ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-2338/19 от 09.09.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 сентября 2019 года Дело № А72-2338/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 09 сентября 2019 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2019 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» - представитель Потапов Алексей Николаевич (доверенность от 27.08.2019)

от Администрации города Ульяновска - представитель Клинк Мария Викторовна (доверенность №51-01-12 от 07.05.2019)

от Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,

от Ульяновской региональной общественной организации «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» Цветкова Е.А.

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2019 года по делу № А72-2338/2019 (судья Овсяникова Ю.А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» (ИНН 7325053640, ОГРН 1057325035360), г. Ульяновск

к Администрации города Ульяновска,

третьи лица: Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822), г. Ульяновск,

Ульяновская региональная общественная организация «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда» (ИНН 7325076245, ОГРН 1087300000039), г. Ульяновск,

об оспаривании постановления №249 от 08.02.2019 о демонтаже движимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главы Администрации города Ульяновска №249 от 08.02.2019 «О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Определением суда от 21.02.2019 заявление принято к производству, ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворено, приостановлено действие оспариваемого постановления и установлен запрет на демонтаж оборудования, принадлежащего ООО «Ленинские горки», находящегося на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041702:119 по адресу: г. Ульяновск, бульвар Новый Венец.

Определением суда от 19.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и УРОО "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда".

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» Цветков Е.А. просит решение суда первой инстанции отменить. Признать постановление Главы администрации города Ульяновска №249 от 08.02.2019 «О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск» незаконным и отменить. В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

От Администрации города Ульяновска, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые были приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель Администрации города Ульяновска в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Ленинские горки» создано в качестве юридического лица 06.05.2005 с основным видом деятельности - перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы (ОКВЭД 49.31.25).

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.08.2006 №140-р Обществу было предоставлено единое землепользование площадью 573734,79 кв.м. (в которое и входил земельный участок с кадастровым номером 73:24:041702:119 по б-ру Новый Венец г. Ульяновска) в аренду для проведения проектно-изыскательских работ на строительство спортивно-развлекательных объектов.

ООО «Ленинские горки» на данном участке была построена дренажная система, выполнена планировка участка, засеян газон; в 2008 году на данном участке был запущен в эксплуатацию горнолыжный комплекс: установлены учебная трасса, безопорные подъемники, мачты освещения. Как указывает заявитель, ООО «Ленинские горки» использовали вышеуказанный земельный участок для обучения детей катанию на горных лыжах.

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №2099-р от 31.12.2009 договор аренды единого землепользования площадью 573 734,79 кв.м по бульвару Новый Венец был продлен до 31.12.2012 для строительства спортивно-развлекательных объектов.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2011 по делу №А72-832/2010 в отношении ООО «Ленинские горки» введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, сведения о признании ООО «Ленинские горки» несостоятельным (банкротом) опубликованы в газете «Коммерсантъ» №20 от 05.02.2011. Срок конкурсного производства неоднократно продлевался, определением суда от 27.09.2017 конкурсным управляющим общества утвержден Цветков Евгений Анатольевич.

Постановлением Администрации г.Ульяновска №2363 от 14.11.2018 часть земельного участка с кадастровым номером 73:24:041702:119 по б-ру Новый Венец г. Ульяновска площадью 451 243 кв.м передана в пользование Ульяновской региональной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда" для размещения безопорных бугельных подъемников, оборудования для освещения трасс, нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, без права строительства, сроком на 10 лет.

Как следует из письма Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области от 27.12.2018, при установлении границ земельного участка в натуре, УРОО «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда» обнаружено, что на части земельного участка 73:24:041702:119 площадью 64 180 кв.м установлены:

- бугельный подъемник «Бэби лифт»;

- будка оператора «Бэби лифт»;

- опоры освещения;

- металлические столбы,

- площадка под летний бассейн с лестницей,

Поскольку ООО «Ленинские горки» по обращению УРОО «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда» не освободили земельный участок, Министерство указанным письмом просит принять меры в соответствии с законодательством РФ.

08.02.2019 Администрацией города Ульяновска в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.2.6, 2.7 раздела 2 Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением администрации города Ульяновска от 31.03.2016 №1044, руководствуясь Уставом муниципального образования «город Ульяновск» вынесено постановление №249 «О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии с указанным постановлением МБУ «Стройзаказчик» предписано демонтировать объекты движимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО «Ленинские горки» - бугельные подъемники «Бэби лифт» в количестве 3 шт., будка оператора «Бэби лифт» в количестве 1 шт., опоры освещения в количестве 17 шт., оборудованная площадка под летний бассейн с лестницей и душевой кабиной -расположенные на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041702:119 по адресу: г. Ульяновск, б-р Новый Венец. Дата и время начала работ по демонтажу -21.02.2019 в 09 час. 00 мин., определено место хранения демонтированного движимого имущества: ул.Маяковского, д.57, г.Ульяновск.

ООО «Ленинские горки», не согласившись с вынесенным администрацией постановлением, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 31.03.2016 №1044 утверждено Положение о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Положение).

В соответствии с п.1.2 указанного Положения самовольно установленными объектами движимого имущества для целей настоящего Положения (далее - самовольные объекты) признаются не являющиеся объектами капитального строительства сараи, металлические гаражи, контейнеры, ограждения, торговые павильоны, киоски, торговые автоматы, платежные терминалы, летние кафе, конструкции, механизмы, строительные материалы и иные объекты, не относящиеся к недвижимости в соответствии с федеральным законом, установленные в отсутствие у собственника самовольного объекта права на размещение такого объекта, в том числе оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов на земельный участок, договора, дающего право на размещение самовольного объекта и т.д., а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.

Организацию демонтажа самовольных объектов осуществляет администрация города Ульяновска в лице уполномоченного структурного подразделения администрации города Ульяновска (далее - уполномоченный орган), который выявляет самовольные объекты и принимает меры по установлению их собственника (п.2.1 Положения).

Срок добровольного демонтажа составляет 10 дней со дня опубликования информационного сообщения в газете «Ульяновск сегодня».

В соответствии с п.2.6 Положения если самовольный объект не демонтирован добровольно в срок, определенный в соответствии с пунктами 2.3, 2.5 настоящего Положения, администрация города Ульяновска принимает постановление о демонтаже самовольного объекта, которое содержит информацию:

о типе самовольного объекта;

о месте нахождения (адресном ориентире) самовольного объекта; о дате и времени начала демонтажа самовольного объекта;

о месте хранения самовольного объекта с указанием адреса (адресного ориентира).

Согласно пункту 2.7 Положения постановление о демонтаже самовольного объекта публикуется в газете «Ульяновск сегодня», а также размещается на официальном сайте Администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 5 рабочих дней до даты демонтажа, установленной данным постановлением.

Как установлено судом первой инстанции на основании представленных документов, земельный участок с кадастровым номером 73:24:041702:119 по адресу: г. Ульяновск б-р Новый Венец был предоставлен ООО «Ленинские горки» в аренду до 31.12.2012, срок аренды далее не продлевался; с 14.11.2018 часть указанного земельного участка передана в пользование УРОО "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда", которая реализует на территории Ульяновской области проект размещения горнолыжного комплекса (дорожная карта утверждена губернатором Ульяновской области 17.10.2018). Часть земельного участка, используемого третьим лицом, занята объектами движимого имущества ООО «Ленинские горки», что последним не оспаривалось, при этом право на размещение указанных объектов (подъемников, опор освещения, иных конструкций, относящихся к движимому имуществу) с момента истечения срока аренды земельного участка общество утратило, с момента истечения срока на использование земельного участка данное имуществ имеет статус самовольно установленного; в добровольном порядке имущество не демонтировано.

Возражения заявителя связаны исключительно с соблюдением порядка принятия Администрацией оспариваемого постановления.

05.02.2019 в газете «Ульяновск сегодня» было опубликовано информационное сообщение о необходимости добровольного демонтажа объектов движимого имущества, принадлежащих ООО «Ленинские горки».

Согласно пункту 2.3 Положения о демонтаже срок для добровольного демонтажа самовольно установленных объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» составляет 10 рабочих дней, а не 1 месяц, как указывает заявитель в своем заявлении.

Как пояснил ответчик, Положением о демонтаже или иными нормами законодательства не предусмотрено, в какие сроки принимается постановление о демонтаже конкретного объекта. Оспариваемым постановлением от 08.02.2019 №249 срок демонтажа объектов, принадлежащих ООО «Ленинские горки», назначен на 21.02.2019. Таким образом, постановлением определена дата не ранее истечения срока для добровольного демонтажа, 10-дневный срок для добровольного демонтажа с момента опубликования сообщения 5.02.2019 соблюден.

Также ответчик считает, что права ООО «Ленинские горки» не нарушены, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие право на размещение объектов на земельном участке; права собственности на сами объекты ООО «Ленинские горки» никто не лишает. В связи с тем, что объекты движимого имущества не эксплуатируются, права на земельный участок отсутствуют, ООО «Ленинские горки» признано банкротом, данные объекты в любом случае подлежат демонтажу (в том числе в целях продажи для получения денежных средств в целях удовлетворения требований кредиторов), демонтаж объектов не может привести к уменьшению их стоимости. Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами ответчика.

Как пояснял сам заявитель в суде первой инстанции, с 2014 г. Обществу отказано в предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 73:24:041702:119, которая сейчас передана в пользование УРОО "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда".

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что основания для использования этого земельного участка в целях размещения объектов инфраструктуры ранее функционировавшего горнолыжного комплекса, относящегося к движимому имуществу, у заявителя отсутствуют.

Согласно пояснениям третьего лица, требования об освобождении земельного участка, направленные в декабре 2018 г., ООО «Ленинские горки» проигнорировало. Предостережение от 11.01.2019 об освобождении земельного участка согласно почтовому уведомлению получено ООО «Ленинские горки» 18.01.2019, и также не исполнено. В 10-дневный срок, установленный информационным сообщением от 5.02.2019 о необходимости добровольного демонтажа, мер по освобождения земельного участка заявителем не принято. Срок демонтажа в административном порядке - 21.02.2019 - установлен постановлением №249 с учетом срока на добровольный демонтаж и прав заявителя также не нарушает.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией и в соответствии с установленным порядком, права заявителя не были нарушены.

Суд первой инстанции верно указал, что доводы ООО «Ленинские горки» о невозможности демонтажа объектов до их продажи конкурсным управляющим с торгов, в соответствии с утвержденным на общем собрании кредиторов положением о продаже, на нормах законодательства о банкротстве не основан и подлежит отклонению.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что принятое Администрацией города Ульяновска постановление от 08.02.2019 №249 соответствует действующему законодательству, права заявителя не нарушены, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 5 ст. 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание по следующим основаниям.

Довод апелляционной жалобы о том, что собственником земельного участка в обход открытых процедур (торгов) выделен участок в пользу УРОО «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда», с целью нарушения прав владельца расположенного на участке имущества и прав инвестора, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание в виду следующего.

Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (то есть без проведения торгов).

В частности в пункте 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ указан один из таких случаев:

«6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации».

В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень таких объектов утвержден Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В соответствии с пунктом 19 указанного Постановления, к таким объектам относятся нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Также суд апелляционной инстанции критически относится к доводам заявителя апелляционной жалобы по вопросу нарушения сроков оспариваемого постановления.

Согласно пункту 2.3 постановлением администрации города Ульяновска от 31.03.2016 №1044 «О демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск» срок для добровольного демонтажа составляет 10 рабочих дней.

Пунктом 2.6 указанного постановления предусмотрено, что если самовольный объект не демонтирован добровольно в указанный срок, то администрация города Ульяновска принимает постановление о демонтаже самовольного объекта.

Данным постановлением или иными нормами законодательства не предусмотрены иные сроки – нигде не оговорено, в какие сроки принимается постановление о демонтаже конкретного объекта: на следующий день по истечении срока, день в день или в иные сроки.

Постановлением предусмотрено предоставление срока для добровольного демонтажа – 10 дней.

В соответствии с пунктом 2.7 постановления администрации города Ульяновска от 31.03.2016 №1044, постановление о демонтаже размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее, чем за пять дней до даты демонтажа, установленным постановлением.

Все предусмотренные постановлением сроки соблюдены.

Информационное сообщение о необходимости добровольного демонтажа, как уже сказано выше, опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» 05.02.2019.

Постановлением от 08.02.2019 №249 «О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск» срок демонтажа объектов, принадлежащих ООО «Ленинские горки», назначен на 21.02.2019.

Таким образом, постановлением определена дата не ранее истечения срока для добровольного демонтажа.

Следовательно, срок для добровольного демонтажа не нарушен.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2019 года по делу № А72-2338/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Сергеева

Судьи Е.Г. Попова

И.С. Драгоценнова