ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-4761/2021 от 03.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-14908/2022

г. Казань Дело № А72-4761/2021

04 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 10.01.2022,

отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК «ОЛИМП»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021

по делу № А72-4761/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «ОЛИМП» (ОГРН <***>) к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области о признании недействительным (незаконным) предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «УК «ОЛИМП» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) предписания Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее – агентство) от 05.03.021 № 180/Л-16.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В ходе внеплановой документарной проверки общества (управляющая организация), проведенной в связи с поступлением обращения жителей многоквартирного дома № 154 по ул. Локомотивная г. Ульяновска, агентством выявлен факт нарушения заявителем требований части 2 статьи 154, части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, абзацев 1, 2 подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, что выразилось в установлении платы за содержание жилого помещения и наряду с ней равнозначного платежа «текущий ремонт оголовок ДВК» как одной из составляющих содержания общего имущества.

По результатам проверки составлен акт № 180/Л-16 и обществу выдано оспариваемое предписание от 05.03.2021, которым агентство обязало общество в установленный срок устранить выявленное нарушение.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом № 154 по ул. Локомотивная в г. Ульяновске в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.12.2018 находится в управлении общества.

В агентство поступило коллективное обращение жителей указанного многоквартирного дома по вопросу взимания управляющей компанией в качестве платы за содержание и ремонт жилого помещения дополнительной платы за «текущий ремонт оголовок ДВК» в размере 194,25 руб. ежемесячно.

По результатам рассмотрения данного обращения агентством в адрес управляющей компании направлено предостережение от 13.11.2020 № 000366/Л о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства.

27.01.2021 в прокуратуру Железнодорожного района г. Ульяновска поступило обращение жителя указанного дома по вопросу неисполнения управляющей компанией вышеуказанного предостережения агентства, которое было направлено последнему для рассмотрения в пределах предоставленных законом полномочий, по результатам рассмотрения которого и было вынесено оспариваемое предписание.

Общество ссылается на то, что соответствующее решение об установлении дополнительной платы за дополнительные работы было принято собственниками помещений многоквартирного дома, это решение никем не оспорено и в установленном порядке не отменено.

Так, в соответствии с протоколом от 22.06.2020 № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 154 по ул. Локомотивная в г. Ульяновске принято, в том числе, решение провести текущий ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома - ремонт оголовок ВК, оплату работ по этому ремонту произвести в счет денежных средств собственников помещений многоквартирного дома, утвердив ежемесячный размер платы по строке «текущий ремонт оголовок ВК» в размере 3 руб. 65 коп. с 1 кв.м жилого/нежилого помещения сроком на 12 месяцев, включить размер платы по строке «текущий ремонт оголовок ВК» в размер платы за содержание жилого помещения.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В соответствии с пунктом 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе текущий и капитальные ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Согласно пункту 5.5.6 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора.

Таким образом, управляющая компания (общество) как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязана исполнять требования Правил № 170.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (пункт 15), равно как работы, выполняемые в целях надлежащего содержания печей, каминов и очагов в многоквартирных домах (пункт 16).

Определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (приказ Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управляющей организации, не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственников о проведении и соответствующей оплате таких работ (услуг). Работы по устранению неисправности оголовков ДВК и ВК относятся к работам текущего характера и выполняются управляющей организацией за счет средств собственников в рамках платы за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома. Управляющая организация несет ответственность за ненадлежащее содержание и ремонт вверенного ей в управление жилищного фонда в силу договора без принятия общим собранием собственников специальных решений о проведении каких-либо работ.

Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления общества.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по делу № А72-4761/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «УК «ОЛИМП» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 21.12.2021 № 2061.

Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи С.В. Мосунов

Р.Р. Мухаметшин