ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-4982/19 от 16.09.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 сентября 2019 года Дело № А72-4982/2019

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2019 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2019 года апелляционную жалобу управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года по делу №А72-4982/2019 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск», г.Ульяновск, к управлению финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, Ульяновская область, г.Барыш, третьи лица: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Алёнушка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Теремок» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное учреждение культуры «Барышская межпоселенческая библиотека» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Незабудка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского ФИО4 ФИО2» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза ФИО3» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное учреждение «Управление делами» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное учреждение «Управление архитектуры и строительства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное бюджетное учреждение «Управление сельского хозяйства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чувашская Решётка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Малая Хомутерь» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное автономное учреждение культуры «Дом народного творчества» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческий районный центр культуры и досуга» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), Ульяновская область, г.Барыш, министерство финансов Ульяновской области, г.Ульяновск,

о признании незаконным бездействия, об обязании,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к управлению финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее - управление финансов МО «Барышский район», ответчик) о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению решений в отношении должников, указанных в настоящем заявлении, как несоответствующего бюджетному законодательству Российской Федерации, по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, в отношении должников, об обязании ответчика приостановить до момента устранения нарушения (исполнения исполнительных листов) осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должников.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Алёнушка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Теремок» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение культуры «Барышская межпоселенческая библиотека» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Незабудка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского ФИО4 ФИО2» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза ФИО3» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение «Управление делами» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное учреждение «Управление архитектуры и строительства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное учреждение «Управление сельского хозяйства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чувашская Решётка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Малая Хомутерь» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное автономное учреждение культуры «Дом народного творчества» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческий районный центр культуры и досуга» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, министерство финансов Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области, выразившееся в неисполнении решения суда по делам А72-13157/2016, А72-7702/2017, А72- 13819/2017, А72-6801/2018, А72-14670/2018, А72-13163/2016, А72-7513/2017, А72-7417/2017, А72-10586/2017, А72-14572/2017, А72-9673/2018, А72-13269/2018, А72-14663/2018, А72-13158/2016, А72-7517/2017, А72- 2438/2017, А72- 12572/2017, А72- 10100/2018, А72-14664/2018, А72- 13031/2018, А72- 13162/2016, А72- 7637/2017, А72- 16047/2017, А72- 6807/2018, А72- 14784/2018, А72- 14783/2018, А72- 13155/2016, А72- 6803/2018, А72- 12526/2018, А72- 10590/2017, А72- 7416/2017, А72- 8417/2017, А72- 13820/2017, А72- 10589/2017, А72- 6806/2018, А72- 14665/2018, А72- 7415/2017, А72- 7514/2017, А72- 12568/2017, А72- 12267/2018, А72- 14669/2018, А72-12573/2017, А72-3095/2017, А72-6799/2018, А72-7701/2017, А72-14573/2017, А72-6810/2018, А72-14659/2018, А72-7704/2017, А72-13821/2017, А72-11436/2017, А72-12268/2018, А72-14661/2018, А72-12525/2018, А72-6890/2017, А72-13161/2016, А72-8424/2017, А72-2521/2017, А72-3104/2017, А72-7998/2017, А72-11259/2017, А72-1009/2018, А72-16045/2017, А72-10098/2018, А72-14785/2018, А72-13266/2018, А72-16048/2017, А72-6808/2018, А72-14658/2018, А72-6798/2018, А72-14668/2018, А72-14657/2018, А72-12739/2018, А72-12740/2018, А72-12737/2018, А72-14662/2018, А72-13265/2018, А72-14672/2018, А72-13267/2018, А72-14673/2018, А72-12738/2018, в неприостановлении операций по счетам должников: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Алёнушка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Теремок» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное учреждение культуры «Барышская межпоселенческая библиотека» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Незабудка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского ФИО4 ФИО2» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза ФИО3» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное учреждение «Управление делами» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение «Управление архитектуры и строительства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение «Управление сельского хозяйства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чувашская Решётка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Малая Хомутерь» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное автономное учреждение культуры «Дом народного творчества» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческий районный центр культуры и досуга» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>). На Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области возложена обязанность приостановить операции по всем лицевым счетам должников: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Алёнушка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Теремок» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное учреждение культуры «Барышская межпоселенческая библиотека» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Незабудка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского ФИО4 ФИО2» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза ФИО3» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное учреждение «Управление делами» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение «Управление архитектуры и строительства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение «Управление сельского хозяйства» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чувашская Решётка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Малая Хомутерь» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное автономное учреждение культуры «Дом народного творчества» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческий районный центр культуры и досуга» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения судебных актов по делам А72-13157/2016, А72-7702/2017, А72-13819/2017, А72-6801/2018, А72-14670/2018, А72-13163/2016, А72-7513/2017, А72-7417/2017, А72-10586/2017, А72-14572/2017, А72-9673/2018, А72-13269/2018, А72-14663/2018, А72-13158/2016, А72-7517/2017, А72- 2438/2017, А72- 12572/2017, А72-10100/2018, А72-14664/2018, А72-13031/2018, А72-13162/2016, А72- 7637/2017, А72-16047/2017, А72-6807/2018, А72-14784/2018, А72-14783/2018, А72- 13155/2016, А72-6803/2018, А72-12526/2018, А72-10590/2017, А72-7416/2017, А72- 8417/2017, А72-13820/2017, А72-10589/2017, А72-6806/2018, А72-14665/2018, А72-7415/2017, А72- 7514/2017, А72-12568/2017, А72-12267/2018, А72-14669/2018, А72-12573/2017, А72-3095/2017, А72-6799/2018, А72-7701/2017, А72-14573/2017, А72-6810/2018, А72-14659/2018, А72-7704/2017, А72-13821/2017, А72-11436/2017, А72-12268/2018, А72-14661/2018, А72-12525/2018, А72-6890/2017, А72-13161/2016, А72-8424/2017, А72-2521/2017, А72-3104/2017, А72-7998/2017, А72-11259/2017, А72-1009/2018, А72-16045/2017, А72-10098/2018, А72-14785/2018, А72-13266/2018, А72-16048/2017, А72-6808/2018, А72-14658/2018, А72-6798/2018, А72-14668/2018, А72-14657/2018, А72-12739/2018, А72-12740/2018, А72-12737/2018, А72-14662/2018, А72-13265/2018, А72-14672/2018, А72-13267/2018, А72-14673/2018, А72-12738/2018 (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами). С Управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

В апелляционной жалобе управление финансов МО «Барышский район» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на невозможность исполнения в настоящий момент требований истца в полном объеме, поскольку спорные платежи относятся к четвертой очереди списания денежных средств, хотя в отношении муниципальных учреждений-третьих лиц имеется ряд исполнительных документов о взыскании с учреждений страховых взносов и иных обязательных платежей, которые относятся к третьей очереди и погашаются в приоритетном порядке. Кроме того, бездействия в данном случае быть не может, поскольку осуществление операций по расходованию средств на лицевом (лицевых) счете (счетах) приостановлено соответствующим уведомлениями. Доказательств того, что по казенным и автономным учреждениям происходит оплата иных сумм, нежели указанных в исключениях положений закона, не предоставлено.

При этом требование о признании незаконным бездействия управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области, в частности, в неисполнении решения Арбитражного суда Ульяновской области никак не может являться законным, поскольку должниками по исполнительным листам являются сами муниципальные учреждения-третьи лица, а обязанность по осуществлению действий, направленных на погашение задолженности, в соответствии с БК РФ лежит именно на должнике. В отношении финансового органа могут предъявляться требования иного характера; при приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевом (лицевых) счете (счетах) и наличии соответствующего уведомления теоретически могут предъявляться требования о надлежащем исполнении данного уведомления.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Ульяновской области в отношении по делам А72-13157/2016, А72-7702/2017, А72- 13819/2017, А72-6801/2018, А72-14670/2018, А72-13163/2016, А72-7513/2017, А72-7417/2017, А72-10586/2017, А72-14572/2017, А72-9673/2018, А72-13269/2018, А72-14663/2018, А72-13158/2016, А72-7517/2017, А72-2438/2017, А72-12572/2017, А72-10100/2018, А72-14664/2018, А72-13031/2018, А72-13162/2016, А72-7637/2017, А72-16047/2017, А72-6807/2018, А72-14784/2018, А72-14783/2018, А72-13155/2016, А72-6803/2018, А72-12526/2018, А72-10590/2017, А72-7416/2017, А72-8417/2017, А72-13820/2017, А72-10589/2017, А72-6806/2018, А72-14665/2018, А72-7415/2017, А72-7514/2017, А72-12568/2017, А72-12267/2018, А72-14669/2018, А72-12573/2017, А72-3095/2017, А72-6799/2018, А72-7701/2017, А72-14573/2017, А72-6810/2018, А72-14659/2018, А72-7704/2017, А72-13821/2017, А72-11436/2017, А72-12268/2018, А72-14661/2018, А72-12525/2018, А72-6890/2017, А72-13161/2016, А72-8424/2017, А72-2521/2017, А72-3104/2017, А72-7998/2017, А72-11259/2017, А72-1009/2018, А72-16045/2017, А72-10098/2018, А72-14785/2018, А72-13266/2018, А72-16048/2017, А72-6808/2018, А72-14658/2018, А72-6798/2018, А72-14668/2018, А72-14657/2018, А72-12739/2018, А72-12740/2018, А72-12737/2018, А72-14662/2018, А72-13265/2018, А72-14672/2018, А72-13267/2018, А72-14673/2018, А72-12738/2018 выданы исполнительные листы.

Исполнительные листы направлены заявителем в адрес управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области (т.1, л.д. 31­-44; т.2, л.д. 18-89).

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).

Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ».

Статьей 242.5 БК РФ регулируется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.

Согласно п. 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. В соответствии с п. 3 указанной статьи должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Пункт 4 статьи 242.5 БК РФ предусматривает, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Диспозиция статьи 242.5 БК РФ, согласно которой при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, не содержит каких-либо условий для ее применения.

Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 № 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.

Как видно из материалов дела, исполнительные листы в отношении муниципального учреждения культуры «Барышская межпоселенческая библиотека» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципального учреждения «Управление делами» администрации МО «Барышский район» Ульяновской области исполнены не были, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах указанных должников не были приостановлены.

Доказательства фактического приостановления операций по счетам должников управлением финансов не представлены. Обратного управлением финансов не доказано.

БК РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.5 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции посчитал, что бездействие управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области по неисполнению требований исполнительных документов в отношении муниципального учреждения культуры «Барышская межпоселенческая библиотека» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), муниципального учреждения «Управление делами» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>) является незаконным.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, не относящихся к категории казенных учреждений, определен пунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон №83-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно подпункту 11 пункта 20 статьи 30 Закона №83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.

Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений Закона № 83-ФЗ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 №ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решения суда о взыскании задолженности с должников за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах должников исполнены не были, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должников - муниципальных образовательных учреждений не были приостановлены. Межу тем действующее законодательство возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения, в том числе решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 30 Закона №83-ФЗ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что бездействие управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области по неисполнению требований решений суда за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, является незаконным.

Запрошенные судом уведомления о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должников и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должников, управлением финансов не представлены.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 3 статьи 2 Закона №174-ФЗ).

В соответствии с частью 3.2 статьи 2 Закона №174-ФЗ открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Согласно части 3.19 статьи 2 Закона №174-ФЗ обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ для бюджетных учреждений.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции признал бездействие управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области по неисполнению требований решения суда за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика незаконным, и удовлетворил заявленные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции обязал управление финансов МО «Барышский район» Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должников, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения исполнительных листов по решениям суда (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).

Довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения в настоящий момент требований истца в полном объеме в связи с наличием исполнительных документов в отношении муниципальных учреждений-третьих лиц, по которым взыскиваются страховые взносы и иные обязательные платежи, которые относятся к третьей очереди и погашаются в приоритетном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как данное обстоятельство не освобождает о наличии у управления финансов обязанности принять меры по исполнению вышеперечисленных исполнительных документов.

Ссылка заявителя на приостановление соответствующим уведомлениями осуществления операций по расходованию средств на лицевом (лицевых) счете (счетах) несостоятельна - данные обстоятельства фактически подтверждают исполнение заявителем обжалуемого решения суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что должниками по исполнительным листам являются сами муниципальные учреждения-третьи лица, а обязанность по осуществлению действий, направленных на погашение задолженности, в соответствии с БК РФ лежит именно на должнике, судом апелляционной инстанции, отклоняется. В данном случае оспоренное бездействие управления финансов фактически выразилось в нарушении порядка исполнения судебных актов, что выразилось в неприостановлении операций по лицевым счетам бюджетных учреждений - должников.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 10 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина управлением финансов МО «Барышский район» в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года по делу №А72-4982/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г. Филиппова

Судьи А. Б. Корнилов

Т.С. Засыпкина