ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-8525/2021 от 17.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15616/2022

г. Казань Дело № А72-8525/2021

21 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021

по делу № А72-8525/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области о признании недействующим с даты принятия постановления № 5-ц от 05.03.2021 как принятого с нарушением действующего законодательства и с грубым нарушением прав заявителя; об обязании Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возвратить на расчетный счет заявителя взысканные с него 100 000 руб.; об обязании Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области не предпринимать действий, усугубляющих материальное положение заявителя, в том числе, принятие постановления по протоколу от 17.06.2021 № 07/2021 о наложении на заявителя штрафа в двойном размере (200 000 руб.), до вступления в силу решения суда по настоящей жалобе,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (далее - заявитель, ООО «Альфаресурс», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее - Агентство, административный орган) с заявлением о признании недействующим с даты принятия постановления № 5-ц от 05.03.2021 как принятого с нарушением действующего законодательства и с грубым нарушением прав заявителя; об обязании Агентства возвратить на расчетный счет заявителя взысканные с него 100 000 руб.; об обязании Агентства не предпринимать действий, усугубляющих материальное положение заявителя, в том числе, принятие постановления по протоколу от 17.06.2021 № 07/2021 о наложении на заявителя штрафа в двойном размере (200 000 руб.), до вступления в силу решения суда по настоящей жалобе.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.10.2021 ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование удовлетворено, срок на обжалование восстановлен. Постановление Агентства о привлечении к административной ответственности от 05.03.2021 № 5-ц в отношении ООО «Альфаресурс» признано незаконным и отменено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Агентство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит их отменить, оспариваемое постановление Агентства оставить в силе.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Альфаресурс» на территории города Ульяновска осуществляет следующие виды регулируемой деятельности: горячее водоснабжение и теплоснабжение.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17.12.2019 № 06-345 «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год», приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 03.12.2020 № 109-П «О внесении изменения в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17.12.2019 № 06-345» Обществу с ограниченной ответственность «Альфаресурс» установлены тарифы на теплоснабжение.

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 17.12.2020 № 318-П «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 12.11.2020 № 63-П» внесено изменение в приказ «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2021 год».

Таким образом, ООО «Альфаресурс» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере теплоснабжения.

В связи с принятием Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 17.12.2020 приказа № 318-П «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 12.11.2020 № 63-П», ООО «Альфаресурс» обязано было в срок до 16.01.2021 раскрыть информацию об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.

Однако информация раскрыта обществом 26.01.2021, то есть за пределами установленного законодательством срока.

Выявив указанное правонарушение, Агентство 17.02.2021 в отношении ООО «Альфаресурс» составило протокол и вынесло постановление от 05.03.2021 № 5-ц о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Между тем, обществом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование с указанием на то, что постановление от 05.03.2021 № 5-ц о привлечении к административной ответственности общество не получало, узнало о нем, когда судебный пристав-исполнитель 17.06.2021 списал денежные средства в принудительном порядке. Заявление в суд общество направило 22.06.2021.

Удовлетворяя заявленное ходатайство общества о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 2-8 АПК РФ, Федерального закона от 30.03.1998 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод», правовой позицией Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, обоснованно исходил из того, что конверт с идентификационным номером 43202057032415, в котором согласно доводам Агентства было направлено оспариваемое постановление в адрес общества, не содержит информации о том, за каким исходящим номером вложена корреспонденция Агентства, опись почтового вложения отсутствует, реестр почтовой корреспонденции (со штемпелем почты) с указанием номеров исходящей корреспонденции в материалы дела также представлены не были, как и доказательства, подтверждающие направление оспариваемого постановления обществу иным способом.

Суд апелляционной инстанции, исходя из принципа доступности к правосудию для лица, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, поддержал выводы суда первой инстанции, отметил, что представленная Агентством в суд апелляционной инстанции копия почтового реестра от 09.03.2021 о направлении в конверте с идентификационным номером 43202057032415 в адрес ООО «Альфаресурс» документа не опровергает выводы суда первой инстанции о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 290-ФЗ) теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

Согласно части 10 статьи 7 Закон № 290-ФЗ стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения.

Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, а также органами регулирования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570, которым утверждены «Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее - Стандарты).

Согласно пункту 28 Стандартов информация, указанная в пунктах 16 и 25 данного документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования. Информацию, указанную в пункте 25 данного документа, регулируемая организация раскрывает, в том числе путем опубликования ее на официальном сайте в сети «Интернет» в обязательном порядке.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив наличие вины в действиях общества, поскольку информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами № 570, раскрыта по истечении установленного срока на 10 календарных дней, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, суды обоснованно указали, что в данном конкретном деле составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, а применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности, на основании чего, руководствуясь частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьей 2.9 КоАП РФ, абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 116-О, учитывая, что из представленных доказательств не усматривается, что допущенное заявителем правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а также принимая во внимание, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, суды обоснованно посчитали возможным освободить ООО «Альфаресурс» от административной ответственности и объявить устное замечание.

При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.

Доводы, приведенные Агентством в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.

При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу № А72-8525/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Г.А. Кормаков

Судьи С.В. Мосунов

И.Ш. Закирова