АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-27785/2017
г. Казань Дело № А72-3457/2017
25 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 28.11.2017 № 309),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 15.11.2017),
в отсутствие:
третьего лица – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.07.2017 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу № А72-3457/2017
по заявлению акционерного общества «Авиастар-СП» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «ЦентрИнвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, об оспаривании решения от 15.02.2017 по делу № 13932/03-2017 и предписания от 15.02.2017 № 4 по делу № 13932/03-2017,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Авиастар-СП» (далее - АО «Авиастар-СП», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 15.02.2017 по делу № 13932/03-2017 и предписания от 15.02.2017 № 4 по делу № 13932/03-2017.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «ЦентрИнвест» (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017, признано незаконным решение УФАС России по Ульяновской области от 15.02.2017 по делу № 13932/03-2017 и предписание Управления от 15.02.2017 № 4 по делу № 13932/03-2017.
В кассационной жалобе УФАС России по Ульяновской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела,оспариваемым решением Управления от 15.02.2017 по делу № 13932/03-2017 установлено, что недопуск заказчиком АО «Авиастар-СП» к итоговой оценке заявки, поданной от ООО «ЦентрИнвест», произошел вследствие отсутствия в закупочной документации, в Положении о закупках надлежащего требования к участникам закупки о порядке подачи предложений о цене договора; действия заказчика (АО «Авиастар-СП») признаны нарушающими пункт 11.1 части 11 «Закупочная документация» Положения о закупках, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ, закон о закупках) в части установления ненадлежащего требования к составу, форме и оформлению заявки на участие в закупке. На заказчика, его закупочную комиссию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в закупочную документацию в соответствии с принятым решением (предписание от 15.02.2017 № 4). Решено передать материалы дела № 13932/03-2017 в УФАС России по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
АО «Авиастар-СП», не соглашаясь с данными оспариваемыми решением и предписанием, обратилось в суд.
При принятии судебных актов суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках товаров участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Как установлено судами, в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) заказчиком - АО «Авиастар-СП» 18.01.2017 опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31704680187 на оказание клиринговых услуг, начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960 руб. 36 коп., дата рассмотрения оценки, сопоставления заявок - 02.02.2017.
23.01.2017 заказчиком были размещены разъяснения положения закупочной документации.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 27.01.2017 на участие в закупке было подано четыре заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки, сопоставления заявок, подведения итогов от 02.02.2017 заявки трех участников закупки были допущены к итоговой оценке.
Заявка участника закупки - ООО «ЦентрИнвест» не была допущена закупочной комиссией к итоговой оценке на основании пункта 4.11.1 подпункта 4.11.1.4 документации запроса предложений в электронном виде (отсутствует таблица расчета стоимости обслуживания к предложенной цене в нарушение пункта 4 части 1 «Техническое задание» документации о запросе предложений и подпункту 4 пункта 3.3 части 2 документации о запросе предложений). Победителем закупки было признано ООО «Ротекс».
АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, основным документом, регламентирующим деятельность общества в данной сфере, является утвержденное протоколом от 19.09.2016 № 66 Совета директоров Положение № 400/4.14-6477.3-2016 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар-СП (редакция 4)» (далее Положение о закупках).
Согласно части 8 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках (в редакции от 19.09.2016) одним из способов процедур закупки является запрос предложений.
Пунктами 9.5, 9.6 части 9 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках предусмотрен порядок его проведения.
В подпункте 9.6.4.1 Положения указано, что для участия в запросе предложений, участник должен предоставить заказчику надлежащим образом оформленную заявку на участие в запросе предложений. Под заявкой на участие в запросе предложений понимается предоставляемое участником процедуры закупки предложение с приложением полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 9.2.4.3 - 9.2.4.5 настоящего Положения и документацией о запросе предложений. В случае несоответствия заявки участника установленной в запросе предложений форме и содержанию, а также нарушения требований к порядку, месту и сроку её предоставления, данная заявка отклоняется заказчиком, а сам участник процедуры закупки не допускается к оценке, сопоставлению заявок и подведению итогов запроса предложений.
Подпунктом 9.2.4.5 Положения оговорено, что помимо документов, предусмотренных настоящим Положением, документацией о закупке могут быть предусмотрены иные документы, которые участник должен предоставить в составе заявки.
Пунктом 4 части 1 «Техническое задание» документации, размещенной на сайте (закупка № 31704680187), установлено, что цена в коммерческом предложении должна быть представлена в виде таблицы расчета стоимости обслуживания, предложенной в Технико-коммерческом предложении (Форма № 4 части 2 Документации).
Согласно подпункту 4.4.1 раздела 4 «Порядок проведения запроса предложений» части 2 закупочной документации под заявкой на участие в запросе предложений понимается представляемое претендентом через ЭТП (электронную торговую площадку) предложение, сделанное в электронной форме с использованием функционала и в соответствии с регламентом данной ЭТП, с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 3.3. части 2 раздела 5 Документации по запросу предложений, оформленного в соответствии с положениями настоящего подраздела, содержание которых соответствует требованиям настоящей Документации.
В соответствии с подпунктом 4.4.7 раздела 4 «Порядок проведения запроса предложений» части 2 закупочной документации все документы (формы, заполненные в соответствии с требованиями закупочной документации, а также иные данные и сведения, предусмотренные закупочной документацией), входящие в состав заявки, должны быть предоставлены Претендентом на участие в запросе предложений через ЭТП в отсканированном виде в доступном для прочтения формате. При этом сканироваться документы должны после того, как они будут оформлены в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 4.4.3 - 4.4.6 закупочной документации.
В соответствии с подпунктом 9.8.2.3 пункта 9.8.2 части 9 «Порядок проведения запроса цен» Положения о закупках, документация о запросе цен должна содержать сведения, указанные в пункте 11.1 Положения о закупках.
Согласно пункту 11.1 части 11 «Закупочная документация» Положения о закупках закупочная документация включает в себя, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Подпунктом 4 пункта 3.3 раздела 3 части 2 закупочной документации (закупка № 31704680187) установлен перечень документов и сведений в количестве 19 позиций, которые должны входить в состав заявки, в том числе технико-коммерческое предложение (Форма № 4).
Часть 1 закупочной документации содержит «Техническое задание» на запрос предложений в электронной форме и включает сведения о предмете закупки, объеме оказания услуг, о видах работ, порядке оплаты, начальной (максимальной) цене, порядке формирования цены и т.д.
Согласно пункту 4 части 1 «Техническое задание» закупочной документации цена предоставленного коммерческого предложения по оказанию клиринговых услуг для АО «Авиастар-СП» должна включать в себя: стоимость видов работ, согласно объему работ и составу услуг (пункт 1.2. и пункт 1.3. части 1 документации), стоимость материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, их доставку на объект, транспортных расходов, уплату налогов, обязательных платежей, сборов, а также иные расходы исполнителя, необходимые для исполнения договора.
Цена в коммерческом предложении должна быть представлена в виде таблицы расчета стоимости обслуживания, предложенной в форме № 4.
Согласно сведениям единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) закупка № 31704680187 на оказание клиринговых услуг проводилась в электронной форме на электронной площадке - Система электронных торгов B2B-Center (http://b2b-center.ru).
В соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 части 2 закупочной документации запрос предложений проводится в соответствии с правилами и с использованием функционала электронной торговой площадки.
Глава 8 Регламента Системы электронных торгов «О порядке проведения и участия в процедурах закупок продукции на Торговой площадке Системы» (далее - Регламент) содержит порядок проведения процедуры запроса предложений.
При этом пунктом 8.7 главы 8 Регламента заявка на участие в запросе предложений представляет собой ценовое предложение и формы, заполненные в интерфейсе Системы, а также загруженные в Систему документы в соответствии с требованиями документации и параметрами процедуры, установленными организатором.
Заявка на участие в запросе предложений принимается организатором до наступления даты подачи заявок. Заявка на участие в запросе предложений может неоднократно редактироваться участником, при этом каждое редактирование имеет юридический статус подачи новой заявки на участие в запросе предложений с одновременным отзывом предыдущей заявки.
Таким образом, учитывая положения закупочной документации и правила проведения процедуры запроса предложений, установленных регламентом системы, цена договора, предлагаемая участником закупки, должна быть рассчитана и указана в утвержденной заказчиком форме (Форма № 4) и в обязательном порядке включена в перечень документов сведений, входящих в состав заявки.
Как установлено судами, со стороны заказчика АО «Авиастар-СП» такое специальное требование закупочной документации к расчету и указанию цены договора, предлагаемой участником закупки, как указание их (цены и расчета) в утвержденной заказчиком таблице (Форма № 4), вызвано тем, что заказчику требовалась услуга по комплексной уборке больших площадей корпусов, круглогодичному обслуживанию территорий с твердым покрытием и сезонному обслуживанию газонного покрытия. Назначение убираемых объектов - производственные, служебно-бытовые и др., в течение года (на который заключается договор) периодически происходят изменения убираемой площади (консервация/расконсервация корпусов, производственных участков и пр.), что влечет необходимость перерасчета и внесения соответствующих изменений в договор. Этим обусловлено требование о том, что предложенная участником цена договора должна была быть представлена в виде таблицы расчета обслуживания по каждой позиции (виду убираемой территории и её площади), с указанием стоимости 1 кв.м. на конкретную площадь.
Как следует из пункта 3.5. проекта договора, являющегося частью конкурсной документации, и заключаемого сторонами (заказчиком и победителем конкурса) - изменение площади, назначения помещений, объемов работ, стоимости оказываемых услуг и иных условий договора оформляются дополнительным соглашением.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что подобное требование заказчика, адресованное ко всем участникам конкурсной процедуры, не нарушало принципов равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Мотивы выдвижения данного требования заказчиком соответствуют принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Данное требование правомерно установлено исходя из специфики деятельности заказчика, имеющегося у него имущества, в отношении которого оказывается услуга, и особенностей оказания закупаемой им услуги.
В ходе проведения закупочной процедуры на стадии рассмотрения, сопоставления и оценки заявок участников комиссия по закупкам АО «Авиастар-СП» выявила, что в составе заявки, поданной ООО «ЦентрИнвест» отсутствовало технико-коммерческое предложение с таблицей расчета стоимости обслуживания на предложенную данным участником на сайте (в интерфейсе электронной торговой площадки) цену – 58 900 000 руб., которую ООО «ЦентрИнвест» окончательно предложил после нескольких последовательных понижений первоначальной предложенной им же цены.
Технико-коммерческое предложение, имевшееся в составе заявки ООО «ЦентрИнвест», содержало сведения о расчете и предлагаемой данным участником цене договора в сумме, равной 68 190 960 руб. 36 коп., то есть цене, которую ООО «ЦентрИнвест» первоначально предложило и на сайте (в интерфейсе электронной торговой площадки).
При этом общая площадь (кв.м.) убираемых помещений в предложенном расчете, содержавшемся в технико-коммерческом предложении ООО «ЦентрИнвест», не соответствовала требованиям конкурсной документации заказчика - в части принятых в расчет площадей в пунктах 1, 11, 12 Таблицы расчета стоимости обслуживания.
Таким образом, технико-коммерческое предложение ООО «ЦентрИнвест» не содержало надлежащего расчета (исходя из указанных заказчиком данных) и полученной на его основе цены предложения, которую данный участник окончательно предложил в интерфейсе электронной торговой площадки.
Согласно пункту 4.3 положения о закупках АО «Авиастар-СП» закупки на электронных торговых площадках должны проходить на основании правил и регламентов, действующих на ЭТП.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8.7 Регламента ЭТП (Система B2B-avia) ценовое предложение и сведения, указанные Участником при заполнении соответствующих форм, не должны противоречить сведениям, указанным данным участником в документах, загруженных в Систему в качестве заявки на участие в процедуре; в случае выявления противоречия вплоть до его устранения приоритет имеют сведения, указанные участником при заполнении соответствующих форм в интерфейсе системы. При выявлении противоречия организатор запроса предложений имеет право отклонить такую заявку или рассмотреть ее в соответствии с ценой и условиями, указанными участником непосредственно в интерфейсе системы.
Согласно подпункту 3 пункта 8.7. регламента заявка на участие в запросе предложений принимается организатором до наступления даты окончания подачи заявок. Заявка на участие в запросе предложений может неоднократно редактироваться участником, при этом каждое редактирование имеет юридический статус подачи новой заявки на участие в запросе предложений с одновременным отзывом предыдущей.
Вывод Управления о неправомерном отклонении заявка участника закупки ООО «ЦентрИнвест» признан судами первой и апелляционной инстанций необоснованным.
Так, в Положении предусмотрены общий порядок проведения процедур размещения заказов и перечень требований к участникам (пункт 9.2 Положения). Также положением определено право заказчика на установление в документации требований о необходимости представить в составе заявки иные документы (пункт 9.2.4.5 Положения).
Установление в документации конкретных требований к участникам для определенной закупки, как признали суды, не является нарушением норм действующего законодательства.
Положение о закупках и закупочная документация содержат четкие требования к составу заявки, порядку ее рассмотрения и подведению итогов; документацией установлена форма № 4, согласно которой участники должны были представить расчет предлагаемой ими цены договора.
Указанные требования всеми иными тремя участниками данной закупки были выполнены. При каждом понижении предлагаемой цены в интерфейсе электронной торговой площадки соответствующий расчет данной цены этими участниками производился и к документам предложения участника прикреплялся расчет именно на данную предложенную цену, в виде таблицы по форме, установленной заказчиком и согласно его исходным данным о площади обслуживаемых помещений и территорий.
Суды признали, что требования к составу заявки по данному конкретному конкурсу носили ясный характер, при этом пунктом 4.2 документации предусмотрена возможность направления со стороны участников запросов о разъяснении условий документации.
При проведении данного конкурса ООО «ЦентрИнвест» с запросом о необходимости предоставления разъяснения относительно требования по представлению цены предложения в виде таблицы, содержащей расчет стоимости обслуживания, по форме, установленной заказчиком, не обращалось.
С учетом изложенного суды верно указали, что комиссия по закупкам АО «Авиастар-СП» правомерно, воспользовавшись предоставленным ей подпунктом 2 пункта 8.7 регламента ЭТП правом, отклонила заявку ООО «ЦентрИнвест», так как ценовое предложение противоречило имеющимся в составе заявки документам.
Нарушений со стороны заказчика - АО «Авиастар-СП» пункта 11.1 части 11 «Закупочная документация» Положения о закупках, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части установления ненадлежащего требования к составу, форме и оформлению заявки на участие в закупке, судами не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу № А72-3457/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи М.В. Егорова
О.В. Логинов