ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-19731/2009 от 13.07.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А72-19731/2009

13 июля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Филимонова С.А.,

судей Афанасьева И.Н., Закировой И.Ш.,

при участии:

заявителя – Клюшненкова И.А. по доверенности от 01.04.2010 № 25,

в отсутствие:

ответчика – извещен, не явился,

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2010 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.),

по делу № А72-19731/2009

по заявлению областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительными решения от 30.11.2009 по делу № 5993/03-2009 и предписания от 30.11.2009 № 88,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства экономики Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-16», Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – департамент, заказчик,) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании (с учетом принятых судом первой инстанции 25.12.2009 уточненных требований) недействительными решения от 30.11.2009 по делу № 5993/03-2009 и предписания от 30.11.2009 № 88 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление, антимонопольный орган).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономики Ульяновской области; общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-16»; Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – правопреемник Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическом), технологическому и атомному надзору по Ульяновской области (Управление Ростехнадзора по Ульяновской области).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие обжалуемых судебных актов фактическим обстоятельствам дела и нарушение судами норм материального права.

Департамент автомобильных дорог Ульяновской области возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 23.11.2009 в Управление поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-16» на действия заказчика (заказчик - департамент; уполномоченный орган - Министерство экономики Ульяновской области) при проведении открытого аукциона на выполнение работ по содержанию первого пускового комплекса первой очереди мостового перехода через реку Волга в городе Ульяновске и сооружений на нем.

В жалобе, адресованной в антимонопольный орган, общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-16» указало на незаконность требования, изложенного в подпункте «б» пункта 3 части 27 информационной карты аукционной документации: о приложении участником размещения заказа к заявке копии действующей лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, или копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В указанной части Управление признало жалобу обоснованной.

Кроме того, общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-16» в жалобе указало на включение в один лот технологически не связанных работ: работы, включенные в пункт 19 сметы, стоимостью 2 255 руб. не связаны с уборкой снега. В этой части Управление признало жалобу необоснованной.

Проверив обоснованность жалобы, 30.11.2009 Управление вынесло решение, которым признало жалобу частично обоснованной: в действиях заказчика признано нарушение части 3 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ). На заказчика и уполномоченного органа возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем аннулирования торгов, на что выдано предписание. Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности должностного лица заказчика за установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов. Антимонопольный орган выдал предписание от 30.11.2009 № 88, которым заказчику и уполномоченному органу предписано аннулировать торги.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 2 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

В подпункте «б» пункта 3 части 27 раздела 1 информационной карты документации об аукционе установлено требование о наличии в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, или копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции. Капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Предметом открытого аукциона являлось выполнение до 31.12.2009 работ по содержанию первого пускового комплекса первой очереди мостового перехода через р. Волга в г. Ульяновске и сооружений на нем согласно расчету начальной цены контракта и локальной смете.

Таким образом, в рамках контракта необходимо выполнить комплекс работ по содержанию мостового перехода в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по содержанию автодорог и искусственных сооружений.

В соответствии с локальной сметой, содержанию подлежат не только покрытие проезжей части, но и наружное освещение:

-в работах по проверке состояния работы светильников, воздушных линий, кабельных трасс 4 длиной 500 м (данные работы относятся к работам испытания электрооборудования с повышенным напряжением) учитываются затраты труда на следующие пусконаладочные работы (выполняемые в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, а также СНиП 03 мая 06-85 «Электротехнические устройства»); выбор испытательного оборудования; осуществление специальных мероприятий по технике безопасности на время проведения испытаний; сборку и разборку испытательных схем; производство испытаний; измерение сопротивления изоляции до и после испытаний:

-работы по замене ламп в светильниках на опорах дорожного освещения имеет следующий состав: подъем ламп на опору, замена ламп, опробование светильников, установка и снятие ограждения;

-работы по техническому обслуживанию пунктов автоматического управления относятся к электромонтажным работам и имеет следующий состав: очистка щита от грязи и пыли, осмотр щита, замена автоматического выключателя, замена силового электрического провода с изготовлением колец под клеммы, снятие старой и установка новой платы с подключением проводов, проверка работы щита.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) деятельность по текущему ремонту и содержанию дорог отнесена к коду 45 раздела Е «Продукция и услуги строительства».

Вышеуказанные виды работ включены в вышеназванный Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

-пункт 30 Перечня – код ОКВЭД 4530850 (пусконаладочные работы электротехнических устройств);

-пункт 29 Перечня - коды ОКВЭД 4530765 (установка ограждений). 4530652 (Установка светильников);

-пункты 28, 29 Перечня - коды ОКВЭД 4530275 (затягивание и прокладка проводов); 4530630 (монтаж электротехнических установок). 4530637 (монтаж рубильников, выключателей, автоматов воздушных, аппаратов штепсельных). 4530638 (монтаж щитков распределительных и осветительных, коробок клеммных и ответвителей).

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что указанные виды работ требуют для их выполнения наличия действующей лицензии или копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.

Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ, выданные саморегулируемой организацией. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В силу статьи 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 01.01.2010 осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:

-лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

-выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования. строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке

-проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

До 01.01.2010 после установления уполномоченным федеральный органом исполнительной власти Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.

С 01.01.2010 прекращается действие лицензий (в том числе лицензий, срок действия которых продлен) на осуществление следующих видов деятельности: 1) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 2) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 3) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод о том, что заказчиком было установлено правомерное требование к участникам размещения заказа о приложении к заявке копии соответствующего документа, в связи с чем – правомерно удовлетворили заявленные департаментом требования.

Как усматривается из материалов дела, в рамках выставленных на аукцион работ, предусмотренных государственным контрактом, необходимо выполнение комплекса работ по содержанию мостового перехода в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по содержанию автодорог и искусственных сооружений, в их числе: работы по замене светильников на опорах дорожного освещения, по техническому обслуживанию пунктов автоматического управления, проверке состояния работы светильников, воздушных линий, кабельных трасс длиной 500 м., которые влияют на безопасность объекта капитального строительства, входят в Перечень видов работ, утвержденный приказом Минрегиона Российской Федерации от 09.12.2008 № 274, в который в частности включены «работы по монтажу наружных инженерных сетей и коммуникаций» (пункт 28), «работы по монтажу технологического оборудования» (пункт 29), «пусконаладочные работы» (пункт 30).

Доводы заявителя о том, что приведенные в подтверждение обоснованности включения в аукционную документацию требования к участникам размещения заказа о наличии соответствующей лицензии или свидетельства о допуске являются правомерными, антимонопольным органом в порядке статьи 65, статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.

Кроме того, в материалах дела имеется решение Ульяновского областного суда от 17.03.2010 по делу № 7-45/2010 об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о привлечении должностного лица областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина Сергея Михайловича к административной ответственности по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым установлено, что включение в аукционную документацию требований о представлении участником размещения заказчика копии действующей лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений или копии свидетельства о допуске к определенному ввиду или видам работ по строительству является правомерным и согласуется с положениями части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела и обстоятельства дела достаточно полно исследованы судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу № А72-19731/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.А. Филимонов

Судьи И.Н. Афанасьев

И.Ш. Закирова