АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
апреля 2022 года № Ф03-327/2022
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен апреля 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.
при участии:
от акционерного общества «Северный мир» - ФИО1, представитель по доверенности б/н от 23.06.2021; ФИО2, представитель по доверенности б/н от 08.04.2022;
от Хабаровской таможни – ФИО3, представитель по доверенности от 28.09.2021 № 05-54/296; ФИО4, представитель по доверенности от 13.12.2021 № 05-54/368;
от общества с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» - представитель не явился;
от Дальневосточной электронной таможни – ФИО5, представитель по доверенности от 21.01.2022 № 02-10/0008; ФИО6, представитель по доверенности от 22.02.2022 № 02-10/0029;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Северный мир»
на решение от 08.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021
по делу № А73-11112/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Северный мир» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115191, <...>, эт. 2, ком. 12, оф. 78)
к Хабаровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680013, <...>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 125362, <...>, эт. 1 оф. 3г), Дальневосточная электронная таможня (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 692760, <...>)
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Северный мир» (далее - АО «Северный мир», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Хабаровской таможни (далее - таможенный орган, таможня), выразившихся в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза товара (бивни мамонта и их фрагменты), задекларированного по декларации на товары № 10720010/020621/0040507 (далее – ДТ № 40507).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» (далее – ООО «ВТП Сервис Групп») и Дальневосточная электронная таможня.
Решением суда от 08.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
АО «Северный мир» в кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней, а также его представители в судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неполное исследование судами всех обстоятельств и материалов дела, нарушение норм материального права о вывозе культурных ценностей (статьи 35.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон РФ № 4804-1), статьи 7 Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (Приложение № 8 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30), части 1 статьи 106, пункта 4 части 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), неприменение положений о запрете придания обратной силы закону (пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).
Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что им соблюден порядок вывоза культурных ценностей с получением и предоставлением всех необходимых документов, предусмотренных частью 1 статьи 92 ТК ЕАЭС, в том числе экспертного заключения от 05.11.2020 № 36, заключения (разрешительного документа) Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2020 № RU/2020/3-84, лицензии от 26.01.2021 № 200RU20002010365, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; на момент декларирования у общества не имелось культурных ценностей, имеющих особое значение. Полагает, что при всех имеющихся разрешительных документах федеральных органов Российской Федерации, выданных в соответствии с действующим законодательством, и пояснениях специалистов в области изучения мамонтовой фауны, у таможенного органа не было оснований проводить таможенную экспертизу культурных ценностей в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» (далее – Постановление № 1425), вступившим в законную силу 01.01.2021.
В подтверждение своих доводов общество ссылается на судебную практику.
ООО «ВТП Сервис Групп» в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию АО «Северный мир», просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Хабаровская таможня и Дальневосточная электронная таможня в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании против доводов общества возражают, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Таможня указывает, что при осуществлении таможенного контроля в отношении товарной партии (бивни мамонта), заявленной 03.06.2021 для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза по спорной декларации, Благовещенским таможенным постом были выявлены признаки, указывающие на возможное отнесение одного фрагмента к особо важным культурным ценностям, в связи с чем имелись основания для принятия решения о назначении экспертизы; на основании выводов, содержащихся в экспертных заключениях, 2 образца бивней мамонта признаны культурными ценностями, имеющими особое значение. Обращает внимание, что в Арбитражном суде Хабаровского края рассматривалось дело № А73-16483/2021 по заявлению общества к таможне о признании незаконными решений, выразившихся в запрете к фактическому вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза товара – бивни мамонта и их фрагменты, производство по которому определением от 17.01.2022 прекращено в связи с поступлением от АО «Северный мир» ходатайства об отказе от иска, мотивированного произведенной 08.12.2021 Дальневосточной электронной таможней корректировкой таможенной декларации, в результате чего к вывозу за пределы Российской Федерации разрешены бивни и фрагменты бивней мамонтов в количестве 31 штуки.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнительных пояснений и отзывов, заслушав представителей общества и таможенных органов, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.09.2020 между АО «Северный мир» (продавец) и китайской компанией ZHUHAI ANKAMFOK JEWELLERY COMPANY (покупатель) заключен внешнеэкономический контракт № 2020-04, по условиям которого продавец обязался поставить покупателю бивни и фрагменты бивней мамонта.
02.06.2021 обществом подана ДТ № 40507, в соответствии с которой к вывозу заявлены предметы коллекционирования по палеонтологии, бивни и фрагменты бивней мамонта, всего 33 штуки (код ТН ВЭД ЕАЭС 9705 00 000 0).
К декларации приложен контракт от 08.09.2020 № 2020-04; спецификация к контракту; ветеринарные свидетельства от 31.05.2021 № 10028059336, № 10028059352, № 10028059302, выданные ГБУ Республики Саха (Якутии) «Управление ветеринарии города Якутска»; экспертное заключение от 05.11.2020 № 36; заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84; лицензия от 26.01.2021 № 200RU20002010365, выданная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
03.06.2021 товар выпущен в соответствии с процедурой (экспорт) «ЭК-10» с проставлением электронных отметок таможенного органа: таможенный пост Дальневосточный (ЦЭД) «2-10 ВЫПУСК ТОВАРОВ РАЗРЕШЕН 030621 ЛНП 021».
Обществом получено решение о погрузке на судно для дальнейшего убытия с территории Российской Федерации вышепоименованного товара.
До фактического убытия судна «LONGBO 8201», предоставленного иностранным партнером, Благовещенским таможенным постом выставлено требование перевозчику - Хэйхэскому портовому управлению, о предоставлении товара для проведения таможенного досмотра.
13.06.2021 начат таможенный досмотр, по итогам которого составлен акт таможенного досмотра от 15.06.2021 № 10703160/150621/000027, зафиксировавший, что один из 33 представленных образцов имеет длину более 3 000 мм.
17.06.2021 повторно подано поручение на погрузку, но позже аннулировано, и таможенным органом вынесено решение о назначении таможенной экспертизы от 17.06.2021 № 10703160/170621 /ПВ/00000.
Основанием для проведения экспертизы указан профиль риска № 55/10000/11062008/00230.
Согласно акту отбора проб и образцов № 10703160/220621/000001 таможней 22.06.2021 отобраны пробы и образцы.
АО «Северный мир», не согласившись с действиями таможни в период с 17.06.2021, выразившимися в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза бивней мамонта и их фрагментов, задекларированных по ДТ № 40507, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 35.1 Закона РФ № 4804-1 не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, в том числе культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором.
Культурные ценности, имеющие особое значение, - культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (статья 5 Закона РФ № 4804-1).
Постановлением № 1425, вступившим в законную силу с 01.01.2021, утверждены Критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (далее – Критерии № 1425).
В силу пункта 7 Критериев № 1425 к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое научное значение, относятся, в том числе:
бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития, в том числе бивни необычной конфигурации (включая патологию роста бивня - кольцо, полная спираль, размерная деградация), бивни особей, находящихся на ранних стадиях онтогенеза, бивни карликовых форм мамонтов независимо от их размеров и сохранности;
бивни ископаемых животных весом 100 килограмм и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня;
бивни ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры - длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);
фрагменты бивней ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости).
С учетом вышеназванных правовых норм, судебные инстанции верно указали, что с 01.01.2021 культурные ценности, которые согласно Критериям № 1425 имеют особое значение, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Материалами дела подтверждается, что спорные бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 33 штук по ДТ № 40507 заявлены к вывозу после 01.01.2021, поэтому для вывоза без обязательства обратного ввоза они не должны подпадать под Критерии № 1425.
Доводы общества о необоснованном применении к спорным правоотношениям Критериев № 1425, исходя из общих правил о действии закона во времени, а также о представлении документов, достаточных для вывоза рассматриваемых бивней и фрагментов бивней мамонта без обязательства их обратного ввоза были предметом надлежащей оценки судов и аргументировано отклонены.
Правильно применив положения Закона РФ № 4804-1 и Постановления № 1425, суды указали, что вывозимая АО «Северный мир» в 2021 году партия бивней и фрагментов бивней мамонта подлежала контролю на предмет недопустимости вывоза культурных ценностей, имеющих особое значение, а представленные совместно с ДТ разрешительные документы (экспертное заключение от 05.11.2020 № 36, заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84 и лицензия от 26.01.2021 № 200RU20002010365, выданная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации), не учитывающие изменение регулирования в сфере определения культурных ценностей, имеющих особое значение (вступившие в законную силу с 01.01.2021), в данном случае не могли расцениваться как документы, подтверждающие возможность вывоза спорных культурных ценностей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь пунктом 7 части 2 статьи 254, частью 3 статьи 314, статьи 336 Федерального закона № 289-ФЗ, статьями 14, 310, 328, 351, 378, 389 ТК ЕАЭС, учитывая установленные фактические обстоятельства, придя к выводу о том, что таможня с целью противодействия незаконному обороту культурных ценностей, имеющих особое значение, правомерно в рамках таможенного контроля вывозимого товара инициировала проведение сначала таможенного досмотра, а затем назначила таможенную экспертизу для разрешения вопроса относятся ли вывозимые бивни мамонтов и их фрагменты к культурным ценностям, имеющим особое значение, исходя из Критериев № 1425, судебные инстанции обоснованно признали законными оспариваемые действия таможенного органа и отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу № А73-11112/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
Т.Н. Никитина