ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-685/2023 от 08.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-29/2024

г. Казань Дело № А72-685/2023

12 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,

в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023

по делу № А72-685/2023

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерству финансов Ульяновской области, администрации г.Ульяновска о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (далее – ООО «Альфаресурс», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, ответчик) о взыскании 11 970 967,20 руб. убытков.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Ульяновской области и администрация г.Ульяновска.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2023, оставленным без измененияпостановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023,в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Альфаресурс»обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением ими норм права и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы ссылается на наличие у него убытков в результате незаконных действий ответчиков и образовавшейся разницы между реальными затратами РСО и затратами, предусмотренными в предельной стоимости теплоэнергии на исковой период.

Оспаривает выводы судов о необходимости обжаловать приказы об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию, и полагает, что, безотносительно оспаривания указанных нормативно-правовых актов и тарифа, истец наделен правом на обращение в суд с иском о взыскании с ответчиков спорной суммы убытков.

Ссылается на то, что имеющийся в материалах дела расчет предельного уровня не учитывает реальную стоимость газа, электроэнергии и др., и не соответствует ценам, предоставленным в накладных контрагентов.

Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов Ульяновской области и Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области просили оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Агентство и Министерство финансов Ульяновской области заявили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

ООО «Альфаресурс», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «Альфаресурс» указало, что ему, как регулируемой организации в сфере теплоснабжения, которое осуществляет производство теплоэнергии в целях отопления и горячего водоснабжения жилого квартала 13-Юг в г. Ульяновске, незаконными действиями ответчиков были причинены убытки в виде разницы между реальными затратами РСО и затратами, предусмотренными в предельной стоимости теплоэнергии на 2022 год, в сумме 11 970 967,20 руб.

Разрешая исковые требования, суды руководствовались статьями 15, 16, 393, 424, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 2, 8, 15, 23.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), пунктом 58 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 № 1562 (далее – Правила № 1562), разъяснениями, изложенными в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», и признав отсутствующими доказательства виновного противоправного поведения ответчиков, которое привело к возникновению указанных истцом убытков, отказали в спорном взыскании.

Судебная коллегия суда округа по доводам кассационной жалобы приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, включая реальный ущерб, то есть расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права.

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ). В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

Судами первой и апелляционной инстанции верно учтено, что применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности условий: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинно-следственной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.

Устанавливая наличие/отсутствие перечисленных критериев, применительно к рассматриваемому случаю, суды исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Из пункта 4 части 1 статьи 8 Закона №190-ФЗ следует, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.

Согласно материалам дела Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1775-р муниципальное образование «город Ульяновск» отнесено к ценовой зоне теплоснабжения, ООО «Альфаресурс» определено единой теплоснабжающей организацией.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.

В силу части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

В части 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год.

Частью 2 статьи 23.4 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 настоящего Федерального закона, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с частью 1 статьи 23.6 Закона № 190-ФЗ предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи).

В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается равным такому тарифу до даты достижения равенства предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, и тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода (часть 2 указанной нормы).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона № 190-ФЗ, пунктом 3 Правил № 1562 установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, утверждение предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) являются полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенных к ценовой зоне теплоснабжения.

При этом, согласно пункту 3 Правил № 1562 предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется с использованием: параметров, установленных технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей; параметров и формул в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на расчетный период регулирования определяется по формуле, где используются составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая компенсацию расходов на топливо при производстве тепловой энергии котельной в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая возврат капитальных затрат на строительство котельной и тепловых сетей в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая компенсацию расходов на уплату налогов в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая компенсацию прочих расходов при производстве тепловой энергии котельной в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая создание резерва по сомнительным долгам в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая учет отклонения фактических показателей от прогнозных показателей, используемых при расчете предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), определяемая на расчетный период регулирования в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил.

Составляющие указанной формулы рассчитываются с использованием технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, утвержденных Правилами № 1562, а также величин, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, одобренном Минэкономразвития Российской Федерации на расчетный период регулирования.

Как указано судами, с 01.01.2020 на территории МО «город Ульяновск» реализуется ценовая модель на основе методики «альтернативной котельной» и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой утверждается предельная цена на тепловую энергию (мощность), то есть реализация тепла возможна по соглашению сторон по ценам не выше утвержденной предельной цены тепловой энергии.

Во исполнение положений Закона №190-ФЗ, Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1775-р от 09.08.2019, Приказа Министерства энергетики Российской Федерации №1247 от 22.11.2019, 12.12.2019 между администрацией МО «город Ульяновск» (орган местного самоуправления) и ООО «Альфаресурс» (единая теплоснабжающая организация) было заключено Соглашение № 2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, в соответствии которым стороны договорились исполнять свои обязательства в соответствии со схемой теплоснабжения МО «город Ульяновск», утвержденной Приказом Минэнерго России от 22.11.2019 № 1247 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 г.».

Согласно пункту 1.2 Соглашения единая теплоснабжающая организация обязалась выполнять мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, а орган местного самоуправления -осуществлять контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

В силу пункта 2.1.7 Соглашения единая теплоснабжающая организация при заключении договоров с потребителями обязалась обеспечивать уровень цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, не превышающий показатели, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

В пункте 2.1.7.1 Соглашения в отношении поставки тепловой энергии (мощности) в первом полугодии 2020 года указано, что цена определяется равной уровню тарифа на тепловую энергию, установленного на второе полугодие 2019 года для соответствующих категорий (групп) потребителей.

В отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодии 2020 года и в последующие периоды цена в силу пункта 2.1.7.2 соглашения индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на 2 полугодие 2019 года, указанный в пункте 2.1.7.1, с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством Российской Федерации, увеличенную на 2 процентных пункта. Индексация цены в каждом календарном году осуществляется однократно, с начала второго полугодия; исключение из указанного правила возможно в тех случаях, когда по объективным причинам, отклонение от указанного порядка допускается с разрешения Правительства РФ или уполномоченного им органа. Для изменения указанного порядка ЕТО обращается в ОМСУ, не позднее 6-ти месяцев до наступления следующего календарного года, в котором ЕТО просит изменить вышеуказанный порядок.

Таким образом, Соглашением об исполнении схемы теплоснабжения определен механизм ежегодного изменения цены на тепловую энергию.

Наличие Соглашения об исполнении схемы теплоснабжения предусмотрено пунктами 7 и 12 Приказа Минэнерго России от 14.09.2018 № 770 «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа». Указанным приказом разработана и утверждена типовая форма соглашения об исполнении схемы теплоснабжения между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 № 860 «Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения».

Тарифы на тепловую энергию в спорной ценовой зоне теплоснабжения регулированию не подлежат, материалы тарифных дел ЕТО в Агентство не представляют, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат не производится.

Согласно пункту 57 Правил № 1562 в случае если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с разделом II настоящих Правил, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на день окончания переходного периода, установленного Федеральным законом «О теплоснабжении», то предельный уровень цены утверждается равным такому тарифу. Такое решение действует до окончания расчетного периода регулирования, в котором индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) достигнет тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на день окончания переходного периода, установленного Федеральным законом «О теплоснабжении».

Пунктом 58 Правил № 1562 предусмотрено, что если тариф, установленный для предприятия на дату окончания переходного периода, выше рассчитанного впервые индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения, то предельный уровень цены устанавливается равным такому тарифу и не изменяется до достижения этой величины индикативным предельным уровнем цены.

Переходный период в ценовых зонах теплоснабжения – период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-213 от 07.11.2019 «Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и показателей, использованных для определения индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год» установлен индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) с 01.01.2020 по 30.06.2020 для ООО «Альфаресурс» в размере 1582,83 руб./Гкал без НДС и 1899,40 руб./Гкал с НДС.

17 декабря 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области принят приказ № 06-345 «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год».

Указанным приказом утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области по каждой системе теплоснабжения для потребителей на 2020 год на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно с календарной разбивкой.

Для системы теплоснабжения № 58, используемой ООО «Альфаресурс», был утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 без НДС в размере 1284,03 руб./Гкал, с НДС в размере 1540,83 руб./Гкал, на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 без НДС в размере 1362,80 руб./Гкал, с НДС в размере 1635,36 руб./Гкал.

День вступления в силу приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17.12.2019 № 06-345 является датой окончания переходного периода.

Вступившим в силу решением Ульяновского областного суда от 19.08.2020 признан недействующим со дня принятия указанный приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-345 от 17.12.2019 в части утверждения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области по системе теплоснабжения ООО «Альфаресурс» для потребителей на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно с календарной разбивкой.

03 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области был принят приказ № 109-П «О внесении изменения в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17.12.2019 № 06-345», которым установлен предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) для системы теплоснабжения, используемой ООО «Альфаресурс», на периоды с 01.01.2020 по 30.06.2020 и с 01.07.2020 по 31.12.2020 без НДС в размере 1700,78 руб., с НДС в размере 2040,94 руб.

Решением Ульяновского областного суда от 27.01.2021, вступившим в законную силу, было отказано в удовлетворении административного иска ООО «Альфаресурс» о признании недействующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-345 от 17.12.2019 в редакции приказа Агентства по регулирования цен и тарифов Ульяновской области от 03.12.2020 № 109-П в части предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на 2020 год для системы теплоснабжения, используемой ООО «Альфаресурс».

Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области был принят 09.11.2021 Приказ № 108-П «Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и показателей, использованных для определения индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2022 год», которым был установлен индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) для системы теплоснабжения, используемой ООО «Альфаресурс», с .01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 1543,23 руб./Гкал без НДС и 1851,88 руб./Гкал с НДС., с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 1736,74 руб./Гкал без НДС и 2084,09 руб./Гкал с НДС.

Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области был принят 11.11.2021 Приказ № 109-П «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2022 год», которым установлен предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) для системы теплоснабжения, используемой ООО «Альфаресурс», на периоды с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 1 700,78 руб. без НДС. и 2 040,94 руб./Гкал с НДС, с .01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 1 736,74 руб./Гкал без НДС, 2 084,09 руб./Гкал с НДС.

Указанные показатели на исковой период не отменены, не соответствующими существующим требованиям действующего законодательства и условиям Соглашения не признаны.

Доказательства несоответствия нормативных актов регулирующего органа, их недействительности, а также доказательства виновного противоправного поведения ответчиков, которое привело к возникновению заявленных истцом к возмещению убытков, в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены, что повлекло правомерный отказ судов в спорном взыскании.

Суды обосновано отклонили довод истца о необходимости применения разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с возмещением потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», ввиду того, что рассматриваемые требования основаны не на разнице в тарифах, а на экономической составляющей установленной цены, которая, как указал истец, не обеспечила расходов на поставку использованного количества тепловой энергии.

Наряду с тем, доказательства того, что при установлении цены не был учтен метод экономически обоснованных затрат, в материалы дела не представлены.

Также отсутствуют доказательства тому, что спорная цена является пониженной для какой-либо группы потребителей, либо существует иная, экономически обоснованная цена, отражающая реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса и необходимая к учету.

На основании пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2012 № 14489/11 по делу № А26-5295/2010, о том, что возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.

Акты, которыми установлены предельные уровни цены для истца в исковой период, не отменялись в судебном или ином порядке.

При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами, признавшими исковые требования не подтвержденными по праву и размеру, установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя и в связи с предварительным предоставлением отсрочки подлежат взысканию в доход федерального бюджета в размере 3 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по делу № А72-685/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Н.А. Тюрина

И.В. Арукаева