компенсационными выплатами.

Как следует из материалов дела и подтверждено судами, общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.

В ходе выездной налоговой проверки установлены компенсационные выплаты сотрудникам ООО «Транс-Сервис» за работу в полевых условиях в сумме 11 134 200 рублей, в том числе: в 2017 г. на сумму 4 717 300 рублей, в 2018 г. на сумму 6 416 900 рублей.

Из оспариваемого решения следует, что основанием для доначисления вышеперечисленных взносов и налогов послужили выводы налогового органа о том, что выплата работникам ООО «Транс-Сервис» полевого довольствия в размере 700 рублей в день, носит компенсационный характер, является частью заработной платы работников и подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Заявитель полагает, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Как установили суды, всего налогоплательщиком, в нарушение статей 210, 217, 223, 226 НК РФ, не удержан и не перечислен НДФЛ в сумме 1 447 446 рублей, в том числе: за 2017г. в сумме 613 249 рублей, за 2018г. в сумме 834 197 рублей. В нарушение пункта 1 статьи 420, пункта 1 статей 421, 431 НК РФ занижена налоговая база и не исчислены страховые взносы за 2017 год в общей сумме 1 415 190 рублей, в том числе: - на обязательное пенсионное страхование - 1 037 806,03 рублей - на обязательное медицинское страхование - 240 582,29 рублей - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 136 801,72 рублей.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что согласно Положению от 31.12.2016 о выплате полевого довольствия сотрудникам ООО «Транс-Сервис», определен перечень должностей и профессий, которые осуществляют работу в полевых условиях: машинист бульдозера; геодезист; машинист экскаватора; водитель автомобиля; дорожный рабочий; машинист автогрейдера; заместитель директора по производству; водитель погрузчика; мастер СМР; начальник участка; механик; водитель погрузчика: специалист по материально-техническому снабжению; инженер-лаборант; инженер ПТО.

Работодатель ООО «Транс-Сервис» выплачивает работнику полевое довольствие в размере 700 рублей в сутки за работу в полевых условиях. Выплата полевого довольствия производится за все рабочие дни нахождения на полевых работах. Время выполнения полевых работ, отражается в табеле учета рабочего времени.

В пунктах 1.6 трудовых договорах с работниками отражено, что работа носит разъездной характер.

За выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оклад, компенсация командировочных расходов работника производится на общих основаниях, а также материальное вознаграждение за безупречную работу, компенсационные выплаты согласно положения о выплате полевого довольствия сотрудникам ООО «Транс-Сервис».

Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой статьи 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, производимые в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса в случае их документального подтверждения.

Работники ООО «Транс-Сервис» фактически не понесли расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, поскольку проживали в бытовых вагончиках работодателя, а также доставка сотрудников от места проживания к месту выполнения работ и возвращение домой на выходные дни и обратно осуществлялось с использованием транспортных средств, принадлежащих ООО «Транс Сервис»; отчеты и документы, подтверждающие расходы не составлялись.

ООО «Транс-Сервис» в нарушение части 1 статьи 168.1 ТК РФ, статей 210, 217, 223, 226, пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421, 431 НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, подтверждающие произведенные расходы также не представлены. Учетной политикой за 2017-2018 ООО «Транс-Сервис» не предусмотрены нормы возмещения работ в полевых условиях, а также состав документов, которым организация будет подтверждать правомерность возмещения расходов работников, работающих в полевых условиях.

С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что выплаты в сумме 700 рублей в день в виде полевого довольствия за работу не носят компенсационный характер, предусмотренный трудовым законодательством, а являются выплатами, произведенными организацией работникам в рамках трудовых отношений и подлежащими обложению налогом на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах, суды правомерно отклонили доводы заявителя по указанному и эпизоду и оставили требования налогоплательщика в указанной части без удовлетворения.

Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 600 рублей.

Ввиду отсутствия у налогоплательщика доверенностей поставщиков, актов о приемке выполненных работ и заявок на оказание услуг по перевозке грузов, требования заявителя удовлетворены частично, и размер штрафных санкций в редакции решения Управления составил 400 рублей. В указанной части заявитель доводов о неправомерности решения налогового органа не привел.

При этом общество заявило об учете смягчающих обстоятельств, в части взыскания штрафа, в связи с тяжелым материальным положением Общества (наличие задолженности перед контрагентами, кредитных договоров с банком, лизингодателями, арестом расчётных счетов, наличие задолженности по налогам и сборам); отсутствие умышленных действий со стороны ООО «Транс-Сервис».

При рассмотрении материалов налоговой проверки, налоговым органом принято решение о снижении штрафных санкций, предусмотренных пунктами 1, 3 статьи 122, статьи 123 НК РФ, в 2 раза, в связи с отсутствием у ООО «Транс-Сервис» задолженности по налогам, ранее налогоплательщик не привлекался к ответственности за вменяемое аналогичное правонарушение.

По пункту 3 статьи 122 НК РФ штрафные санкции снижены с 10 618 882 рублей до 5 309 441 рублей, по пункту 1 статьи 122 НК РФ, снижены с 718 464,4 рублей до 390 732,19 рублей, по статье 123 НК РФ снижены с 90 854,2 рублей до 45 427 рублей, всего штрафные санкции по пунктам 1, 3 статей 122, 123 НК РФ снижены на 5 745 600, 19 рублей.

Таким образом, с учетом уменьшения размера налоговых санкций, произведенного налоговым органом, размер начисленного штрафа по статьям 122, 123 НК РФ является соразмерным тяжести, характеру допущенного нарушения, степени вины общества в допущенном нарушении и иным обстоятельствам дела, соответствует принципам законности и справедливости, основания для дополнительного снижения штрафных санкций отсутствуют.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

При изучении всех обстоятельств дела судами сделаны обоснованные выводы о том, что общество в нарушение пункта 1 статьи 54.1, статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статей 172, 252 НК РФ неправомерно включило в состав налоговых вычетов по НДС и в состав расходов по налогу на прибыль стоимость песка и щебня фракции 5х20 М400, поставленного контрагентами ООО «Деревянная Архитектура» ИНН 6317064572, ООО "Тандем" ИНН 6311145514, ООО «Олимп» ИНН 6316226830, ООО «Кузинструмент» ИНН 5803015596, ООО «Агротехойлснаб» ИНН 6324094458, которые, в силу установленных в ходе проверки обстоятельств, не могли выполнить взятые обязательства по заключенным договорам поставки: товар в заявленном ассортименте и количестве не приобретался и соответственно не мог быть поставлен в адрес ООО «Транс-Сервис».

В данном случае совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что основной целью совершения сделок с указанными контрагентами являлось умышленное занижение налоговой базы, искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, имитация отношений по договорам поставки песка и щебня. Названные контрагенты были включены в цепочку поставщиков с единственной целью получения необоснованной экономии в виде завышения расходов по налогу на прибыль и НДС.

Поставка товара спорными контрагентами ООО «Деревянная Архитектура», ООО «Тандем», ООО «Олимп», ООО «Кузинструмент», ООО «Агротехойлснаб», на что ссылается заявитель в подтверждении реальности хозяйственных операций, опровергается совокупностью доказательств, собранными налоговым органом в ходе проведения проверки, при этом не подтверждена обществом в ходе судебного разбирательства.

Основываясь на совокупности приведенных нормативных положений и обстоятельств дела, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статей 65, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального и процессуального права, суды пришли к выводу о том, что налоговым органом доказан факт совершения умышленных действий, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, которые привели к неправомерной неуплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и отказали в удовлетворении требований заявителя.

Кассационная коллегия обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты отвечают требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку основаны на правильном применении норм процессуального права, содержат обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу № А72-17461/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи Р.Р. Мухаметшин

Э.Т. Сибгатуллин