АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-29720/2018
г. Казань Дело № А72-6458/2017
28 февраля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.11.2017, б/н), ФИО2 (директор),
ответчика – ФИО3 (доверенность от 12.02.2018, б/н),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания»
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.08.2017 (судья Страдымова М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Засыпкина Т.С., Кувшинов В.Е.)
по делу № А72-6458/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания» о признании незаконным действия Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившегося в отказе утверждения Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы; об обязании устранить нарушения действующего законодательства путем утверждения вышеуказанной Инвестиционной программы, третьи лица: Правительство Ульяновской области, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания» (далее – ООО «Симбирская экологическая компания», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным действия Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство), выразившегося в отказе в утверждении Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы, об обязании устранить нарушения действующего законодательства путем утверждения Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования общества удовлетворить.
В кассационной жалобе общество отметило, что действующее законодательство не предусматривает отказ в рассмотрении проекта инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Министерство, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Министерство отметило, что общество не является регулируемой организацией и не осуществляет регулируемый вид деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для утверждения инвестиционной программы.
Представитель общества, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представитель Министерства, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 22.02.2018 до 14 часов 00 минут, после окончания которого, судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет строительство объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области.
Строительство объекта осуществляется на земельном участке, предоставленным распоряжением губернатора Ульяновской области от 17.12.2015 № 661-р без проведения торгов в целях размещения объекта коммунально-бытового назначения с кадастровым номером 73:11:022401:826, расположенный по адресу: Российская Федерация,Ульяновская область, Новоспасский район, в 2521 метрах по направлению на северо-восток от производственной базы по улице Гагарина дом 16 в рабочем поселке Новоспасское.
Общество письмом от 17.02.2017 исх. № 9 в адрес Министерства направило проект Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
Письмом от 15.03.2017 исх. № 73-ИОГВ-0601/3811 Министерство сообщило о невозможности принятия материалов инвестиционной программы к рассмотрению, поскольку представленные документы не содержат информации, требуемой действующим законодательством для утверждения инвестиционной программы.
Письмом от 03.04.2017 № 18 общество повторно направило на утверждение проект Инвестиционной программы и заявление об урегулировании разногласий.
Письмом от 14.04.2017 (л.д. 81 т.1) и от 17.04.2017 (л.д.80, т.1) Министерство отказало дать оценку необходимости включения затрат предприятия в Инвестиционную программу, поскольку общество не входит в реестр регулируемых организаций.
Суды нижестоящих инстанций согласились с выводами Министерства и отказали обществу в удовлетворении его требований.
Кассационная инстанция соглашается с позицией заявителя кассационной жалобы и считает выводы судов ошибочными в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп. вступ. силу с 01.01.2018) (далее – Закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №503-ФЗ).
В новой редакции слова «операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности» исключены.
Согласно пункту 1 статьи 24.13 Закона №89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
Общество осуществляет строительство объекта в соответствии и во исполнение плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации «Года экологии», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 №1082-р, Государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области №37/415-П от 11.09.2013, муниципальной программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на 2015-2017 годы, утвержденной Постановлением администрации Новоспасского района от 27.05.2015 № 342, а также инвестиционного соглашения о взаимодействии сторон по реализации инвестиционного проекта строительства «Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» от 31.08.2016 № 114-д, заключенного между Правительством Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания».
Законом № 89-ФЗ в новой редакции субъекту Российской Федерации предоставлено право утверждения инвестиционных программ.
На момент рассмотрения дела судебными инстанциями изменения в Закон №89-ФЗ внесены не были.
Поскольку в настоящий момент Законом №89-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право утверждения инвестиционной программы, суд кассационной инстанции считает возможным направить дело на новое рассмотрение для рассмотрения вопроса бездействия Министерства, выразившегося в отказе в рассмотрении вопроса по утверждению Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новороссийском районе Ульяновской области на 2017-2014 годы.
Оспаривая действия Министерства, общество просит суд обязать Министерство устранить нарушения действующего законодательства путем утверждения инвестиционной программы.
По существу в материалах дела не представлены доказательства, подтверждающие возражения Министерства по инвестиционной программе общества.
Согласно части 1 статьи 133 АПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств; примирение сторон.
При новом рассмотрении дела в силу статьи 49 АПК РФ следует уточнить требования общества, указанные в пункте 2 просительной части заявления в арбитражный суд.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу № А72-6458/2017 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи С.В. Мосунов
М.А. Савкина