АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9600/2023
г. Казань Дело № А72-8896/2022
10 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Хлебникова А.Д.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023
по делу № А72-8896/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием третьих лиц: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный Парк «Сенгилеевские горы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф" (далее – ООО "ЭкоЛайф", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Минприроды Ульяновской области, административный орган), с привлечением в качестве третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды РФ, третье лицо) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный Парк "Сенгилеевские горы" (далее – ФГБУ "НацПарк "Сенгилеевские горы", третье лицо), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, выраженного в письме Минприроды Ульяновской области от 09.02.2022 № 73-ИОГВ-10-01/815, и обязании Минприроды Ульяновской области в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в соответствии с заявлением от 28.01.2022 исх. № 010-22.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023, заявление общества удовлетворено полностью.
Минприроды Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворить заявленных обществом требований.
В своих возражениях ООО "ЭкоЛайф", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 26.10.2023 объявлялся перерыв до 02.11.2023 до 11 часов 30 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на неё, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 18.10.2019 между Минприроды Ульяновской области и ООО "ЭкоЛайф" ("Охотпользователь") заключено охотхозяйственное соглашение № 52/19, в соответствии с пунктом 1.1 которого "Охотпользователь" обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, Минприроды Ульяновской области обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему Соглашению.
По соглашению ООО "ЭкоЛайф" переданы охотничьи угодья, расположенные в Тушнинском и Смородинском участковых лесничествах Сенгилеевского лесничества Ульяновской области, общей площадью 3 900 гектар.
В соответствии с пунктом 1 Перечня объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 № 1469-р, к объектам охотничьей инфраструктуры отнесены, в том числе, вольеры, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Общество 28.01.2022 обратилось в Минприроды Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (исх. № 010-22).
Решением, выраженным в письме Минприроды Ульяновской области от 09.02.2022 исх. № ИОГВ-10-01/815, обществу отказано в выдаче разрешения с указанием, что территория охотничьих угодий ООО «ЭкоЛайф» граничит с особо охраняемой природной территорией (далее – ООПТ) федерального значения НацПарк «Сенгилеевские горы», и до создания охранной зоны, установления ее границ и режима, который устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании, Обществу необходимо предоставить в Минприроды Ульяновской области подтверждающие документы (отражающие предполагаемую к размещению охотничью инфраструктуру с поворотными точками GPS координат) на территории не ближе пяти километров от границ с ООПТ федерального значения НацПарк «Сенгилеевские горы». В качестве основания для отказа в выдаче разрешения Минприроды Ульяновской области сослалось на письмо Минприроды России, согласно которому размещение объектов охотничьей инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - ООПТ) и в непосредственной близости от их охранных зон негативно влияет на сохранение биологического разнообразия и создает условия для незаконной добычи редких и исчезающих видов фауны.
ООО "ЭкоЛайф" обжаловало в арбитражный суд отказ Минприроды Ульяновской области, выраженный в письме от 09.02.2022 исх. № ИОГВ-10-01/815.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
В соответствии с частью 10 статьи 49 Закона № 209-ФЗ заявление о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в течение десяти дней со дня их подачи. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче.
Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержден приказом Минприроды России от 24.12.2010 № 561 (далее - Порядок выдачи).
Суд первой инстанции со ссылкой на абзац 32 пункта 2.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области (утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П) указал, что Минприроды Ульяновской области является органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на выдачу разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Судом первой инстанции указано, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2018 № 449-р создано ФГБУ "НацПарк "Сенгилеевские горы", отнесенное к ведению Минприроды России.
Приказом Минприроды РФ от 02.08.2018 № 346 утверждено Положение о НацПарке "Сенгилеевские горы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее - Правила создания охранных зон).
В соответствии с пунктом 9 Правил создания охранных зон, решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Минприроды РФ. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр (пункт 11 Правил создания охранных зон).
Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил создания охранных зон).
Как следует из материалов дела и установлено судами, на день вынесения судом первой инстанции решения охранная зона НацПарк "Сенгилеевские горы" не определена и не утверждена, как и режим охранных зон не определен.
Судом первой инстанции указано, что территория, планируемая для размещения объекта охотничьей инфраструктуры общества - вольеров для полувольного содержания и разведения охотничьих ресурсов, находится на расстоянии 4 км от границы НацПарка "Сенгилеевские горы".
Суд первой инстанции, проанализировав положения пунктов 8, 9 Порядка выдачи, пришел к выводу, что заявление общества от 28.01.2022 исх. № 010-22 соответствовало требованиям Порядка выдачи.
Суд первой инстанции отметил, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что письмо Минприроды России от 23.09.2021 не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения, а оно носит рекомендательный характер.
Отметив, что оспариваемый отказ Минприроды Ульяновской области в выдаче разрешения исх. № ИОГВ-10-01/815 от 09.02.2022 не содержит оснований отказа, предусмотренных Порядком выдачи, суд первой инстанции удовлетворил требования общества и обязал Минприроды Ульяновской области совершить действия, направленные на выдачу ООО «ЭкоЛайф» разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в соответствии с заявлением от 28.01.2022 исх. №010-22.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Минприроды Ульяновской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, настаивая на своих ранее заявленных доводах.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 по делу № А72-8896/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи И.Ш. Закирова
А.Д. Хлебников