ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-3982/2011 от 28.02.2012 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А72-3982/2011

01 марта 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,

судей Сабирова М.М., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – Тусси Т.В. (доверенность от 25.01.2011 б/н),

ответчика – Миги Л.А. (доверенность от 13.01.2012 № 16-03-11/00392), Горячевой М.А. (доверенность от 13.01.2012 № 16-03-11/00361),

в отсутствие:

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Память Куйбышева», Ульяновская область,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)

по делу № А72-3982/2011

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Память Куйбышева», Ульяновская область (ИНН 7322000495, ОГРН 1027301060467) о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области от 25.04.2011 № 8817, от 20.04.2011 № 159801, 159802, с участием третьего лица – государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный производственный кооператив «Память Куйбышева», Ульяновская область (далее – СХПК «Память Куйбышева», заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области (далее – Межрайонная ИФНС № 2 по Ульяновской области, налоговый орган) от 20.04.2011 № 159801, 159802, от 25.04.2011 № 8817.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.10.2011 заявление СХПК «Память Куйбышева» удовлетворено в части признания недействительными требований Межрайонной ИФНС № 2 по Ульяновской области об уплате налогов, сборов, пени, штрафов по состоянию на 20.04.2011 № 159801, 159802. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 вышеуказанное решение изменено, СХПК «Память Куйбышева» отказано в удовлетворении заявления в части признания недействительными требований налогового органа об уплате налогов, сборов, пени, штрафов по состоянию на 20.04.2011 № 159801, 159802. В остальной части решение суда первой инстанции от 04.10.2011 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе СХПК «Память Куйбышева» с принятым по делу судебным актом апелляционной инстанции не согласился, просит его отменить и признать недействительными требования налогового органа об уплате налогов, сборов, пени, штрафов по состоянию на 20.04.2011 № 159801, 159802. При этом заявитель полагает, что соглашение о реструктуризации долгов необходимо признать недействительным, поскольку оно подписано некомпетентным лицом и во взыскиваемую сумму включена просроченная задолженность.

Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта апелляционной инстанции исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, решением Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области СХПК «Память Куйбышева» был включен в программу финансового оздоровления.

На основании данного решения заявителем 12.03.2004 заключены с налоговым органом соглашения: о реструктуризации долгов в сумме 4 588 800 рублей (по состоянию на 01.02.2004) с отсрочкой погашения до 2010 года и последующей рассрочкой погашения долга в течение 5 лет; о списании сумм пеней и штрафов в размере 7 069 794 рублей, в том числе, перед бюджетами всех уровней – 1 068 711 рублей 20 копеек, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды – 6 001 083 рублей (т. 1 л.д. 113-116).

Пунктом 3 соглашения о реструктуризации долгов от 12.03.2004 предусмотрено, что платежи в счет погашения долгов осуществляются должником в соответствии с графиком погашения долгов один раз в год не позднее 15 декабря по форме согласно приложению.

СХПК «Память Куйбышева» и налоговым органом 05.04.2004 подписаны: измененное соглашение о реструктуризации долгов в сумме 4 542 602 рублей 02 копеек, в том числе, перед бюджетами всех уровней – 1 235 208 рублей 79 копеек, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды – 3 307 393 рублей 23 копеек; соглашение о списании сумм пеней и штрафов в общей сумме 7 081 231 рубля 42 копеек, в том числе, перед бюджетами всех уровней – 1 237 704 рублей 20 копеек, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды – 5 843 527 рублей 22 копеек (т. 1 л.д. 117-118).

Поскольку СХПК «Память Куйбышева» по состоянию на 01.10.2010 допустил задолженность по текущим налоговым платежам и не погасил ее по состоянию на 01.01.2011, то есть не исполнил в установленный срок принятые на себя обязательства в рамках соглашения о реструктуризации долгов, на основании статьи 27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее – Закон № 83-ФЗ) данное соглашение было расторгнуто, что отражено в протоколе заседания Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области от 23.03.2011 № 39 (т. 1 л.д. 9-11).

Согласно статье 29 Закона № 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

Судами установлено, что налоговым органом в адрес заявителя были направлены требования по состоянию на 20.04.2011: № 159801 об уплате налогов в общей сумме 2 665 671 рубля 12 копеек и пени в размере 1 878 557 рублей 21 копейки; № 159802 об уплате налогов в общей сумме 1 651 428 рублей 90 копеек, пени в размере 594 579 рублей 27 копеек, штрафов в размере 152 201 рубля 64 копеек (т. 1 л.д. 14-17).

Законом № 83-ФЗ установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния.

В силу статьи 2 Закона № 83-ФЗ реструктуризация долгов – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Соглашение о реструктуризации долгов – соглашение между кредиторами и должником, устанавливающее порядок и условии проведения реструктуризации долгов.

На основании пункта 3 статьи 9 Закона № 83-ФЗ федеральная комиссия организует работу территориальной комиссии; определяет порядок оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона № 83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации. Территориальную комиссию возглавляет заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, курирующий вопросы развития агропромышленного комплекса. Территориальные комиссии определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов, о внесении изменений в соглашения о реструктуризации долгов, расторжении указанных соглашений и приостановлении их действия; осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов и выполнением плана улучшения финансового состояния должника, осуществляют сбор информации о финансовом состоянии участников программы.

Как указано в статье 23 Закона № 83-ФЗ должник в соответствии с типовым соглашением о реструктуризации долгов, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, условиями и порядком проведения реструктуризации долгов, которые предложены территориальной комиссией, в месячный срок с момента получения уведомления от территориальной кoмиссии и проекта соглашения о реструктуризации долгов подготавливает и представляет в территориальную комиссию соглашение о реструктуризации своих долгов, подписанное кредиторами, не представленными в территориальной комиссии.

Территориальная комиссия в недельный срок с момента получения от должника вышеуказанного соглашения обязана принять одно из решений: о подписании соглашения о реструктуризации долгов всеми членами территориальной комиссии, уполномоченными подписать представленное соглашение; об отказе в подписании представленного соглашения.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что на основании статьи 13 Закона № 83-ФЗ СХПК «Память Куйбышева» добровольно подал в Территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области заявление о предоставлении права на реструктуризацию долгов (т. 2 л.д. 101). К заявлению прилагался план улучшения финансового состояния заявителя на 2004-2009 годы и другие документы согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что никто не может принудить должника к участию в программе против его воли, поскольку основополагающим принципом проведения реструктуризации является предусмотренный статьей 4 Закона № 83-ФЗ принцип добровольности и равнодоступности.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов территориальная комиссия приняла решение о предоставлении СХПК «Память Куйбышева» права на реструктуризацию долгов, о чем уведомила налоговый орган письмом от 29.03.2004 № 69.

В месячный срок с момента получения от Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области уведомления и проекта соглашения о реструктуризации долгов СХПК «Память Куйбышева» подготовил и представил в территориальную комиссию соглашение о реструктуризации своих долгов, подписанное кредитором и председателем СХПК «Память Куйбышева» Ятмановым И.В., избранным общим собранием членов кооператива. При этом заявитель самостоятельно включил в соглашение о реструктуризации долгов задолженность по фонду социального страхования. То есть, заключая соглашение о реструктуризации своих долгов, СХПК «Память Куйбышева» признавал наличие соответствующей задолженности и не оспаривал ее сумму ни при подписании данного соглашения, ни в период его действия.

Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов (статья 20 Закона № 83-Ф).

Пунктом 3 статьи 25 Закона № 83-ФЗ предусмотрено, что в месячный срок со дня подписания соглашения о реструктуризации долгов заключается дополнительное соглашение к нему, предусматривающее условия и порядок списания начисленных на дату подписания соглашения о реструктуризации долгов сумм пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации.

Из пункта 2 соглашения о списании сумм пеней и штрафов от 12.03.2004 следует, что при условии заключения настоящего соглашения до 01 апреля 2004 года задолженность по пеням и штрафам, подлежащая уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, исчисленная по данным учета налоговых органов и государственных внебюджетных фондов и непогашенная на 01 января 2002 года, списывается единовременно с уменьшением общей суммы задолженности по пеням и штрафам на размер списанной единовременно задолженности.

В соответствии с соглашением о списании сумм пеней и штрафов от 12.03.2004, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2003 № 535 «О реализации дополнительных мер по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» налоговым органом принято решение от 12.03.2004 № 10 о списании из общей суммы задолженности по уплате пеней и штрафов, непогашенной на 01.01.2002, суммы пеней и штрафов – 5 202 644 рублей 65 копеек (т. 1 л.д. 131).

Соглашение о реструктуризации долгов от 12.03.2004, подписанное заявителем, предусматривает отсрочку погашения долга и начисленных процентов до 2010 года, рассрочку погашения долга и начисленных процентов до 2016 года с погашением начиная с 2010 года. Платежи в счет погашения долгов осуществляются должником в соответствии с графиком погашения долгов один раз в год не позднее 15 декабря по форме согласно приложению.

Пунктами 10, 11 соглашения о реструктуризации долгов установлено условие, согласно которому если организация на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность но денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет организации, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, право на реструктуризацию долгов приостанавливается. Соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов и пеням, начисленным не неуплату текущих платежей.

СХПК «Память Куйбышева» не уплатил по графику реструктуризации соответствующую сумму в первый срок оплаты, а также не исполнил принятые на себя обязательства в рамках соглашения о реструктуризации долгов, что повлекло неблагоприятные последствия в виде ответственности за неисполнение вышеуказанного соглашения.

Таким образом, с учетом норм статей 29 Закона № 83-ФЗ, 68 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности направления налоговым органом в адрес заявителя требований от 20.04.2011 № 159801, 159802 с указанием неуплаченной суммы задолженности на момент расторжения соглашения о реструктуризации долгов, а также суммы пени, начисленной на неуплаченную в связи с заключением данного соглашения сумму недоимки.

Также судом апелляционной инстанции признано правомерным проведение налоговым органом зачетов по текущим платежам и в счет погашения задолженности, выявленной по результатам камеральных проверок. При этом судом указано, что уплата налога на имущество, налога на прибыль, единого социального налога за 2003 год, а также налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года приходится на 2004 год. Заявителем 30.06.2004 была представлена уточненная декларация к уменьшению за декабрь 2003 года на сумму 15 272 рублей со сроком уплаты – 20.01.2004. Кроме того, СХПК «Память Куйбышева» не обращался в налоговый орган с заявлением о включении в реструктуризацию дополнительно начисленных налогов, что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 092 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52».

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции. Нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по делу № А72-3982/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Р.Г. Абдулвагапов

Судьи М.М. Сабиров

Л.Ф. Хабибуллин