АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13375/2021
г. Казань Дело № А72-2224/2021
28 января 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца – ФИО1 (удостоверение),
ответчика (общества с ограниченной ответственностью «ВСК») – ФИО2 (доверенность от 16.11.2019),
ответчика (Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области) – ФИО3 (доверенность от 11.01.2022 № 5), ФИО4 (доверенность от 13.01.2022 № 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ВСК» и Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021
по делу № А72-2224/2021
по исковому заявлению Первого заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Правительства Ульяновской области к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, к обществу с ограниченной ответственностью «ВСК» о признании недействительным соглашений, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Правительства Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее – «Министерство») и обществу с ограниченной ответственностью «ВСК» (далее – ООО «ВСК», Общество), в котором просит:
- признать недействительным заключенное между Министерством и ООО «ВСК» 28.07.2020 соглашение № 34 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, в размере 1 525 423 руб. 00 коп.;
- признать недействительным заключенное между Министерством и ООО «ВСК» 21.08.2020 соглашение № 50 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, в размере 11 217 902 руб. 00 коп.;
- признать недействительным заключенное между Министерством и ООО «ВСК» 16.07.2020 соглашение № 20 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, в размере 229 411 987 руб. 00 коп.;
- обязать ООО «ВСК» возвратить в областной бюджет Ульяновской области полученные в рамках незаконных соглашений № 20, 50 и 34 субсидии в размере 242 155 312 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.09.2021 по делу № А72-2224/2021 исковое заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.09.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда ООО «ВСК» и Министерство обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
ООО «ВСК» в своей жалобе просит решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство в своей жалобе проситрешение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В частности заявители кассационных жалоб указывают, что арбитражными судами не дана оценка их доводам и доказательствам, представленным в материалы арбитражного дела. При оценки получения субсидии по соглашению № 34 по переносу канализационных сетей арбитражные суды не дали оценки, что работы по переносу сетей не являлись самостоятельными работами, а были связаны со строительством объекта, а материалы арбитражного дела представлены техническая документация, где отражены работы по системе водоснабжения и перенос сетей, в данном случае получения разрешения, а также иной документации не требовалось. По получению субсидий по соглашениям № 20 и № 50 по двум производственным линиям по розливу кваса арбитражными судами также не дана оценка представленным доказательствам наличия таких линий, проверки достоверности представленным документам, арбитражные суды формально установили наличие ошибок в кодах, которые были указаны в заявках, на основании чего согласились с доводами истца. Заявители кассационных жалоб полагают, что ошибка в указание кода при наличии иных достаточных и относимых доказательств по делу, не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидий.
От Прокуратуры Ульяновской области поступил отзыв на кассационные жалобы, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к следующим выводам.
Арбитражными судами установлено, что Прокуратурой Ульяновской области в ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства при предоставлении Министерством субсидий.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/578-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области».
Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 № 244-П утверждены Правила предоставления хозяйствующим субъектам субсидий из областного бюджета Ульяновской области с целью возмещения части их затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства (далее - Правила № 244-П).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 244-П получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты, которые приобретают зерно пшеницы, овса, ячменя, ржи, маслосемена подсолнечника (далее - сырье) и осуществляют промышленную переработку сырья самостоятельно либо передают сырье на промышленную переработку (без перехода права собственности на сырье) третьим лицам (далее - промышленная переработка) и (или) осуществляют на территории Ульяновской области строительство и (или) реконструкцию объектов для промышленной переработки сырья, и (или) приобретают оборудование для промышленной переработки сырья на территории Ульяновской области (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно пункту 5 Правил № 244-П субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат хозяйствующих субъектов (без учета сумм налога на добавленную стоимость) в связи:
3) с капитальным ремонтом, и (или) реконструкцией, и (или) строительством объектов капитального строительства, предназначенных для промышленной переработки сырья, хранения сырья (продукции) на территории Ульяновской области, выполненных в полном объеме не ранее года, предшествующего году, в котором хозяйствующий субъект обратился в Министерство за получением субсидии;
4) с приобретением после 1 января 2015 года оборудования, предназначенного для промышленной переработки сырья, включая упаковывание, и (или) маркирование, и (или) страхование данного перевозимого оборудования.
При этом для целей настоящих Правил под оборудованием, предназначенным для промышленной переработки сырья, понимается продукция (без учета срока ее эксплуатации до приобретения), классифицируемая в соответствии с группировками 20.52.10, 22.19.30, 22.19.50, 22.19.73, 22.21.10, 22.21.29, 22.23.19, 22.29.21, 22.29.26, 22.29.29, 23.13.14, 23.19.26, 24.10.64, 24.20.33, 24.20.34, 24.20.40, 24.33.30, 24.44.26, 25.11.22.192, 25.11.23, 25.2, 25.30.11.110, 25.30.12.111, 25.30.12.115, 25.73.30, 25.93.13, 25.93.14, 25.93.16, 25.94.11, 25.94.12, 25.94.13, 25.99.29, 26.51.51, 26.51.52, 26.51.53, 26.51.66, 26.51.70, 26.51.82, 27.1 - 27.3, 27.51.29, 27.9, 28.12 - 28.14, 28.22.15, 28.22.17, 28.22.18.260, 28.25, 28.29.12, 28.29.21, 28.29.22, 28.29.41, 28.93.13, 28.93.16, 28.93.17.120, 28.93.17.140, 28.93.17.220, 28.93.2, 28.99.39, 28.99.52, 32.50.13, 32.99.16 или 42.21 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (в редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 374-П).
5) с осуществлением после 1 января 2015 года ремонта, и (или) монтажа, и (или) модернизации, и (или) реконструкции, и (или) шеф-монтажа оборудования, находящегося на территории Ульяновской области, включая затраты:
а) возникающие в связи с оплатой материалов, а также следующих работ и (или) услуг, включенных подрядчиком (исполнителем) в стоимость монтажа, и (или) ремонта, и (или) модернизации, и (или) реконструкции оборудования:
сборка и (или) изготовление;
демонтаж и (или) снос;
погрузка и (или) выгрузка;
перевозка грузов, включая упаковывание, и (или) маркирование, и (или) страхование перевозимых грузов;
испытание оборудования;
установка оборудования в проектное положение;
выполнение прокладки (перекладки, выноса) трубопроводов, кабельных линий;
нанесение на поверхность оборудования материалов, предназначенных для защиты (изоляции) от возможных механических или физических повреждений (от воздействия окружающей среды);
наладка (регулировка) смонтированного оборудования и проверка его функционирования во всех режимах, предусмотренных документацией изготовителя (пусконаладочные работы);
подготовка проектной документации и (или) документации, содержащей сведения, отражающие фактическое исполнение проектных решений по мере завершения определенных в проектной документации работ (исполнительной документации, проектов производства работ, технологических проектов);
создание некапитальных сооружений;
заземление оборудования с целью обеспечения его электрической безопасности;
сбор, вывоз, утилизация и переработка строительного мусора;
подготовительные (строительные, монтажные, ремонтные) работы внутри помещений, предназначенных для монтажа, и (или) ремонта, и (или) модернизации, и (или) реконструкции оборудования;
выполнение прокладки (перекладки, выноса) и (или) устройство (ремонт) дренажей, отводов для сбросов, канализации;
восстановление покрытий производственных площадок и (или) дорожных покрытий, а также строительных конструкций и (или) их элементов после монтажа, и (или) ремонта, и (или) модернизации, и (или) реконструкции оборудования до их первоначального состояния;
монтаж и демонтаж строительных лесов;
такелажные (стропальные) работы;
внесение арендной платы за арендуемое подъемно-транспортное оборудование;
б) возникающие в связи с оплатой услуг по обеспечению авторского (технического) надзора за соблюдением требований поставщика (изготовителя) такого оборудования при его монтаже, наладке, настройке, регулировке и вводе в эксплуатацию (шеф-монтаж) на территории Ульяновской области.
Пунктом 7 Правил № 244-П установлены требования, которым должны соответствовать хозяйствующие субъекты на дату представления в Министерство документов (копий документов), необходимых для получения субсидии.
Пунктом 8 Правил № 244-П установлен перечень документов для представления хозяйствующими субъектам в Министерство для получения субсидии.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 244-П Министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления:
- проводит проверку соответствия заявителя условиям, установленным пунктом 4 настоящих Правил, и требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, а также проверку соответствия представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 8 настоящих Правил, соответствия расчета объемов субсидий условиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил, а также комплектности представленных заявителем документов, проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений посредством изучения информации, размещенной в форме открытых данных на официальных сайтах уполномоченных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", наведения справок, а также использования иных форм проверки, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- передает документы для проверки соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, на рассмотрение комиссии, созданной Министерством. Состав и положение комиссии утверждаются правовым актом Министерства.
Согласно пункту 13 Правил № 244-П основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии являются несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, несоответствие расчета объема субсидии положениям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, а равно представление заявителем документов не в полном объеме и (или) с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в документах неполных и (или) недостоверных сведений либо представление таких документов по истечении срока, установленного пунктом 10 настоящих Правил, а также отсутствие или недостаточность лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Министерства как получателя средств областного бюджета Ульяновской области, а также отзыв заявления заявителем.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 244-П заявитель после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия в отношении него решения об отказе в предоставлении субсидий, вправе повторно обратиться в Министерство с заявлением, за исключением случая, когда указанное решение было принято в связи с представлением документов по истечении срока, установленного пунктом 10 настоящих Правил, или отзыва заявления заявителем.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что 07.07.2020 ООО «ВСК» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части его затрат, указанных в пп.4 пункта 5 Правил № 244-П и связанных с приобретением после 01.01.2015 оборудования, предназначенного для промышленной переработки сырья.
В подтверждение заявленных объемов возмещения расходов ООО «ВСК» предоставлена копия контракта от 25.05.2019 № 25-05/19 с компанией «KHS Gmb Н» о поставки линии розлива кваса в ПЕТ-бутылки.
ООО «ВСК» в справке-расчете в графе 4 («Код в соответствии с Общероссийским классификатором») указан код 28.29.21 («Оборудование для мойки, заполнения, закупоривания или упаковывания бутылок или прочих емкостей»).
16.07.2020 ответчиками заключено соглашение № 20 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, предметом которого является предоставление областного бюджета в 2020 году ООО «ВСК» субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства в связи с осуществлением затрат, указанных в подпункте 4 пункте 5 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения объем субсидий, предоставляемых из областного бюджета, в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2020 году 229 411 987 руб. 00коп. (75% от общего объема расходов).
Правила № 244 в редакции, действовавшей на дату подачи заявления и заключения соглашения № 20, не предусматривали предоставлении субсидии на возмещение расходов на приобретение отдельных видов оборудования для промышленной переработки сырья по коду 28.29.21 («Оборудование для мойки, заполнения, закупоривания или упаковывания бутылок или прочих емкостей»).
Изменения в подп.4 пункта 5 Правил № 244-П, предусматривающие возможность предоставления субсидии по указанным ООО «ВСК» основаниям, внесены постановлением Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 374-П, и вступили в силу 17.07.2020.
Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспаривались в суде первой инстанции.
В связи с чем, арбитражные суды пришли к выводу, что на 07.07.2020 у ООО «ВСК» отсутствовали основания для подачи заявления о возмещении части затрат, а у Министерства основания для принятия и рассмотрения указанного заявления, поскольку в нарушение подпункта 8 б) пункта 7 Правил № 244-П Общество не подтвердило состав и объем осуществленных затрат, указанных в подпунктах 3,4,5 п.5 Правил.
Следовательно, соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области № 20 в размере 229 411 987 руб. заключено Министерством в отсутствие нормативно-правового акта, предусматривающего возмещение затрат по указанным в заявлении Общества основаниям, и с лицом, не соответствовавшим требованиям, указанным в Правилах № 244-П.
Ответчики с доводами истца по соглашению № 20 не соглашались, приводя свои возражения и подтверждая их документально.
Представители ответчика указывали, что указанный код обществом был указан случайно и по нему денежные средства не выплачивались. Данное оборудование являлось одним из технологических участков линии розлива кваса в ПЭТ-бутылки, приобретенной по контракту от 25.05.2019 № 25-05/19 и затраты которой ранее были частично возмещены в 2019 году в размере 209 783 300 руб., что не оспаривал истец при рассмотрении данного спора.
В связи с чем, что фактически вся указания линия розлива кваса в сборе соответствовала коду 28.93.17.220 по ОК 034-2014 и подпункту 4 пункта 5 Правил в редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 23.03.2020 № 127-П, и была выплачена субсидия.
Наличие указанной линии проверялось с выходом на место уполномоченной Комиссией.
В материалы арбитражного дела представлены письменные доказательства наличия данной линии, затраты, которые понесло ООО «ВСК».
Однако в нарушение требований статей 71, 170, 271 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций оценки указанным возражениям и представленным письменным доказательствам дела не дали, не отразили в судебных актах основания по которым, такие возражения не приняты.
24.07.2020 Общество обратилось в Министерство с заявление о предоставлении субсидий из бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, указанных в подп.3 пункта 5 Правил № 244-П (в связи с капитальным ремонтом, и (или) реконструкцией, и (или) строительством объектов капитального строительства, предназначенных для промышленной переработки сырья, хранения сырья (продукции) на территории Ульяновской области).
В обоснование заявки ООО «ВСК» предоставлена копия договора от 01.08.2016 с ООО «СмартТехноМонтаж» о выполнении строительно-монтажных работ по переносу сетей канализации и водопровода из зоны застройки здания фарфасов.
28.07.2020 между ответчиками заключено соглашение № 34 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году ООО «ВСК» субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства в связи с осуществлением затрат, указанных в подпункте 3 пункте 5 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения объем субсидий, предоставляемых из областного бюджета, в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2020 году 1 525 423 руб. 00 коп. (75% от общего объема расходов).
Арбитражные суды пришли к выводу, что согласно подп.2 пункта 8 Правил № 244-П для получения субсидии по данному основанию заявитель должен предоставить в том числе, копию разрешения /на строительство и (или) реконструкцию объекта для промышленной переработки сырья, копию сводного сметного расчета или локальной сметы (локального сметного расчета) для строительства, капитального ремонта и (или) реконструкции объекта для промышленной переработки сырья, заверенную заявителем, копию положительного заключения экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, капитального ремонта и (или) реконструкции объекта для промышленной переработки сырья.
Такие документы обществом представлены не были.
Из представленных в материалы дела актов выполненных работ № 1 от 02.05.2017 и справки о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 02.05.2017, в отсутствие иных документов, предусмотренных подп.2 пункта 8 Правил № 244-П, суды пришли к выводу о невозможности определить какие работы выполнялись ООО «СмартТехноМонтаж» по договору от 01.08.2016, связанные с переносом сетей канализации и водопровода из зоны застройки здания.
Ответчики также оспаривали доводы истца, которые были приняты арбитражными судами фактически без оценки возражений ответчиков и представленных ими документов.
При этом арбитражными судами также не в полном объеме были истолкованы условия, предусмотренные подп.2 пункта 8 Правил № 244-П.
В частности подп.2 пункта 8 Правил № 244-П установлено, что указанные документы необходимо предоставлять заявителем в случае строительства и (или) реконструкции и в случае, если получение разрешения на строительство и (или) реконструкцию является обязательным при осуществлении строительства и (или) реконструкции объекта для промышленной переработки сырья).
Ответчики при рассмотрении спора, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, указывали, что работы по переносу сетей не являлись самостоятельными работами, а были связаны со строительством объекта, и не требовалось получать и представлять те документы, на отсутствие которых сослались суды.
В материалы арбитражного дела обществом представлена техническая документация, касающаяся выполнения работ по договору № 022/16 от 01.08.2016, а также положительное заключение в отношении объекта капитального строительства.
Арбитражными судами указанные доказательства не исследованы, им не дана надлежащая оценка, как не дана оценка отсутствия необходимости получения всех документов, указанных в подп. 2 пункта 8 Правил № 224-П и предоставления их для получения субсидии.
Арбитражные суды не указали в силу какой нормы материального права общество должно было получить такие документы при выполнении работ по переносу сетей.
При этом ответчики обосновывали свои возражения в указанной части со ссылкой на нормы права и представленные ими письменные доказательства.
Таким образом, в нарушение требований статей 71, 170, 271 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций оценки указанным возражениям и представленным письменным доказательствам дела не дали, не отразили в судебных актах основания по которым, такие возражения не приняты.
14.08.2020 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий из бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, указанных в подп.4 пункта 5 Правил № 244-П (в связи с приобретением после 01.01.2015 оборудования, предназначенного для промышленной переработки сырья).
В обоснование заявления ООО «ВСК» предоставлена копия контракта от 05.12.2018 № 5-12/18 с компанией «KHS Gmb Н» о поставке линии розлива кваса в транспортную тару КЕГИ.
21.08.2020 между ответчиками заключено соглашение № 50 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, предметом которого является предоставление областного бюджета в 2020 году ООО «ВСК» субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства в связи с осуществлением затрат, указанных в подпункте 4 пункте 5 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения объем субсидий, предоставляемых из областного бюджета, в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2020 году 11 217 902 руб. 00 коп. (75% от общего объема расходов).
Из представленных в материалы дела документов следует, что при обращении с заявлением ООО «ВСК» в справке-расчете в графе 4 («Код в соответствии с Общероссийским классификатором») указан код 28.93.14 («Оборудование для виноделия, производства сидра, фруктовых соков или аналогичных напитков»).
Арбитражные суды, отклоняя доводы ответчиков о том, что оборудование, приобретенное ООО «ВСК» в рамках контракта от 05.12.2018 № 5-12/18, полностью соответствует по техническим характеристикам оборудованию, указанному в ОК 034-2014 и подпункту 4 пункта 5 Правил, а допущенная техническая ошибка ООО «ВСК» при составлении справки - расчета, при условии, что ранее настоящее оборудование уже было просубсидировано по коду 28.93.17.220 не может являться существенным нарушением, исходили из того, что в соответствии с подп.4 пункта 5 Правил № 244-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 374-П) группировка оборудования, указанная в справке-расчете Общества, отсутствует.
Согласно подп. «б» подп. 8 пунктом 7 Правил № 244-П хозяйствующие субъекты должны подтвердить в случае предоставления субсидий с целью возмещения части затрат, указанных в подп.3, 4 и 5 пункта 5 Правил № 244-П, состав и объем осуществленных ими затрат.
Предоставление ранее субсидий на возмещение затрат на приобретение указанного оборудования не может являться основанием для принятия заявки к рассмотрению, при наличии несоответствия требованиям, установленным Правилами №2 44-П.
Арбитражные суды не приняли в качестве доказательства заключение специалиста от 23.04.2021 № 13937/ц, согласно которому линия для розлива кваса в ПЭТ-бутылки соответствует коду 28.93.17.220 «Оборудование для приготовления или производства напитков» по ОК 034-2014, придя к выводу, что такое заключение подготовлено ответчиком в ходе судебного разбирательства и не может служить доказательством наличия технической ошибки при подаче заявления 14.08.2020, что по существу заключение подготовлено исключительно для судебного заседания.
Однако арбитражные суды не приняли во внимание, что в силу основных принципов судопроизводства в арбитражном суде, правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом, равноправия сторон и состязательности процесса.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца (часть 3 статьи 52 АПК РФ).
В силу статей 64, 75 АПК РФ представленное заключение специалистов должно быть оценено арбитражными судами наряду с иными доказательствами по делу. В случае сомнения достоверности сведений, содержащихся в таком заключении, арбитражный суд первой инстанции в силу статьи 9 АПК РФ должен был разъяснить участникам спора возможность проведения по делу судебной экспертизы для подтверждения своих доводов и возражений.
При этом сам истец каких либо письменных доказательств, опровергающих возражения ответчиков в части представления доказательств наличия затрат, не представил.
Министерство, возражая по указанной части исковых требований, указывало, что им была проведена проверка и установлено, что документы, представленные на оборудование, приобретенное обществом на основании контракта № 5-12/18 от 05.12.2018, а также само оборудование соответствовало коду ОКПД-2-28.93.17.220 и имелись основания для выплаты субсидии.
Министерство при рассмотрении спора как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, указывало, что им проводились проверки по всем обращениям общества о предоставлении субсидии, указание в представленных обществом документах кодов, не освобождало Министерство от проверки представленных документов и затрат на соответствия их требованиям Правил № 244-П, указание не правильного кода при соблюдении обществом основных требований данных Правил, не могло являться основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Министерство в материалы арбитражного дела представило обоснованные пояснения в связи с чем затраты на приобретение обществом линий были приняты к субсидированию.
Арбитражными судами указанные доказательства не исследованы, им не дана надлежащая правовая оценка.
Что также свидетельствует о нарушениях арбитражными судами требований статей 71, 170, 271 АПК РФ.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что судебные акты, принятые без исследования всех существенных обстоятельств и доказательств, на которые ссылалась сторона спора, нарушают принципы законности, равноправия и состязательности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 № 308-ЭС15-1607, от 29.02.2016 № 305-ЭС15-13037, от 30.08.2018 № 305-ЭС17-18744(2).
Иск по настоящему делу направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов и судебную оценку фактов, изложенных истцом, в целях установления в рамках состязательного судебного разбирательства баланса интересов сторон спорных правоотношений.
Однако само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 Постановления Пленума № 25).
При рассмотрении настоящего арбитражного спора арбитражным судам, в целях установления в рамках состязательного судебного разбирательства баланса интересов сторон спорных правоотношений, надлежало исследовать доводы, представленные не только истцом, но дать оценку возражениям и доказательствам, представленным ответчиком.
В силу статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства и давать оценку доказательствам, на которые ранее ссылались участники спора, и которые не исследованы и оценены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Допущенные нарушения норм процессуального и материального права являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов, а дело направлению в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора суду первой инстанции, в целях установления в рамках состязательного судебного разбирательства баланса интересов сторон спорных правоотношений, дать оценку представленным истцом доказательствам, а также доказательствам и возражениям ответчиков в их совокупности, установить фактические обстоятельства дела и мотивировать основания наличия допущенных нарушений со стороны ответчиков с учетом толкования Правил № 244-П также в их совокупности с представленными сторонами доказательствами, с учетом полного и всестороннего анализа представленных доказательств и возражений, правильного применения норм материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Документы, представленные обществом к ходатайству о приостановление исполнения судебных актов, подлежат возврату обществу в полном объеме в связи с отклонением такого ходатайства и отсутствием обжалования такого отказа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу № А72-2224/2021 – отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Кассационные жалобы – удовлетворить частично.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова
Судьи А.В. Топоров
М.А. Савкина