ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-5389/2023 от 13.02.2024 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда

26 февраля 2024 года Дело № А72-5389/2023

г. Самара 11АП-19981/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Копункина В.А., судей Митиной Е.А., Ястремского Л.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,

с участием в судебном заседании:

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 29.05.2023,

иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале №7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рица» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2023 года по делу №А72-5389/2023 по иску Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Рица»

о расторжении договоров аренды, обязании вернуть земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Рица», в котором просит: расторгнуть договор аренды от 31.10.2019 №01/24-433, расторгнуть договор аренды от 11.02.2021 №01/19-470, расторгнуть договор аренды от 31.10.2019 №01/24-431, расторгнуть договор аренды от 31.10.2019 №01/24-432, обязать ответчика вернуть истцу земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:000000:1422, 73:19:000000:424, 73:19:000000:1229, 73:19:000000:1397 по актам приема-передачи..

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Общество с ограниченной ответственностью «Рица» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2023 года.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 января 2024 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 13 февраля 2024 года.

От ответчика поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе, которые были приобщены к материалам дела.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Рица» (арендатор) 31.10.2019 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области №01/24-431.

Согласно п.п. 1.1-1.3 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:1229, находящийся в государственной собственности Ульяновской области (запись о государственной регистрации № 73:19:000000:1229-73/001/2018-3 от 14.05.2018), из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - санаторная деятельность, курортная деятельность, отдых (рекреация), площадью 171 357 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): Ульяновская область, г. Ульяновск (далее - Участок). Участок предоставляется в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде». Наличие ограничений (обременений): не зарегистрировано. Наличие препятствующих пользованию недостатков: отсутствуют.

По акту приема-передачи (приложение №1 к договору) арендодатель передал арендатору вышеуказанный земельный участок.

По условиям п. 2.1 договора №01/24-431 от 31.10.2019 договор заключается на срок 10 лет с 04.10.2019 по 03.10.2029.

Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Рица» (арендатор) 31.10.2019 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области №01/24-432.

Согласно п.п.1.1 -1.3 договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:1397, находящийся в государственной собственности Ульяновской области (запись о государственной регистрации № 73:19:000000:1397-73/049/2018-1 от 22.08.2018), из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - санаторная деятельность, курортная деятельность, отдых (рекреация), площадью 163 295 кв. м, расположенный по адресу (местоположение): Ульяновская область, г. Ульяновск (далее - Участок). Участок предоставляется в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде». Наличие ограничений (обременений): не зарегистрировано. Наличие препятствующих пользованию недостатков: отсутствуют.

По акту приема-передачи (приложение №1 к договору) арендодатель передал арендатору вышеуказанный земельный участок.

По условиям п. 2.1 договора №01/24-432 от 31.10.2019 договор заключается на срок 10 лет с 04.10.2019 по 03.10.2029.

Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Рица» (арендатор) 31.10.2019 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области №01/24-433.

Согласно п.п. 1.1-1.3 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:1422, находящийся в государственной собственности Ульяновской области (запись о государственной регистрации №73:19:000000:1422-73/1)28/2018-1 от 29.12.2018), из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - санаторная деятельность, курортная деятельность, отдых (рекреация), площадью 59 709 кв. м, расположенный по адресу (местоположение): Российская Федерация, Ульяновская область, р-н Ульяновский (далее -Участок). Участок предоставляется в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде». Наличие ограничений (обременений): не зарегистрировано. Наличие препятствующих пользованию недостатков: отсутствуют.

По акту приема-передачи (Приложение №1 к Договору) Арендодатель передал Арендатору вышеуказанный земельный участок.

По условиям п. 2.1 договора №01/24-433 от 31.10.2019 договор заключается на срок 10 лет с 04.10.2019 по 03.10.2029.

Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Рица» (арендатор) также 11.02.2021 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области №01/19-470.

Согласно п.1.1 договора №01/19-470 от 11.02.2021 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:424, находящийся в государственной собственности Ульяновской области (запись о государственной регистрации № 73-73-01/135/2011-207 от 07.04.2011), из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование природно-познавательный туризм, для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, природно-познавательный туризм, площадью 330 291 кв.м, расположенный по адресу (местоположение): Ульяновская область, р-н Ульяновский (далее - Участок). Участок предоставляется в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде».

Согласно п.п.1.2-1.3 договора №01/19-470 от 11.02.2021 наличие ограничений (обременений):

- зона с особыми условиями использования территории. Зона охраны искусственных объектов. Охранная зона инженерных коммуникаций (Реестровый номер:73:19-6.142; Учетный номер:73.19.2.65);

- зона с особыми условиями использования территории (Реестровый номер:73:00-6.127);

- ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Срок действия: с 08.04.2016; Реквизиты документа-основания: Справка о балансовой принадлежности объектов от 16.01.2012 №МР6/120/23/139 выдан: ФИЛИАЛ ОАО «МРСК ВОЛГИ» - «УРС».

Наличие препятствующих пользованию недостатков: отсутствуют.

По акту приема-передачи (приложение №1 к договору) арендодатель передал арендатору вышеуказанный земельный участок.

По условиям п. 2.1 договора №01/19-470 от 11.02.2021 договор заключается на срок 10 лет с 11.02.2021 по 11.02.2031.

Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением, истец просит расторгнуть договоры от 31.10.2019 №01/24-431, от 31.10.2019 №01/24-432, от 31.10.2019 №01/24-433, от 11.02.2021 №01/19-470 аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, ввиду лишения инвестиционного проекта ООО «Рица» «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде» статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:000000:424, 73:19:000000:1397, 73:19:000000:1229, 73:19:000000:1422, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: санаторная деятельность, курортная деятельность, отдых (рекреация), принадлежат на праве собственности Ульяновской области.

В силу п.1 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно частям 1, 20 пункта 2.2 раздела 2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 К25/557-П, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области.

Указом Губернатора Ульяновской области от 07.02.2022 № 12 принято решение с 01.04.2022 упразднить Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области и образовать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области выступает исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

В силу вышеназванных нормативных актов к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области перешли права уполномоченного органа по распоряжению земельными участками.

Согласно ч. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

28.02.2023 истец направил ответчику письмо №73-ИОГВ-08/3404исх. с приложением соглашений о расторжении договоров аренды от 31.10.2019 №01/24-431, от 31.10.2019 №01/24-432, от 31.10.2019 №01/24-433, от 11.02.2021 №01/19-470, актов приема-передачи земельных участков (л.д.42). Данное письмо оставлено ответчиком без внимания.

В соответствии со ст.450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

По условиям пункта 5.1.5 вышеназванных договоров аренды Арендодатель вправе требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным или неоднократным нарушением Арендатором условий договора; при использовании земельного участка не по целевому назначению и с нарушением принадлежности к той или иной категории земель.

Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении договора арендатором, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации к таким случаям, в частности, отнесено предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 29.09.2017 №481-пр на основании решения комиссии по отбору инвестиционных проектов для присвоения им статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области (протокол заседания комиссии от 13.09.2017 №08/пр-2017) присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области инвестиционному проекту «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде», реализуемому Обществом с ограниченной ответственностью «Рица» (бизнес-план прилагается) (л.д.38).

Судом первой инстанции установлено, что договоры аренды земельных участков от 31.10.2019 №01/24-431, от 31.10.2019 №01/24-432, от 31.10.2019 №01/24-433, от 11.02.2021 №01/19¬470 заключены сторонами на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.8, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства Ульяновской области от 29.09.2017 №481-пр «Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области», распоряжений Губернатора Ульяновской области от 27.09.2019 № 1239-р и от 10.02.2021 №62-р «О предоставлении земельных участков» без проведения торгов в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде».

Таким образом, имеется взаимосвязь между заключением договоров аренды земельных участков и наличием у проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде», реализуемого Обществом с ограниченной ответственностью «Рица», статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, установленного распоряжением Правительства Ульяновской области от 29.09.2017 №481-пр.

В соответствии со ст.1 Закона Ульяновской области от 15.03.2005 №019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области" (в редакции, действовавшей на дату издания распоряжения Правительства Ульяновской области от 29.09.2017 №481-пр) особо значимый инвестиционный проект Ульяновской области (далее - особо значимый инвестиционный проект) - инвестиционный проект, реализация которого осуществляется в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2025 года, прошедший отбор в соответствии с настоящим Законом и предполагающий предоставление мер государственной поддержки инвестиционной деятельности при условии завершения реализации инвестиционного проекта в срок до 31 декабря 2025 года.

Согласно ст.8 Закона Ульяновской области от 15.03.2005 №019-ЗО инвестиционный проект, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, лишается данного статуса в случаях, предусмотренных в настоящей статье.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.02.2023 №60-пр инвестиционный проект «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде», реализуемый Обществом с ограниченной ответственностью «Рица», был лишен статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области (л.д.40).

Суд первой инстанции пришел к выводу, что лишение статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области по существу свидетельствует об утрате хозяйственно-правовой цели заключения договора аренды, исключая обоснованность наличия отношений по владению и пользованию соответствующими земельными участками.

В данном случае, при рассмотрении вопроса о возможности расторжения договора аренды земельных участков по инициативе арендодателя основным является вопрос о добросовестности действий арендатора, направленных на достижение цели договора, а также возможности ее достижения.

Между тем, сохранение правоотношений сторон по договору аренды земельных участков, в отсутствие реальной возможности наступления правовых последствий, предусмотренных инвестиционным проектом, в рассматриваемом случае становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.

Истец (Арендодатель) просит расторгнуть договоры аренды от 31.10.2019 №01/24¬431, от 31.10.2019 №01/24-432, от 31.10.2019 №01/24-433, от 11.02.2021 №01/19-470 ввиду существенного нарушения ответчиком условий заключенных договоров и невозможности достижения цели, для которой земельные участки предоставлены в аренду.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчик со своей стороны отзыв на исковое заявление не направил, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о реализации им особого инвестиционного проекта.

Представитель ответчика в судебных заседаниях возражал против требований истца, с расторжением договоров аренды был не согласен; утверждал, что обратился в Правительство Ульяновской области с заявлением об отмене распоряжения Правительства Ульяновской области от 13.02.2023 №60-пр «О лишении статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области». Однако, согласно ответу, поступившему от Правительства Ульяновской области на запрос суда, ООО «Рица» в адрес Правительства Ульяновской области с заявлением об отмене вышеуказанного распоряжения не обращалось.

Распоряжение Правительства Ульяновской области от 13.02.2023 №60-пр «О лишении статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области» не отменено и не признано недействительным.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о расторжении договоров аренды от 31.10.2019 №01/24-431, от 31.10.2019 №01/24-432, от 31.10.2019 №01/24-433, от 11.02.2021 №01/19-470, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Истец также просил обязать ответчика вернуть по актам приема-передачи земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:000000:424, 73:19:000000:1397, 73:19:000000:1229, 73:19:000000:1422, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: санаторная деятельность, курортная деятельность, отдых (рекреация).

Согласно ст.622 Гражданского кодекса РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно п.5.4.14 договоров аренды арендатор обязан передать арендодателю по акту приёма-передачи в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока настоящего Договора, в том числе при досрочном расторжении настоящего Договора, земельный участок в надлежащем состоянии, позволяющем его дальнейшее использование без дополнительных материальных затрат на восстановление, для чего направить подписанный экземпляр акта в адрес арендодателя в указанный срок.

Поскольку договоры аренды земельных участков настоящим решением расторгнуты, правовые основания для пользования земельными участками у ответчика отпали. Доказательства возврата истцу переданных по договорам аренды земельных участков в материалы дела не представлены, в связи с чем, требование истца об обязании ответчика передать по актам приема-передачи земельные участки также подлежит удовлетворению.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции и отмечает следующее.

Доводы заявителя сводятся к тому, что какие-либо нарушения в использовании земельных участков им не допущены, а неисполнение других целей в рамках общезначимого инвестиционного проекта основанием для расторжения договора аренды земельного участка служить не может.

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса РФ изменение или расторжение договора допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Изменение признается существенным, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на иных условиях.

Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Частью 1 ст. 2 Закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-30 «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» (далее - Закон) особо значимый инвестиционный проект Ульяновской области определяется как отобранный в соответствии с Законом и обеспечивающий положительный социально-экономический эффект инвестиционный проект, реализация которого осуществляется в период с 01.10.2009 по 31.12.2025, а меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в связи с реализацией такого проекта предоставляются при условии завершения его реализации не позднее 31.12.2025.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 29.09.2017 №481-пр на основании решения комиссии по отбору инвестиционных проектов для присвоения им статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области (протокол заседания комиссии от 13.09.2017 №08/пр-2017) присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области инвестиционному проекту «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде», реализуемому Обществом с ограниченной ответственностью «Рица» (бизнес-план прилагается) (л.д.38).

Договоры аренды земельных участков от 31.10.2019 №01/24-431, от 31.10.2019 №01/24-432, от 31.10.2019 №01/24-433, от 11.02.2021 №01/19¬470 заключены сторонами на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.8, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства Ульяновской области от 29.09.2017 №481-пр «Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области», распоряжений Губернатора Ульяновской области от 27.09.2019 № 1239-р и от 10.02.2021 №62-р «О предоставлении земельных участков» без проведения торгов в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде».

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.02.2023 №60-пр инвестиционный проект «Создание туристско-рекреационной зоны «Загородный парк-отель на воде», реализуемый Обществом с ограниченной ответственностью «Рица», был лишен статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области (л.д.40).

В силу ч. 3 ст. 8 Закона инвестиционному проекту присваивается статус особо значимого инвестиционного проекта при условии представления в уполномоченный орган информации, необходимой для оценки соответствия инвестиционного проекта критериям, указанным в ч. 2 ст. 8 Закона, в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Частью 2 ст. 8 Закона предусмотрено, что инвестиционному проекту может быть присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта в случае, если объем и структура капитальных вложений, планируемых к осуществлению в результате реализации инвестиционного проекта согласно бизнес-плану инвестиционного проекта, соответствуют установленным Правительством Ульяновской области критериям по объему и структуре капитальных вложений для присвоения инвестиционному проекту статуса особо значимого инвестиционного проекта.

В соответствии с абз. 2 ч. 10 ст. 8 Закона основанием для принятия Правительством Ульяновской области решения о подтверждении факта завершения реализации инвестиционного проекта, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, являются документы, подтверждающие выполнение условий, указанных в ч. 9 ст. 8 Закона. Указанные документы представляются в уполномоченный орган организацией, реализовавшей инвестиционный проект, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ульяновской области, не позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором согласно бизнес-плану инвестиционного проекта реализация инвестиционного проекта должна быть завершена.

Согласно ч. 9 ст. 8 Закона факт завершения реализации инвестиционного проекта, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, подтверждается Правительством Ульяновской области.

Датой завершения реализации особо значимого инвестиционного проекта считается дата введения в эксплуатацию объекта (объектов) основных средств, создание, строительство либо приобретение которого (которых) предусматривалось бизнес-планом инвестиционного проекта, при наличии разрешения (разрешений) на ввод данного объекта (данных объектов) в эксплуатацию, если необходимость получения указанного разрешения (указанных разрешений) предусматривается законодательством.

В силу ч. 13 ст. 8 Закона решение о лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта принимается Правительством Ульяновской области в установленном им порядке. Соответствующее решение оформляется распоряжением Правительства Ульяновской области. Днем лишения инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта является день подписания соответствующего распоряжения Правительства Ульяновской области.

Распоряжение Правительства Ульяновской области от 13.02.2023 №60-пр «О лишении статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области» не отменено и не признано недействительным, ответчиком не оспорено.

Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о реализации им особого инвестиционного проекта в установленном порядке.

Поскольку ответчиком не были соблюдены условия, на которых земельные участки предоставлялись в аренду, требование о расторжении договоров удовлетворено правомерно.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2023 года по делу №А72-5389/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.А. Копункин

Судьи Е.А. Митина

Л.Л. Ястремский