ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-4775/2023 от 05.12.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11147/2023

г. Казань Дело № А72-4775/2023

08 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023

по делу №А72-4775/2023

по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (ОГРН 1047301036133, ИНН 7325051113) к муниципальному учреждению "Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма" администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области (ИНН 7316002470; ОГРН 1027300930546) к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" (ОГРН: 1027300930150, ИНН: 7316002600) о взыскании задолженности в субсидиарном порядке, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МОСП по исполнению особых исполнительных производств,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области, заявитель, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма" администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области (далее – МУ "Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма" администрации муниципального образования "Сенгилеевский район", налогоплательщик, учреждение), Финансовому управлению администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области согласно которому просит взыскать с Муниципальное учреждение "Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма"администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области, а при недостаточности денежных средств у Муниципальное учреждение "Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма" администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области взыскать в субсидиарном порядке с Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области сумму задолженности в размере 1 928 715,78 руб.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.05.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.

УФНС России по Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции заявитель кассационной жалобы указал, что предъявление искового заявления к собственнику имущества невозможно без предъявления соответствующих требований к должнику, в связи с чем, на основании пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) налоговым органом иск предъявлен к должнику и собственнику имущества.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО "Сенгилеевский район», налогоплательщик) ИНН:7316002470 зарегистрировано как юридическое лицо и состоит на налоговом учете с 28.03.2022 в УФНС России по Ульяновской области.

Согласно пункту 1.5. Положения МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО «Сенгилеевский район» (далее - Положение) МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО «Сенгилеевский район» является казенным учреждением и финансируется из бюджета муниципального образования «Сенгилеевский район» на основании бюджетной сметы.

Налоговым органом в адрес МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО "Сенгилеевский район» на основании ст.ст. 69,70 НК РФ направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей): - №9018 по состоянию на 20.04.2022, в котором предлагалось в срок до 19.05.2022 погасить недоимку в размере 133 161,90 руб., пени в размере 4 109,22 руб. - №2472 по состоянию на 08.02.2022, в котором предлагалось в срок до 10.03.2022 погасить недоимку в размере 213 634,47 руб., пени в размере 4 251,12 руб. - №36619 по состоянию на 19.10.2021, в котором предлагалось в срок до 18.11.2021 погасить недоимку в размере 132 996,60 руб., пени в размере 2 191,27 руб. - №36982 по состоянию на 26.10.2021, в котором предлагалось в срок до 30.11.2021 погасить недоимку в размере 86 172,00 руб., пени в размере 196,04 руб. - №91932 по состоянию на 10.07.2022, в котором предлагалось в срок до 25.08.2020 погасить недоимку в размере 240 115,20 руб., пени в размере 7 950,72 руб. - №93694 по состоянию на 07.08.2020, в котором предлагалось в срок до 22.09.2020 погасить недоимку в размере 246 056,71 руб., пени в размере 2 510,02 руб. - №96861 по состоянию на 30.10.2020, в котором предлагалось в срок до 30.11.2020 погасить недоимку в размере 210 437,40 руб., пени в размере 1 946,64 руб. - №6764 по состоянию на 12.02.2021 г., в котором предлагалось в срок до 17.03.2021 погасить недоимку в размере 190 114,80 руб., пени в размере 2 387,53 руб. - №31122 по состоянию на 27.07.2021, в котором предлагалось в срок до 24.08.2021 погасить недоимку в размере 228 279,61 руб., пени в размере 2 246,63 руб. - №10710 по состоянию на 04.05.2021, в котором предлагалось в срок до 07.06.2021 погасить недоимку в размере 179 776,52 руб., пени в размере 1 847,24 руб.

Данные требование были оставлены учреждением без исполнения.

По состоянию на 06.04.2023 МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО "Сенгилеевский район» имеет общую задолженность перед бюджетом в размере 7 317 832,73 руб.

В связи с недостаточностью имущества у МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО «Сенгилеевский район» и невозможностью взыскания с него задолженности по обязательным платежам, пени и штрафам, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В отношении МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО «Сенгилеевский район» налоговым органом предприняты меры по взысканию задолженности, согласно сайту Федеральной службы судебных приставов в отношении МУ «Отдел по делам культуры, организации досуга населения и развития туризма» Администрация МО "Сенгилеевский район» возбуждены исполнительные производства.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (пункт 1 статьи 399 ГК РФ).

Таким образом, нормами гражданского законодательства предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества казенного предприятия по долгам такого предприятия в случае недостаточности его имущества.

В силу части 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 49 НК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя (собственника) юридического лица исключительно в случае его ликвидации и недостаточности средств ликвидируемой организации. При этом возложение на ее учредителей (участников) обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов производится в пределах и порядке, установленном законодательством РФ. Иных случаев субсидиарной ответственности собственника юридического лица законодательство о налогах и сборах не содержит.

Как следует из материалов дела и подтверждено судами, ответчик является действующим юридическим лицом, сведений о начале его ликвидации не имеется.

По смыслу приведенных норм права, ответчик, не являющийся ликвидируемым юридическим лицом, обязан самостоятельно уплачивать налоги, пени, штрафы; основания для возложения данной обязанности на учредителя и собственника имущества ответчика в данном случае отсутствуют.

Налоговый орган имеет право требовать погашения задолженности учредителями (участниками) организации только при ликвидации этой организации. Иных норм налоговое законодательство не содержит.

Таким образом, налоговым законодательством не предусмотрено привлечение к субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества) казенного предприятия по налоговым обязательствам такого предприятия, в случае если данное предприятие не ликвидируется. Положения статей 115 и 399 ГК РФ, регулирующие основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям неприменимы.

Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание положения статей 2 ГК РФ, 2 НК РФ, пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суды отклонили ссылку налогового органа на статью 49 НК РФ и часть 4 статьи 123.22 ГК РФ, указав, что налоговым органом не представлено доказательств того, что ответчик ликвидируется, в связи с чем, отсутствуют основания для применения указанных положений к рассматриваемым правоотношениям.

Исходя из установленного законодательством разграничения сфер гражданско-правового и публично-правового регулирования (пункт 3 статьи 2 ГК РФ), положения статьи 123.22 ГК РФ к данным правоотношениям применению не подлежат.

С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, посчитавших не подлежащим удовлетворению заявление УФНС России по Ульяновской области.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу № А72-4775/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи Р.Р. Мухаметшин

Л.Ф. Хабибуллин