ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-8974/2021 от 21.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17656/2022

г. Казань                                                 Дело № А72-8974/2021

28 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,

в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022

по делу № А72-8974/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БЛАГО» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям о признании незаконным пункта 3 предписания от 11.06.2021 № 26-ВН,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Благо» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 3 предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее – Управление, надзорный орган) от 11.06.2021 № 26-ВН.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.11.2021, оставленным без изменением постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, заявленное Обществом требование удовлетворено.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, представленные Обществом в материалы дела документы свидетельствуют лишь о прекращении дальнейшего захоронения запрещенных отходов, однако хранение отходов на полигоне свидетельствует о неустранении указанных в пункте 3 оспариваемого предписания обязательных требований, в связи с чем оснований для признания незаконным названного пункта предписания не имелось.

Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по приему отходов производства и потребления, эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов (ТБО) по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, Тиинское шоссе, 5 для захоронения отходов.

В период с 08.10.2019 по 25.10.2019 Управлением была проведена внеплановая выездная проверка Общества, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем 03.12.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Постановлением Управления от 29.12.2020 № 170 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа.

По результатам проведенной Управлением проверки и административного расследования Обществу выдано предписание от 29.12.2020 № 25 об устранении до 10.04.2021 нарушений пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 96-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 96-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р, а именно: осуществление захоронения запрещенных видов отходов (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные).

Факт нарушения Обществом не оспаривался, однако были даны объяснения по обстоятельствам несоблюдения требований в области окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, имевшие место только во 2 и 3 кварталах 2019 года.

В период с 09.06.2021 по 11.06.2021 на основании приказа от 04.06.2021 № 212-КНД Управлением в отношении Обществом была проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта исполнения (неисполнения) предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в том числе предписания от 29.12.2020 № 25.

По результатам данной проверки Управлением составлен акт проверки от 11.06.2021 № 38-ВН, согласно которому предписание от 29.12.2020 № 25 Обществом не исполнено, в связи с чем 11.06.2021 Обществу выдано предписание № 26-ВН об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Согласно пункту 3 указанного предписания Общество осуществляло захоронение запрещенных видов отходов (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные), следовательно, не соблюдало требования в области окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, чем нарушило пункт 8 статьи 12 Закона № 96-ФЗ и распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р.

Не согласившись с пунктом 3 предписания от 11.06.2021 № 26-ВН, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 70, 80, 94 Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р, запрещается размещать следующие виды отходов: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные.

Общество имеет бессрочную лицензию от 21.03.2017 № 073 0166 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов III-IV классов опасности; адрес осуществления лицензируемой деятельности: Ульяновская область, Мелекесский район, Тиинское шоссе, 5; полигон внесен в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Судами из материалов дела установлено, что по месту фактического осуществления деятельности Общества на полигоне были размещены следующие виды отходов: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные. Однако данные нарушения были допущены в 3 квартале 2019 года, носили разовый характер, а в 2020 году нарушений не допущено, что подтверждается журналами учета в области обращения с отходами, статистическими сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2019- 2020 годы.

За размещение (захоронение) отходов, в состав которых входят полезные компоненты, в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03.03.2021 постановление от 29.12.2020 № 170 о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ отменено в связи с истечением срока привлечения к ответственности и производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Также суды установили, что во исполнение требований предписания Управления от 29.12.2020 № 25 в установленный срок его исполнения (до 10.04.2021) Общество письмом от 08.04.2021 № 47 сообщило Управлению об устранении данных нарушений незамедлительно при их выявлении: внесены изменения в договорные правоотношения с отходообразователями об исключении из условий договора отходов, подлежащих утилизации; приняты меры организационного характера; названные выше виды отходов больше не захоранивались на полигоне Общества.

При получении уведомления о проведении проверки исполнения предписания Общество повторно письмом от 09.06.2021 № 67 сообщило об исполнении предписания от 29.12.2020 № 25.

Однако по результатам проведенной проверки в акте от 11.06.2021 № 38 Управление указало, что Общество не исполнило предписание от 29.12.2020 № 25, в связи с чем было выдано новое предписание от 11.06.2021 № 26-ВН, пункт 3 которого полностью повторяет предписание  от 29.12.2020 № 25.

Между тем представленные в материалы дела и имеющиеся в Управлении Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год по форме 2-ТП (отходы) от 19.03.2021 № 3901 содержат информацию о том, что в отчетном периоде захоронение запрещенных к захоронению отходов не производилось.

Кроме того, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Мелекесского судебного района Ульяновской области о 30.07.2021 № 5-498/2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Общества за неисполнение предписания от 29.12.2020 № 25 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что выданное в целях предотвращения совершения нарушений предписание от 29.12.2020 № 25 исполнено, новых нарушений не допущено, доказательств обратного Управлением не представлено, суды обоснованно пришли к выводу о том, что выдача повторного предписания не соответствует требованиям закона и нарушает права Общества, в связи с чем правомерно признали незаконным пункт 3 предписания Управления от 11.06.2021 № 26-ВН.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по делу № А72-8974/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Э.Т. Сибгатуллин

Судьи                                                                          С.В. Мосунов

                                                                                     А.Н. Ольховиков