АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-30770/2018
г. Казань Дело № А72-7465/2017
22 марта 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью «Сокол» – ФИО1 (доверенность от 20.07.2017, б/н),
общества с ограниченной ответственностью «ФГК ТОРГ» – ФИО2 (доверенность от 31.07.2017, б/н) ,
общества с ограниченной ответственностью «ВИС-МОС Поволжье» – ФИО1 (доверенность от 20.06.2017, б/н),
администрации города Ульяновска – ФИО3 (доверенность от 07.04.2017 № 39-01-12),
индивидуального предпринимателя ФИО4 - ФИО5 (доверенность от 22.06.2017, б/н),
Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области – ФИО6 (доверенность от 27.02.2018, б/н),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2017 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу № А72-7465/2017
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Сокол» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «ВИС-МОС Поволжье» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «ФГК ТОРГ» (ИНН <***>) к администрации города Ульяновска (ИНН <***>) о признании недействительными:
1) постановления главы города Ульяновска от 15.01.2010 № 91 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе г. Ульяновска на кадастровом плане»;
2) постановления Мэрии г. Ульяновска от 22.09.2011 № 4233 «О предварительном согласовании индивидуальным предпринимателем ФИО4 места размещения объекта в Железнодорожном районе г. Ульяновска»;
3) постановления администрации г. Ульяновска от 08.07.2014 № 3202 «О передаче индивидуальному предпринимателю ФИО4 в аренду земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе г. Ульяновска»;
4) градостроительного плана земельного участка от 19.02.2015 №RU73304000-127 с кадастровым номером 73:24:011206:97;
5) разрешения на строительство Автомобильной газозаправочной станции от 09.12.2015 № 73-73-391-2015;
6) разрешения на ввод в эксплуатацию автомобильной газозаправочной станции от 28.12.2015 № 73-73-184-2015;
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сокол» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Агентству регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области (ИНН <***>) о признании недействительным заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (в настоящее время - Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области) о соответствии построенного реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергоэффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов по делу № 73-258-15/02 от 22.12.2015; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (ИНН <***>); индивидуальный предприниматель ФИО4 (ИНН <***>); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г. Ульяновск; Средне - Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС, г. Ульяновск; Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, г. Ульяновск; индивидуальный предприниматель ФИО7, г. Ульяновск; общество с ограниченной ответственностью «Ориентир», г. Ульяновск; ФИО8, р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Сокол» (далее - ООО «Сокол»), общество с ограниченной ответственностью «ВИС-МОС Поволжье» (далее - ООО «ВИС-МОС Поволжье») и общество с ограниченной ответственностью «ФГК ТОРГ» (далее – ООО «ФГК ТОРГ) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее – администрация г. Ульяновска, администрация) о признании недействительными:
- постановления Главы г. Ульяновска от 15.01.2010 № 91 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе г. Ульяновска на кадастровом плане»;
- постановления Мэрии г. Ульяновска от 22.09.2011 № 4233 «О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю ФИО4 (далее - ИП ФИО4) места размещения объекта в Железнодорожном районе г. Ульяновска»;
- постановления администрации г. Ульяновска от 08.07.2014 № 3202 «О передаче ИП ФИО4 в аренду земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе г. Ульяновска»;
- градостроительного плана земельного участка № RU73304000-127 от 19.02.2015 с кадастровым номером 73:24:011206:97;
- разрешения на строительство Автомобильной газозаправочной станции от 09.12.2015 № 73-73- 391-2015;
- разрешения на ввод в эксплуатацию Автомобильной газозаправочной станции от 28.12.2015 № 73-73-184-2015.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью «Сокол» обратилось в суд с заявлением к Агентству регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области (далее – Агентство) о признании недействительным заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (в настоящее время - Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области) о соответствии построенного реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергоэффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП ФИО4 обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное исследование судами обстоятельств дела, и, отметив, что права третьих лиц в связи с нахождением на смежных земельных участках АГЗС не нарушены в связи с соблюдением требований норм пожарной безопасности, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В предоставленных отзывах на кассационную жалобу Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области, Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, администрация г. Ульяновска, Главное Управление МЧС России по Ульяновской области, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), ООО «Сокол», ООО «ВИС-МИС Поволжье», ООО «ФГК ТОРГ», полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ИП ФИО4, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представители ООО «Сокол», ООО «ФГК ТОРГ», ООО «ВИС-МИС Поволжье», администрация г. Ульяновска, Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, 21.11.2005 было издано постановление Главы г. Ульяновска № 816 «О предварительном согласовании ИП ФИО4 места размещения автомобильной газозаправочной станции».
На основании данного постановления администрацией г. Ульяновска с ИП ФИО4 заключен договор аренды от 02.03.2006 № 24-4-012899 для выполнения изыскательских работ. Срок договора аренды устанавливался с 21.11.2005 по 01.09.2006.
10.04.2006 было издано постановление главы г. Ульяновска № 814 «Об отмене ряда постановлений главы города Ульяновска, которыми, в том числе, постановлено считать утратившими силу со дня издания акта постановления от 21.11.2005 № 2816.
Основанием для отмены ненормативного правового акта послужило представление органов прокуратуры, поскольку территориальная зона Ж-4 (жилая зона), к которой на тот момент согласно Правил землепользования и застройки и в Ульяновске относился испрашиваемый ИП ФИО9 земельный участок, не предполагал размещения на нем подобного рода объекта (АГЗС).
15.01.2010 на основании заявления ИП ФИО4 постановлением Главы города Ульяновска № 91 была утверждена схема расположения земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе города Ульяновска на кадастровом плане.
22.09.2011 было издано постановление Главы города Ульяновска № 233 «О предварительном согласовании ИП ФИО4 места размещения объекта АГЗС в Железнодорожном районе города Ульяновска» на земельном участке площадью 3788,5 кв. м. по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Кольцевая, севернее ГСК «Юпитер» (земли населенных пунктов).
08.07.2014 было издано постановление администрации № 3202 «О передаче ИП ФИО4 в аренду земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе города Ульяновска» под строительство АГЗС сроком до 31.12.2015.
На основании названного постановления администрацией с ИП ФИО4 был заключен договор аренды от 15.07.2014 № 24-1-233 под строительство АГЗС.
19.02.2015 ИП ФИО4 выдан градостроительный план земельного участка № RU733040000-127 для строительства АГЗС, согласно которому объект расположен в территориальной зоне ИЗ - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
09.12.2015 администрацией г. Ульяновска выдано разрешение на строительство АГЗС № 73-73-391-2015.
28.12.2015 администрацией выдано разрешение на ввод АГЗС в эксплуатацию.
19.01.2016 ИП ФИО4 зарегистрировано право собственности на АГЗС.
Как установлено в ходе судебных разбирательств, в соответствии с публичной кадастровой картой в непосредственной близости от функционирующей АГЗС (кадастровый номер № 73:24:011206:97) расположена автомобильная дорога для общественного транспорта, соединяющая город Ульяновск в пос. имени Карамзина, два многоквартирных жилых дома на земельных участках с кадастровыми номерами № 73:24:011101:23, № 73:24:011101:245, здание шиномонтажа на земельном участке № 73:24:011:206:229, незавершенный строительством объект капитального строительства - административно-торговый комплекс на земельном участке с кадастровым номером № 73:24:011206:65, земельный участок с кадастровым номером № 73:24:011206:1508 для размещения объектов здравоохранения.
Как установлено судами, ранее 12.09.2011 выдано разрешение № RU73304000-307 на строительство административно - торгового комплекса на земельном участке с кадастровым номером № 73:24:011206:65 (впоследствии № RU73304000-20 от 23.01.2014, №73-73-310-2016), собственником которого в настоящее время является Общество-3.
04.12.2015 выдано разрешение ИП ФИО7 на строительство здания блока по обслуживанию автомобилей № 73-73-382-2015.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) разрешение на строительство представляет документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации требований к их содержанию», раздел проектной документации «Схема планировочной организации» должен содержать требования:
- об обосновании границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка – в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- об обосновании планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентом либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент).
Как установлено судебными инстанциями, градостроительный план земельного участка № RU73304000-127 содержал требования о необходимости внесения изменений в Генеральный план города, соблюдения условий действующих норм противопожарных, санитарных, требований технических регламентов, СанПин и других нормативных документов.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно Приложению Е (обязательное) Таблице Е1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные, заправочные». Требования пожарной безопасности» противопожарные расстояния от АГЗС с одностенными подземными резервуарами хранения сжиженного углеводородного газа до многоквартирных жилых домов, зданий, организаций торговли - 100 м; до производственных зданий – 80 м; до автомобильной дороги общей сети 4-й категории - 30 м.
Решением от 07.03.2018 по делу № А72-18600/2017 Арбитражным судом Ульяновской области установлено, что рядом с АГЗС расположены: здание шиномонтажа, 4-этажный законченный строительством жилой дом, а также осуществляется строительство еще нескольких жилых домов и административно-торгового здания; указано, что противопожарное расстояние от надземных резервуаров до жилого дома составляет 74,5 м (требуется не менее 100 м). Противопожарное расстояние от подземных резервуаров (видимого наземного ограждения) до здания шиномонтажа составляет 61, 2 м (требуется не менее 80 м).
Противопожарное расстояние от здания операторской до здания шиномонтажа составляет 40,4 м (требуется не менее 80 м).
Противопожарное расстояние от топливораздаточной колонки до видимого края проезжей части дороги (асфальтового покрытия) 6-й категории составляет 27,5 м (требуется не менее 30 м).
Решением от 07.03.2018 по делу №А72-18600/2017 ИП ФИО4 отказано в признании незаконными действий государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору ФИО10 по подготовке и проведению внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО4, вынесению мотивированного представления о необходимости назначения внеплановой проверки, по направлению заявления о согласовании проверки в прокуратуре района, действия по измерению расстояния в ходе внеплановой проверки, действия по фиксации результатов внеплановой проверки и составления акта по результатам проверки от 16.08.2017 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Следовательно, фактические расстояния от АГЗС до соседних с ней объектов являются нарушениями требований НПБ 111-98 «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Представленная предпринимателем схема планировочной организации для получения разрешения на строительство была выполнена без учета требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», без обоснования границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка, а также требований градостроительного плана земельного участка.
В соответствии со статьей 38 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» санитарные правила разрабатываются в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
Санитарные правила должны предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения; установление критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания, а в соответствии с пунктом 3 статьи 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом подпадают под 4-й класс опасности в соответствии с п.7.1.12. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказание услуг, в соответствии с которыми устанавливается - санитарно-защитная зона 100 м.
Согласно пункту 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-эпидемиологические заключения на проект санитарно-защитной зоны для АГЗС, расположенный по ул. Кольцевой, д. 49 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не выдана.
В силу статьи 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является основанием для начала проведения архитектурно-строительного проектирования.
Судебными инстанциями правомерно сделан вывод о том, что разработка проектной документации на строительство АГЗС осуществлялось уже на построенный объект, без учета требования раздела 2.24 градостроительного плана земельного участка – без внесения изменений в генеральный план города Ульяновска, соблюдения противопожарных, санитарных требований технических регламентов, СанПин.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции, соглашаясь с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, приходит к выводу, что настоящее дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 по делу № А72-7465/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи И.Ш. Закирова
С.В. Мосунов