ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-17634/2009 от 07.09.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А72-17634/2009

10 сентября 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Королевой Н.Н.,

судей Нагимуллина И.Р., Александрова В.В.,

в отсутствие:

истца – извещен, не явился,

ответчика – извещен, не явился,

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.02.2010 (судья Лобанова И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Кувшинов В.Е.)

по делу № А72-17634/2009

по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, к открытому акционерному обществ «Санаторий «Итиль», г. Ульяновск, о признании конкурса по отбору аудиторских организаций в целях заключения контрактов на осуществление аудита за 2009, 2010, 2011 годы недействительным, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Аудит-Регион», г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Диалог», г. Ульяновск, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к открытому акционерному обществу «Санаторий «Итиль» (далее – ОАО «Санаторий «Итиль») о признании конкурса по отбору аудиторских организаций в целях заключения контрактов на осуществление аудита ОАО «Санаторий «Итиль» за 2009, 2010, 2011 годы, проведенного 27.04.2009, недействительным.

Определением суда от 19.10.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Регион» (далее – ООО «Аудит-Регион»), общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Диалог» (далее – «Аудиторская фирма «Диалог»).

Определением от 12.11.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010, исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе УФАС по Ульяновской области просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Извещение о проведении конкурса не размещено на официальном сайте. ООО «Аудиторская фирма «Диалог» не были представлены учредительные документы с заявкой на участие в конкурсе, следовательно, при проведении конкурса были допущены нарушения, которые привели к признанию победителем ООО «Аудиторская фирма «Диалог», которое не должно быть допущено к участию в конкурсе. Несоответствие конкурсной документации требованиям закона привело к нарушению порядка определения победителя конкурса. Факт исполнения договора на оказание аудиторских услуг не должен расцениваться как одно из препятствий для признания недействительными торгов, кроме того, аудит за 2010, 2011 годы не осуществлялся, а конкурс включал право заключения контракта на проведение аудита на 2009, 2010, 2011 годы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.04.2009 ОАО «Санаторий «Итиль» проведен открытый конкурс на право заключения контракта на  проведение аудита ОАО «Санаторий «Итиль» за 2009, 2010, 2011 годы. Победителем конкурса было признано ООО «Аудиторская фирма «Диалог».

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Согласно протоколу единственного акционера ОАО «Санаторий «Итиль» от 22.05.2007 № 1 100% акций ОАО «Санаторий «Итиль» принадлежит Ульяновской области в лице Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ныне – Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области).

С учетом данной правовой нормы ОАО «Санаторий «Итиль» обязано заключать договор на оказание услуг обязательного аудита только по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ, Закон о размещении заказов).

Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 229-р (www.zakupki.gov.ru), а постановлением Правительства Ульяновской области от 31.12.2008 № 548-П определен официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для нужд Ульяновской области (www.zakupki.gov.ru).

УФАС по Ульяновской области полагая, что ОАО «Санаторий Итиль» при проведении конкурса нарушены нормы Закона о размещении заказов, обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из отсутствия оснований для признания конкурса недействительным.

При исследовании и оценке имеющихся доказательств судами установлено, что извещение о проведении конкурса по отбору аудиторской организации опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» от 25.03.2009 № 21 и размещено в сети Интернет на сайте ОАО «Санаторий «Итиль» www.itilsanatorim.ru, что не противоречит законодательству.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона № 94-ФЗ уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса.

Довод УФАС по Ульяновской области о том, что информация о конкурсе не размещено на официальном сайте, определенном постановлением Правительства Ульяновской области от 31.12.2008 № 548П, правомерно отклонен судами, поскольку ОАО «Санаторий «Итиль» является не государственным заказчиком, а самостоятельной коммерческой организацией, удовлетворяющей свои потребности в аудите в рамках обычной хозяйственной деятельности, а постановление Правительства Ульяновской области от 31.12.2008 № 548-П определяет официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области. В данном случае речь не идет об удовлетворении потребностей Ульяновской области либо государственных заказчиков за счет средств областного бюджета, следовательно, требование о публикации сообщений о проведении конкурса на сайтах государственных структур не имеет правовых оснований.

Таким образом, выводы суда в обжалуемых актах о том, что избранный организатором конкурса способ размещения информации о конкурсе обеспечил доступность данной информации для желающих участвовать в конкурсе, являются верными. Судами установлено, что все желающие были допущены к участию в конкурсе и приняли в нем участие.

Довод УФАС по Ульяновской области о том, что ООО «Аудиторская фирма «Диалог» было допущено к участию в конкурсе необоснованно, поскольку им был представлен не весь пакет документов, не представлены копии учредительных документов, судами проверен.

Судами установлено, что требование о необходимости представления участниками конкурса учредительных документов в конкурсной документации отсутствовали, однако ООО «Аудиторская фирма «Диалог» представило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую необходимую информацию об обществе (учредителях, уставном капитале и т.д.). Непредставление учредительных документов определено судами как несущественное нарушение, которое не могло повлиять на результат проведенного конкурса, не привело к нарушению порядка проведения торгов.

Ссылка УФАС по Ульяновской области на то, что конкурсная документация не соответствует части 3 статьи 25 Федерального закона № 94-ФЗ, а именно в части требования о представлении копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), подлежит отклонению. Между тем конкурсная документация никем не оспорена, а порядок проведения конкурса не нарушен.

Суды пришли к правильному выводу о том, что несоответствие конкурсной документации требованиям Федерального закона № 94-ФЗ в части неуказания требования о представлении учредительных документов юридических лиц в данном случае не может повлечь признания конкурса недействительным, поскольку не нарушило чьих-либо прав и законных интересов, не ограничило конкуренцию.

Кроме того, судом установлено, что 25.05.2009 между ООО «Аудиторская фирма «Диалог» и ОАО «Санаторий «Итиль» заключен договор на оказание аудиторских услуг, согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение следующих работ: а) проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности заказчика за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 и составление аудиторского заключения о достоверности этой отчетности, а также письменной информации (отчета) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; б) консультации и документальное оформление их результатов. В соответствии с пунктом 1.2 договора сроки выполнения работы – 10.04.2010. Таким образом, победителем торгов начато исполнение договора.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку, и по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу № А72-17634/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Н.Н. Королева

Судьи И.Р. Нагимуллин

В.В. Александров