АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-27301/2017
г. Казань Дело № А72-708/2017
28 ноября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 03.07.2017 № 601/юр, ФИО2, доверенность от 03.07.2017 № 604/юр,
ответчика – ФИО3, доверенность от 16.11.2017,
в отсутствие:
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2017 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу № А72-708/2017
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Ульяновск), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя ФИО4 (ИНН <***>, ОГРН <***>), публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Саратов), общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Ульяновск), об оспаривании решения и предписания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (далее – ОАО «Ульяновскэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 20.12.2016 по делу № 13401/04-2016 и вынесенного на его основе предписания от 20.12.2016 № 49.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют индивидуальный предприниматель ФИО4, публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» и общество с ограниченной ответственностью «Магистраль».
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2017 по делу № А72-708/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017, оспариваемые решение и предписание признаны незаконными, на УФАС России по Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе УФАС России по Ульяновской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением УФАС России по Ульяновской области от 20.12.2016 по делу № 13401/04-2016, возбужденному по заявлению ИП ФИО4, действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в неурегулировании отношений в интересах потребителя - предпринимателя ФИО4 в части уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии при проведении ремонтных работ, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения УФАС России по Ульяновской области выдало обществу предписание от 20.12.2016 № 49, согласно которому в срок до 20.01.2017 следует прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неурегулировании отношений в интересах потребителя – ИП ФИО4 в части уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии при проведении ремонтных работ и в тот же срок урегулировать эти отношения.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно анализу рынка, проведенному УФАС России по Ульяновской области по итогам 2015 года, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке купли- продажи (поставки) электрической энергии с долей 68,9%.
Между ОАО «Ульяновскэнерго» и ИП ФИО4 заключен договор энергоснабжения от 01.11.2012 № 6200/9, в соответствии с которым (пункт 1.1) ОАО «Ульяновскэнерго» (поставщик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ИП ФИО4 (потребитель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения точкой поставки являются, в том числе, нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.
Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик (ОАО «Ульяновскэнерго») обязан в порядке, установленном Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Пунктом 4 Правил недискриминационного доступа установлено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются, в том числе, гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
ОАО «Ульяновскэнерго», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ульяновской области и действуя, в том числе, в интересах ИП ФИО4, урегулировало отношения, связанные с передачей ей электрической энергии, путем включения с 28.12.2015 точек поставки в приложение № 2.2 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2008 № 27/041200/0661Ус/08-173/Ул, заключенному с ПАО «МРСК Волги».
Согласно пункту 2.1 данного договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.11.2010 № 34) исполнитель (ПАО «МРСК Волги») обязуется оказывать заказчику (ОАО «Ульяновскэнерго») услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии до точек поставки, указанных, в том числе, в приложении № 2.2 к этому договору, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном данным договором.
В соответствии с приложением № 2.2 к указанному договору точкой поставки электрической энергии, оказания услуг являются, в том числе, нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.
Пунктом 1.1 данного договора определено, что термин «потребители» понимается в нем в следующем значении – физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию у заказчика для собственных нужд и (или) в целях перепродажи, а также лица, уполномочившие заказчика на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, технологически присоединенные (в том числе, опосредованно) в установленном порядке к электрической сети исполнителя.
В соответствии с пунктами 3.3.2 и 3.3.11 указанного договора исполнитель (ПАО «МРСК Волги») принял на себя обязанность информировать заказчика (ОАО «Ульяновскэнерго») об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления электроэнергии в сроки и в порядке, определенные сторонами в приложении № 6 к договору; незамедлительно ставить заказчика в известность о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электроэнергии, об обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии.
Разделом 6 данного договора предусмотрено, что порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии устанавливается действующими нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 приложения № 6 «Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии потребителями заказчика и при возобновлении их энергоснабжения» к указанному договору в случае возникновения необходимости введения ограничения режима потребления не по заявке заказчика исполнитель уведомляет потребителя и заказчика об основаниях и сроках введения ограничения.
В пункте 22 приложения № 6 (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2016 № 78) к договору указано, что о сроках проведения плановых ремонтных работ на принадлежащих исполнителю объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления потребителям, исполнитель уведомляет соответствующих потребителей и заказчика, не позднее чем за 10 календарных дней до начала данных работ.
Таким образом, договором оказания услуг от 01.01.2008 № 27/041200/0661Ус/08-173/Ул предусмотрена обязанность ПАО «МРСК Волги» оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств ИП ФИО4 вне зависимости от того, сколько сетевых организаций участвует в процессе передачи электрической энергии (опосредованное присоединение).
Это обусловлено тем, что действующее законодательство, вне зависимости от того, сколько сетевых организаций участвует в процессе передачи электрической энергии, не предусматривает возможность для гарантирующих поставщиков заключать договора оказания услуг по передаче электрической энергии с несколькими сетевыми организациями в отношении одного и того же объема услуг и одних и тех же энергопринимающих устройств потребителей.
Пунктом 8 Правил недискриминационного доступа установлено, что сетевая организация, с которой заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед гарантирующим поставщиком, обязана заключить договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть со смежными сетевыми организациями.
ПАО «МРСК Волги» в целях обеспечения исполнения обязательств перед ОАО «Ульяновскэнерго» заключило с ООО «Магистраль» (смежной сетевой организацией) договор от 28.01.2015 № 1570-000112 на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3.2.1 данного договора стороны при исполнении обязательств руководствуются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, и иными действующими нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения сторонами.
Согласно пункту 3.2.9 данного договора стороны обязуются обеспечить своевременное взаимное информирование друг друга о проведении ремонтных и профилактических работ, а также о проведении плановых, текущих или капитальных ремонтов на электрооборудовании сторон - не позднее чем за 5 календарных дней до начала работ.
При этом пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 121 данных Основных положений предусмотрено, что порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, также утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, данные Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных этими Правилами случаях.
Ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе, при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления (подпункт «з» пункта 2 Правил).
Согласно пункту 30 данных Правил в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
Правилами недискриминационного доступа также предусмотрено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Согласно подпункту «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе, в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186, установлены требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков), в том числе обслуживаемых энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком.
При этом подпунктом «г» пункта 3 Единых стандартов предусмотрено, что в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Судами установлено, что ООО «Магистраль» было осведомлено о том, что энергопринимающие устройства потребителя – ИП ФИО4 получают электрическую энергию по договору энергоснабжения, заключенному ею с ОАО «Ульяновскэнерго» через сети, принадлежащие ООО «Магистраль».
При этом ООО «Магистраль» и ИП ФИО4 оформлены акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Кроме того, письмом от 28.07.2015 № 5345/15 ОАО «Ульяновскэнерго» уведомило ПАО «МРСК Волги» и ООО «Магистраль» о заключении договора энергоснабжения с ИП ФИО4 и об урегулировании отношений по передаче электрической энергии в отношении данного потребителя с ПАО «МРСК Волги» путем внесения соответствующих дополнений в заключенный договор оказания услуг.
ОАО «Ульяновскэнерго» в 2016 году неоднократно направляло в адрес ООО «Магистраль» уведомления о поступающих от данного потребителя жалобах на перерывы в энергоснабжении.
Суды со ссылкой на положения статей 309, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации правильно отметили, что отсутствие в договоре каких-либо условий, предусмотренных законом или правовым актом, само по себе не исключает применение к нему соответствующих норм права, регулирующих данные правоотношения.
С учетом совокупности приведенных выше положений договоров, заключенных ОАО «Ульяновскэнерго» с ПАО «МРСК Волги», а также ПАО «МРСК Волги» с ООО «Магистраль», и норм законодательства, регулирующего для сетевых организаций правила и стандарты функционирования на рынке услуг по передаче электрической энергии потребителям, суды признали, что со стороны ОАО «Ульяновскэнерго» урегулированы отношения в интересах потребителя ИП ФИО4 в части уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии при проведении ремонтных работ.
Как обоснованно отметили суды, оспариваемым предписанием УФАС России по Ульяновской области не определено, с кем именно и каким способом обществу следует урегулировать отношения в интересах потребителя ИП ФИО4 в части уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии при проведении ремонтных работ (подготовить и направить проект о заключении договора возмездного оказания услуг с кем-либо, подготовить и направить проект соглашения об изменении условий какого-либо из договоров, обратиться в суд о понуждении кого-либо заключить какой-либо договор, провести совместное совещание по данному вопросу, либо иным способом). При указанных обстоятельствах оспариваемое предписание, с учетом приведенных в нем формулировок, возлагает на общество неопределенные требования, что делает его заведомо неисполнимым.
Неопределенность вынесенного предписания допускает двоякое толкование способа его исполнения и фактически может привести к ситуации, в которой любое исполнение предписания обществом может быть истолковано как его неисполнение.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения УФАС России по Ульяновской области недействительным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии антимонопольного органа с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А72-708/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи М.В. Егорова
Л.Ф. Хабибуллин