ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2009 года.
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Бруева Д.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Дальавтотранс» - ФИО1. представитель, доверенность от 03.10.2008; ФИО2, представитель, доверенность от 03.10.2008
от Управления ГИБДД УВД по Хабаровскому краю – ФИО3, представитель, доверенность от 15.03.2008 № 9/27
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дальавтотранс»
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда
от 08.12.2008
по делу № А73-11431/2008-90АП Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калашников А.Г., в суде апелляционной инстанции судьи Меркулова Н.В., Михайлова А.И., Пескова Т.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальавтотранс»
к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Хабаровскому краю
опризнании незаконными и отмене постановлений от 23.09.2008 №№ 27 АА 051228, 27 АА 051229, 27 АА 051226 по делам об административных правонарушениях
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 28.01.2009.
Общество с ограниченной ответственностью «Дальавтотранс» (далее – ООО «Дальавтотранс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Хабаровскому краю (далее - Управлению ГИБДД УВД по Хабаровскому краю, административный орган, управление) от 23.09.2008 №№ 27 АА 051228, 27 АА 051229, 27 АА 051226 по делам об административных правонарушениях, которыми заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 21.10.2008 дела №№ А73-11431/2008-90АП, А73-11432/2008-90АП, А73-11433/2008-90АП, возбужденные на основании данных заявлений, объединены в одно производство с присвоением общего номера А73-11431/2008-90АП.
Решением суда от 28.10.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд пришёл к выводу, что административный орган нарушил правила определения подведомственности дел о привлечении к административной ответственности, поскольку производство по делам об административных правонарушениях осуществлялось в форме административного расследования и указанные дела подлежали рассмотрению судьями районных судов.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 решение суда отменено, в удовлетворении требований ООО «Дальавтотранс» отказано. Суд счел, что оспариваемые постановления вынесены в пределах предоставленных Управлению ГИБДД УВД по Хабаровскому краюполномочий.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, общество подало кассационную жалобу, поддержанную её представителями в судебном заседании кассационной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 23.1 КоАП РФ, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые постановления вынесены с нарушением правил определения подведомственности дел о привлечении к административной ответственности, поскольку в случае проведения по делу об административном правонарушении административного расследования рассмотрение такого дела подведомственно судьям районных судов.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, поддержанный представителем в судебном заседании, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, как законный и обоснованный.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 22.08.2008 на 14 км автодороги Хабаровск-Владивосток ООО «Дальавтотранс» осуществляло перевозку тяжеловесного груза (щебень) по маршруту пос.Корфовский - г.Хабаровск на автомобиле HOWO (государственный регистрационный знак <***>), превысив максимально разрешенную массу транспортного средства, а также предельно допустимую нагрузку на ось транспортного средства без специального разрешения.
27.08.2008 ООО «Дальавтотранс» на автомобилях МАЗ (государственные регистрационные знаки <***>, М686ВО27) допущены аналогичные нарушения.
По факту нарушения требований установленных пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, пунктом 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 27.05.1996 (далее – Инструкция по перевозке), Управлением ГИБДД УВД по Хабаровскому краю 03.09.2008 вынесены определения о возбуждении в отношении общества соответствующих дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
18.09.2008 Управлением ГИБДД УВД по Хабаровскому краю составлены протоколы по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, 23.09.2008 вынесены постановления №№ 27 АА 051228, 27 АА 051229, 27 АА 051226 по делам об административных правонарушениях, предусмотренные вышеназванной нормой права с назначением ООО «Дальавтотранс» наказания в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество обратилось с заявлением о признании их незаконным и отмене в арбитражный суд.
Статья 23.1 КоАП РФ разграничивает полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях между судами и административными органами.
Часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ закрепляет перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к исключительной подведомственности судей. Часть 2 указанной статьи определяет ряд дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к альтернативной подведомственности судей и административных органов. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. В силу пункта 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 этой статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности применять часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1, а также статьи 23.3 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, перечисленные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению судьями лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.
В подпункте «в» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судьи судов общей юрисдикции рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса, при условии, что они переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
В соответствии с частью 2 статьи 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные в том числе статьей 12.21.1 КоАП РФ от имени органов внутренних дел (милиции), вправе начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.
Поскольку рассматриваемые дела об административных правонарушениях не содержали вопросов, относящихся к исключительной компетенции суда общей юрисдикции, апелляционный суд обоснованно признал неверными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых постановлений по основанию нарушения административным органом подведомственности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, судебные инстанции исходили из того, что наличие в действиях общества составов вменяемых административных правонарушений в действиях общества, подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности, актами о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, протоколами об административных правонарушениях, путевыми листами.
Между тем, данный вывод судов основан на неполном исследовании фактических обстоятельств дела.
Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции, по форме, приведенной в Приложении 2 (пункт 1.4 Инструкции по перевозке).
При этом под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1.
В силу части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (пункт 2 настоящей статьи).
Согласно статье 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 2 настоящей статьи).
Между тем, решение суда и постановление апелляционной инстанции не содержат данных относительно параметров, по которым суды пришли к выводу о том, что ООО «Дальавтотранс» осуществляло перевозку тяжеловесных грузов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, характеризующие назначение специальных технических средств, с помощью которых административным органом устанавливался вес груза, доказательства об утверждении указанных средств в установленном порядке в качестве средств измерения и о наличии на них соответствующих сертификатов. Судами данные обстоятельства в порядке статьи 71 АПК РФ не исследовались в ходе судебного заседания.
На основании изложенного решение суда и постановление апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать обстоятельства, касающиеся правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 – 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от08.12.2008 по делу№ А73-11431/2008-90АПАрбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.К. Кургузова
Судьи Д.В. Бруев
Е.П. Филимонова