ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-9409/20 от 25.11.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10685/2021

г. Казань Дело № А72-9409/2020

02 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,

при участии представителя:

индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 29.11.2018),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021

по делу №А72-9409/2020

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), г. Кузнецк Пензенской области, о признании незаконным отказа, при участии заинтересованных лиц: Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, муниципального учреждения «Оздоровительный детский лагерь «Жемчужина» (ИНН <***>, ОГРН <***>), п. Белое Озеро Ульяновской области, администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, р.п. Николаевка Ульяновской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань, Федерального агентства лесного хозяйства, г. Москва,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИПФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее – Министерство) в представлении в аренду лесного участка площадью 6 831 кв.м с кадастровым номером 73:09:033001:2154, расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, Николаевское лесничество, Белозерское участковое лесничество, квартал 76, выдел 13, изложенного в письме от 25.06.2020 № 73-ИОГВ-10031/3883; понуждении Министерства устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ИП ФИО1 испрашиваемого лесного участка в аренду сроком на 3 года для целей завершения строительства здания спального корпуса, подготовки и направления предпринимателю в течение 30 дней с момента вынесения решения суда проекта договора аренды спорного лесного участка.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ИПФИО1, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Представитель ИПФИО1, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит незавершенное строительством здание площадью застройки 789,7 кв.м с кадастровым номером 73:09:033001:1674, степень готовности 53%, Литера А, расположенное по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, пос. Белое озеро, ОДЛ «Жемчужина», на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 10.08.2018, о чем 29.08.2018 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.

Данный объект незавершенный строительством расположен на лесном участке площадью 6 831 кв.м с кадастровым номером 73:09:033001:2154, который на основании распоряжения Министерства от 01.07.2019 № 393 был образован в результате раздела лесного участка площадью 4,9 га с кадастровым номером 73:09:033001:28, расположенного по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование «Николаевский район», Николаевское лесничество, Белоозерское участковое лесничество, квартал 76, выделы 11, 12, 13, 23, 26, 27, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования МУОДЛ «Жемчужина» в соответствии с распоряжением Министерства от 31.12.2008 № 432.

На основании приказа Министерства от 11.12.2018 № 38 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Николаевского лесничества Ульяновской области» квартал 76 выдел 13 был переименован в выдел 21, что отражено в выписке из государственного лесного реестра по лесному участку с кадастровым номером 73:09:033001:2154 с приложением карты-схемы, в сравнении с планом лесного участка, изготовленным по старым материалам лесоустройства.

ИПФИО1 обратился в Министерство с заявлением от 19.05.2020 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 6 831 кв.м с кадастровым номером 73:09:033001:2154 для завершения строительства принадлежащего ему объекта незавершенного строительством.

Министерство письмом от 25.06.2020 № 73-ИОГВ-10031/3883 отказало предпринимателю в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка, поскольку площадь спорного лесного участка существенно превышает площадь объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, что противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Дубровское сельское поселение», утвержденным решением Дубовского районного совета народных депутатов от 26.02.2013 № 24, в соответствии с которыми минимальная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации 2-этажного многоквартирного дома составляет 600 кв.м, разъяснив, что ИПФИО1 имеет право повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, на котором расположен принадлежащий ему незавершенный строительством объект недвижимости, с обоснованием испрашиваемой площади.

ИПФИО1, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что испрашиваемый заявителем лесной участок находится в лесопарковой зоне защитных лесов, в которой в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, учитывая, что ИПФИО1 просит предоставить спорный лесной участок для завершения принадлежащего ему объекта недвижимости, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании частей 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются следующие категории защитных лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым относятся, в том числе: леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов) (пункт 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании части 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Из лесохозяйственного регламента Николаевского лесничества, утвержденного приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 11.12.2018 № 38, следует, что квартал 76 Белозерского участкового лесничества относится к защитным лесам категории лесопарковая зона.

Приказом Министерства от 11.12.2018 № 38 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Николаевского лесничества Ульяновской области» квартал 76 выдел 13 был переименован в выдел 21, что отражено в выписке из государственного лесного реестра по лесному участку с кадастровым номером 73:09:033001:2154 с приложением карты-схемы, в сравнении с планом лесного участка, изготовленным по старым материалам лесоустройства.

Таким образом, лесной участок с кадастровым номером 73:09:033001:2154, который предприниматель просит предоставить в аренду без проведения торгов для завершения строительства принадлежащего ему здания, находится в лесопарковой зоне защитных лесов.

Между тем, в силу пункта 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Поскольку разрешенное использование лесного участка с кадастровым номером 73:09:033001:2154 не соответствует цели использования этого лесного участка, указанной в заявлении о его предоставлении, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ принят Министерством в соответствии с действующим законодательством.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу № А72-9409/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи В.А. Карпова

В.А. Петрушкин