ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-8161/2023 от 05.03.2024 АС Поволжского округа

542/2024-9880(2)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-218/2024

г. Казань Дело № А72-8161/2023
06 марта 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.  Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2024 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Федоровой Т.Н., 

судей Кормакова Г.А., Тюриной Н.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим  образом, 

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления муниципальной собственностью администрации города  Ульяновска 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.10.2023 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.12.2023 

по делу № А72-8161/2023

по иску общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) к муниципальному образованию 


«город Ульяновск» в лице Управления муниципальной собственностью  администрации города Ульяновска (ИНН <***>, ОГРН  <***>) о взыскании задолженности, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Наш Дом» (далее –  ООО «Наш Дом», истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской  области с исковым заявлением к муниципальному образованию «город  Ульяновск» в лице Управления муниципальной собственностью  администрации города Ульяновска (далее – Управление, ответчик) о  взыскании 128 384 руб. 92 коп. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.10.2023,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 06.12.2023, иск удовлетворен частично; с  ответчика в пользу истца взыскано 86 361 руб. 17 коп. - основного долга,  32 350 руб. 91 коп. - пени, 4 534 руб. – госпошлины; в остальной части  иска отказано. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,  Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с  кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый  судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь  на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и  неправильное применение ими норм права. 

Заявитель считает неправомерным возложение обязательств по  оплате спорных сумм на Управление. Полагает, что спорные расходы  должны нести пользователи/арендаторы муниципального имущества.  Также ссылается на возможность возложения обязанности по оплате  спорных расходов на казну муниципального образования «город  Ульяновск». 

Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.


Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о  времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе  публично путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа  и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей  в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в  порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ. 

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность  обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы  кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не  находит оснований для их отмены в силу следующего. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, в управлении  ООО «Наш Дом» (истец) находятся многоквартирные дома (далее – МКД),  расположенные по адресам: МКД № 8 по ул. Героев Свири, МКД № 74 по  ул. Отрадной, МКД № 68 по ул. Рябикова, МКД № 18 по ул.  Станкостроителей. 

Муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Управления  муниципальной собственности администрации города Ульяновска  (ответчик) является собственником нежилых помещений, расположенных  в вышеуказанных МКД. 

Истец, ссылаясь на не оплату ответчиком задолженности по  договорам управления и договорам на оказание и выполнение работ по  содержанию и ремонту общего имущества МКД в спорные периоды, не  урегулировав спор в досудебном порядке, обратился в суд с настоящим  иском. 

Суд первой инстанции и согласившийся с его выводами  апелляционный суд, разрешая дело, руководствовались статьями 125, 195, 


Довод ответчика о передаче спорных помещений в пользование  иным лицам отклонен судебными инстанциями как несостоятельный со  ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 №  16646/10, в связи с отсутствием в материалах дела договоров,  заключенных между арендатором или ссудополучателем нежилого  помещения и исполнителем жилищно-коммунальных услуг. 

Довод Управления о необходимости взыскания спорных сумм с  казны муниципального образования «город Ульяновск» отклонен судами  на основании следующего. 

В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении  имущественных отношений, экономики и развития конкуренции города  Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы № 90  от 24.05.2006, Управление осуществляет полномочия собственника в  отношении недвижимого имущества, составляющего казну  муниципального образования «город Ульяновск». Управление  осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и  получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (пункт 4.2 Положения). Управление 


полностью соответствует понятию главного распорядителя бюджетных  средств, указанному в статье 158 Бюджетного кодекса Российской  Федерации. 

Согласно пункту 2 статьи 125 Кодекса от имени муниципальных  образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права  и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного  самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,  определяющими статус этих органов. 

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что  исполнительно-распорядительным органом муниципального образования  является местная администрация, которая уставом муниципального  образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного  значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления  федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации  (часть 1 статьи 37 Закона 131-ФЗ). 

Как указано в пункте 13, 19 Постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами  норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с  исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Органы  Федерального казначейства наделены полномочиями по организации  исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание  денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в  органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей  бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические  лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных  казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 


Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на  средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно  определен судом при изложении резолютивной части судебного акта. 

Судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий  «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств»,  приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных  учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке,  установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их  обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные  средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой  сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям  договора, соглашения. 

В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится  исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения  денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам,  неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей  по сделкам или в силу закона. Заключение государственного  (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки  казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся 


задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку  казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в  качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам  находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают  исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном  документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации  (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ,  пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ). 

Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое  положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи  распространяются на органы государственной власти (государственные  органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и  органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом  положений бюджетного законодательства Российской Федерации,  устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение  исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов  также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ. 

Учитывая вышеизложенное, оснований для взыскания  задолженности с казны муниципального образования «город Ульяновск»  не имеется. 

Суд округа выводы судов первой и апелляционной инстанций  признает законными и обоснованными. 

Разрешая дело, суды действовали в рамках предоставленных им  полномочий и оценили обстоятельства по внутреннему убеждению, что  соответствует положениям статьи 71 АПК РФ. 

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат  отклонению, поскольку тождественны тем доводам, которые являлись  предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им  дана надлежащая правовая оценка, касаются фактических обстоятельств,  доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, что выходит за 


пределы компетенции и полномочий суда кассационной инстанции,  установленных статьями 286 - 288 АПК РФ. 

Несогласие заявителя жалобы с выводами судов, иная оценка им  фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений  закона, не свидетельствует о неправильном применении судами норм  материального и процессуального права 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит  оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной  жалобы. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов,  не установлено. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.10.2023 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.12.2023 по делу № А72-8161/2023 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова 

Судьи Г.А. Кормаков 

 Н.А. Тюрина