ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-7666/2021 от 25.11.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10909/2021

г. Казань                                                 Дело № А72-7666/2021

01 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – Хлыниной Ю.А. (доверенность от 24.02.2021 № 07-09/7),

ответчика – Насонова Д.А. (доверенность от 05.04.2019), Ботя И.В. (доверенность от 24.04.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021

по делу № А72-7666/2021

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ОГРН 1046300456058, ИНН 6315800795, г. Самара) о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» (ОГРН 1037300989692, ИНН 7325042140, г. Ульяновск) по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 13.05.2021 № 101-вн),

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» (далее – ООО «Центр Экологических Технологий», общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.06.2021 по делу № А72-7666/2021 , оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021, заявление удовлетворено, суд привлек общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Центр Экологических Технологий» имеет лицензию от 06.03.2019 № 073 0234 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация отходов IV класса опасности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - объект НВОС № 73-0173-000078-П - по адресам: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, Совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:106); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера (участок № 1) (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:29); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера (участок № 2) (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:114); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, с. Баратаевка, в 2500 м северо-восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул. Мира, д. 196 (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, 376 (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:376).

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям проведена внеплановая выездная проверка ООО «Центр Экологических Технологий» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в рамках федерального государственного экологического надзора. По результатам проверки при обследовании территории объекта НВОС и изучении представленных документов были выявлены нарушения лицензионных требований, допущенные ООО «Центр Экологических Технологий» при осуществлении деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности, - нарушения части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», статей 11, 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

По результатам проверки Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в отношении ООО «Центр Экологических Технологий» составлен акт проверки от 23.04.2021 № 98-вн и протокол об административном правонарушении от 13.05.2021 № 101-вн.

Материалы административного дела направлены управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Центр Экологических Технологий» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влекущее наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом в примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. 

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ  установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (статьи 3 и 8 Федерального закона № 99-ФЗ).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды) отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона об охране окружающей среды, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи  11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон об экологической экспертизе) объектами государственной экологической экспертизы являются, в том числе, проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления Согласно части 8 той же нормы, в случае реализации объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, необходимо повторное прохождение государственной экологической экспертизы.

Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона об экологической экспертизе, реализация объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, недопустимо.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом об экологической экспертизе), а также использование лицензиатом объекта утилизации или размещения отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с пунктом 4 Положения грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ:

б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом об экологической экспертизе, при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Судами установлено, что ООО «Цэнтрэкотех» получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 27.07.2018 № 468 (далее - ГЭЭ).

В результате проверки управлением установлено, что ООО «Центрэкотех» не в полной мере осуществляет обработку отходов (дробление) в соответствии с заключением ГЭЭ, территория рекультивируемого карьера по всем характеристикам оборудована под полигон размещения отходов. Установлены отступления от проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы:

1. На момент проведения проверки выявлено, что на площадке компостирования отходов размещены отходы, не подвергшиеся предварительной обработке, а именно дроблению, что предусмотрено ГЭЭ как необходимая составляющая часть процесса компостирования отходов.

2. Обнаружено размещение отходов, не предусмотренных ГЭЭ, а именно: металлические отходы, трупы животных и птиц, оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (микроволновая печь, термопот, электрические утюги, компьютеры и периферийное оборудование - манипулятор «мышь» с соединительными проводами, покрышки пневматических шин, кастрюли, микросхемы и тд. ) Данные отходы размещены в буртах.

3. Не соблюдается процесс буртования, а именно: отходы расположены на технологических проходах.

4. Отсутствует документация, подтверждающая факт приобретения биопрепаратов, необходимых для компостирования твердых коммунальных отходов в соответствии с предусмотренной технологией, при этом деятельность по компостированию ООО «Центр Экологических Технологий» осуществляется не самостоятельно, а с привлечением подрядных организаций, не имеющих лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами (ООО «Компания Приор», ИП Кочетов С.С., ИП Ковалев А.Р., ООО «СимбирскТехнолоджи», ООО «Элит-Премиум»).

5. В ходе проведения проверки выявлено, что ООО «Центр Экологических Технологий» не придерживается зонирования производственной территории, утвержденной ГЭЭ. Накопление, буртование и сам процесс компостирования производит на всей территории Баратаевского карьера.

6. Бурты, находящиеся на полигоне захоронения отходов покрыты растительным покровом высотой примерно 1,6 м., что свидетельствует о том, что отходы, находящиеся в буртах находятся на теле полигона более 11 мес.

7. В буртах выявлены отходы размещенные с ноября 2020 года, что подтверждается сроком изготовления продукции указанной на упаковочных материалах отходов, что нарушает период разрешенного формирования бурта и процесса компостирования.

Суды признали верными выводы Управления о том, что ответчик при осуществлении деятельности по обращению с отходами осуществляет не только обработку и утилизацию, что предусмотрено заключением ГЭЭ, но и размещение на объекте НВОС отходов, не предназначенных для компостирования и образования технического грунта для заполнения в процессе рекультивации Баратаевского карьера.

Данные факты подтвердились и в результате осмотра территории объекта НВОС, на котором в буртах обнаружены металлические отходы и оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства.

Доводы ответчика, что в действиях общества отсутствуют грубые нарушения лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения, так как государственная экологическая экспертиза получена им на проект рекультивации, а не на деятельность по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку представленным Проектом рекультивации и техническими условиями и регламентами, разработанными самим Обществом, установлено, что технический грунт получается путем обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, что соответствует выданной ООО «Центр Экологических Технологий» лицензии от 06.03.2019 № 073 0234 и лицензируемой деятельности по обращению с отходами, осуществляемой обществом.

Доводы ответчика, что в буртах находятся дробленые отходы, судами отклонены, поскольку они опровергаются актом проверки и приложенными к ним фотографиями, согласно которым имеющиеся в буртах отходы значительно превышают предусмотренные Проектом  показатели. Обнаруженные при проверке на объекте в составе отходов электробытовые приборы (микроволновки, утюги) также не могут быть отнесены к предусмотренным Проектом «отсеву сортировки» (стекло, камни, металл, резина полиэтилен).

Исходя из описанных Проектом рекультивации технологических процессов и зафиксированных осмотром фактов (несоблюдение процесса буртования, неприменение необходимых для компостирования препаратов, невыдерживание зонирования территории, зарастание буртов обширной растительностью, размещение в буртах отходов, не прошедших процедуру дробления в установленном порядке и вообще не предназначенных для компостирования), административный орган сделал правильный вывод, что ООО «Центр Экологических Технологий» осуществляет размещение отходов под видом утилизации отходов в процессе компостирования, тем самым подменяя понятия и осуществляя деятельность, не предусмотренную проектом, получившим положительное заключение ГЭЭ.

Ссылка ответчика на судебные акты по другим делам, в том числе в отношении должностных лиц общества, судами правомерно признана несостоятельной, поскольку эти судебные акты вынесены по результатам проверок, выявивших иные нарушение, нежели в рассматриваемом деле. Каких-либо преюдициальных выводов для настоящего дела эти судебные акты не содержат.

То обстоятельство, что общество, несмотря на выявленные нарушения, также осуществляет на части объекта НВОС деятельность, соответствующую Проекту рекультивации и заключению ГЭЭ, что подтверждается представленными суду испытаниями технического грунта, учитывая масштаб объекта Баратаевского карьера, не отменяет факт допущенных и выявленных административным органом нарушений.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили наличие в деянии общества элементов состава вмененного административного правонарушения.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание в виде штрафа назначено судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в размере половины от минимально определенного санкцией нормы части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела. Оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения общества от административной ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.

Изложенные в жалобе доводы приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию общества с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу № А72-7666/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                        И.А. Хакимов

                                                                                             Л.Ф. Хабибуллин