ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-6676/2008 от 15.04.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А72-6676/2008

17 апреля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлено 17 апреля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Коноплевой М.В.,

судей Нафиковой Р.А., Сабирова М.М.,

при участии представителя:

заинтересованного лица – ФИО1 (доверенность от 29.12.2008 №6806-11/1559),

в отсутствии:

заявителя – извещен, не явился,

третьего лица – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2008 (судья Каданцев Ю.А.)

по делу № А72-6676/2008

по заявлению Ульяновского высшего военно-технического училища к Территориальному управлению в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, о признании незаконным представления, с участием третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское высшее военно-техническое училище (далее – Училище) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с уточнением заявленных требований) о признании незаконными отдельных пунктов представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 10.07.2008 № 2008/50, вынесенного Территориальным управлением в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Решением от 25.12.2008 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признав незаконными пункты 1, 5 раздела III, и пункт 1 раздела IV представления от 10.07.2008 № 2008/50. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе Территориальное управление в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее – Управление) просит решение суда первой инстанции отменить, мотивируя неправильным применением норм процессуального права, указывая, что представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса не содержит в себе признаков ненормативного правового акта, не носит характера административно-властного принуждения, влекущего какие-либо правовые последствия. Представление носит информационный характер, фиксирует выявленные нарушения законодательных актов Российской Федерации и содержит предложение рассмотреть его, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене с прекращением производства по настоящему делу.

Как следует из материалов дела, представление Управления от 10.07.2008 № 2008/50 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса оспорено Училищем в порядке главы 24 АПК РФ.

Рассматривая заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы заявителя.

Вместе с тем по смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным являются его предполагаемое несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создание препятствий в ее осуществлении либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Из системного толкования главы 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные данным Кодексом и федеральными законами, а к руководителю за нецелевое использование бюджетных средств - меры дисциплинарной или административной ответственности, при этом применить эти меры ответственности в силу статьи 284.1 БК РФ может только орган, исполняющий бюджет.

Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14 Положения).

В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункты 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

Таким образом, представление не является мерой принуждения, применяемой в соответствии со статьей 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства.

Представление о ненадлежащем исполнении бюджета выносится по результатам ревизии (проверки) в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н, согласно которому в представлении перечисляются факты выявленных нарушений требований бюджетного законодательства, предложение о рассмотрении представления и предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.

Из текста оспариваемого представления следует, что начальнику Училища предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, представление Управления носит информационный и разъяснительный характер, не свидетельствует о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. В настоящем случае оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора. Следовательно, представление не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду.

В силу части 1 статьи 27, пункта 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку спор о признании незаконным представления арбитражному суду неподведомствен, решение арбитражного суда подлежит отмене, а производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ – прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2008 по делу № А72-6676/2008 отменить, производство по данному делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья М.В. Коноплева

Судьи Р.А. Нафикова

М.М. Сабиров