ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-1197/15 от 11.08.2015 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  г. Хабаровск

18 августа 2015 года № Ф03-2940/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи:   Кондратьевой Я.В.

Судей:   Саранцевой М.М., Шведова А.А.

при участии:

от Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов севера «Чныррах»:   Набока А.С., представитель по доверенности от 02.04.2014 б/н; Шалашов А.О., представитель по доверенности от 02.04.2014 б/н

от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству:   Охотина М.Ю., представитель по доверенности от 12.01.2015 № 05-23/03

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу   Управления  Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

на   решение от 10.04.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015

по делу №  А73-1197/2015 Арбитражного суда   Хабаровского края

дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Е.Е.Яцышина; в суде апелляционной инстанции судьи: И.В.Иноземцев, М.О.Волкова, В.Г.Дроздова

по иску   Управления  Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

к  Территориально-соседской общине коренных малочисленных народов севера «Чныррах», Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству

о  признании конкурса недействительным

Управление  Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, место нахождения: 680030, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Запарина, 67; далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Территориально-соседской общины коренных малочисленных народа севера «Чныррах» (ОГРН 1042700055419, ИНН 2705032911, место нахождения: 682450, Хабаровский край, город Николаевск-на-Амуре, улица Красногвардейская, 44Б; далее – ТСО КМНС «Чныррах», община), Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1092721000459, ИНН 2721164961, место нахождения: 680013, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Ленина; далее – Амурское ТУ Росрыболовства) о признании недействительным конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского, Аяно-Майского, Николаевского муниципальных районов Хабаровского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Хабаровском крае (извещения №№170314/2071244/01, 05213/2071244/1244/01 от 06.12.2013 на сайте www.torgi.gov.ru) по лотам №№ 11, 13, 14, 15, 18.

Решением суда от 10.04.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе УФАС по Хабаровскому краю, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда от 10.04.2015, постановление апелляционного суда от 02.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные антимонопольным органом требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что, ТСО КМНС «Чныррах» представлены недостоверные сведения о численности членов общины, в связи с чем данные обстоятельства являются основанием для отклонения заявки общины и признания результатов вышеуказанного конкурса недействительным.

В отзыве на кассационную жалобу ТСО КМНС «Чныррах» и Амурское ТУ Росрыболовства выразили несогласие относительно доводов, изложенных в ней, просили решение суда от 10.04.2015 и постановление апелляционного суда от 02.06.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Представители ТСО КМНС «Чныррах» и Амурское ТУ Росрыболовства в судебном заседании кассационной инстанции изложили свои правовые позиции относительно доводов жалобы и отзывов на нее.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.12.2013 Амурским ТУ Росрыболовства размещены на официальном сайте: www.torgi.gov.ru извещения №№ 170314/2071244/01, 051213/2071244/01 о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского, Аяно-Майского, Николаевского муниципальных районов Хабаровского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Хабаровском крае.

Указанные рыбопромысловые участки, расположенные на территории Николаевского муниципального района сформированы по лотам №№ 8-18.

Одним из критериев оценки конкурсной документации установлена численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса или за фактический период, предшествующий проведению конкурса.

Пунктом 2.2 конкурсной документации установлено, что заявка оформляется по форме, утвержденной организатором конкурса.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 конкурсной документации к заявке прилагаются заверенные заявителем документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов). Образец заполнения списка граждан представлен в приложении № 3 документации.

ТСО КМНС «Чныррах» подала заявки на участие в конкурсе и была допущена к его участию по лотам №№ 10-18 (протокол рассмотрения заявок от 21.02.2014 № 2).

На основании протоколов оценки и сопоставления заявок от 05.03.2014 № 3 и от 19.03.2014 № 4 ТСО КМНС «Чныррах» признана победителем по лотам № 11, 13-15, 18.

В рамках проводимой Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Николаевский-на-Амуре» по заявлению председателей территориальной соседской общины коренных малочисленных народов севера «Пандь Миф» Лежикова В.В. и «Лафинг Ола» Тимофеевой Е.С. о предоставлении ТСО КМНС «Чныррах» недостоверных сведений о численности общины, оперуполномоченным ОЭБ и ПК МО МВД России «Николаевский-на-Амуре» получены объяснения от граждан Ланфа Л.А., Апон И.В., Слепцовой Л.С., Неган С.П., Васютовой Т.Ф., Визовой Л.Г., Метак Г.К., Телесовой У.П., Алешиной Н.П., согласно которым граждане Ланфа Л.А., Слепцова Л.С., Телесова У.П. в общинах не состояли, граждане Апон И.В., Неган С.П., ВасютоваТ.Ф., Метак Г.К., Алешина Н.П. состояли в общине «Пандь Миф», гражданка Визова Л.Г. состояла в общине «Пандь Миф», а затем в «Тыхта», в иных общинах данные граждане не состояли.

Материалы проверки МО МВД России «Николаевский-на-Амуре» направлены письмом от 09.10.2014 в УФАС по Хабаровскому краю.

Полагая, что при проведении конкурса Амурским ТУ Росрыболовства допущено нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.

Согласно статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса, котировок недействительными по иску антимонопольного органа.

В силу статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 986; далее – Правила № 986) установлен перечень обязательных документов, которые заявители обязаны приложить к заявке на участие в конкурсе, в числе которых заверенные заявителем документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов).

Как установлено судами и следует из материалов дела, ТСО КМНС «Чныррах», руководствуясь пунктом 26 Правил № 986, требованиями конкурсной документации, представило вместе с заявкой на участие в конкурсе соответствующий список граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), количество которых составило 512 граждан.

Судами учтено, что у организатора конкурса отсутствовали основания для отказа в допуске к участию в конкурсе по причине неправомерного состава участников общины, поскольку на момент подачи сведений организатору торгов не могло быть известно о том, что указанные в списке граждане заявляли возражения о вхождении в состав общины.

Кроме того, суды обеих инстанций признали, что оснований полагать, что данные граждане умышленно и с противоправной целью включены в список общины не установлено, поскольку, как правильно указано судами, объяснения лиц, полученные в сентябре 2014 года оперуполномоченным, а также решения Николаевского-на-Амуре городского суда от 04.12.2014 дело № 2-1458/2014, от 19.12.2014 дело № 2-1491/2014, от 19.12.2014 дело № 2-1492/2014 не содержат фактов установления действий конкретных лиц по включению граждан в состав списков общины.

Также установив, что в соответствии с протоколом определения победителей по лотам 11, 14 община «Чныррах» набрала 98 баллов, 2 место присвоено общине «Озерпах», набравшей 89,38 баллов, 3 место - общине «Подя» - 80,73 баллов. По лоту № 13: община «Чныррах» набрала 99,13 баллов, 2 место присвоено общине «Озерпах», набравшей 90,43 баллов, 3 место – общине «Котр» - 78,26 баллов По лотам 15, 18 община «Чныррах» набрала 91,63 баллов, 2 место присвоено общине «Озерпах», набравшей 85,43 баллов, 3 место – община «Котр» - 70,76 баллов, суды первой и апелляционной инстанций признали, что включение указанных лиц в список общины не являлось обстоятельством, которое решающим образом повлияло на результат победителя конкурса, их отсутствие в списке не изменило бы результат конкурса.

Пунктом 49 Правил № 986 предусмотрено, что в целях определения лучших условий заключения договора (определения победителя конкурса) конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки в соответствии со следующими критериями оценки: 1) средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, ранее выделенных участнику конкурса в соответствующих районах промысла для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса (определяется как отношение суммы фактических показателей добычи (вылова) водных биологических ресурсов к общему объему квот, выделенных для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов на рыбопромысловых участках), или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года). Значение этого критерия оценки устанавливается в конкурсной документации в пределах от 50 до 65 процентов, а согласно конкурсной документации применительно к оспариваемому конкурсу значение данного критерия было установлено в размере 50 процентов; 2) средняя численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен рыбопромысловый участок или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов). Значение этого критерия оценки устанавливается в конкурсной документации в пределах от 15 до 25 процентов. Для лиц, относящихся к малочисленным народам, значение этого критерия устанавливается равным 0. Согласно конкурсной документации применительно к оспариваемому конкурсу максимальное значение данного критерия составило 25%; 3) удаленность рыбопромыслового участка от места жительства (для лиц, относящихся к малочисленным народам) или от места нахождения (для общин малочисленных народов) участника конкурса, которая оценивается с применением следующих коэффициентов: 1 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии до 25 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка; 0,7 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии от 25 до 75 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка; 0,5 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии от 75 до 100 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка; 0,1 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии свыше 100 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка. Значение этого критерия оценки устанавливается в конкурсной документации для общин малочисленных народов - в пределах от 15 до 25 процентов.

Судами установлено, что из конкурсной документации, применительно к оспариваемому конкурсу, значение данного критерия определено организатором конкурса в размере 25%.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что критерий по средней численности граждан, не являлся решающим для целей определения победителя.

Установив вышеизложенное, принимая во внимание наличие надлежащего извещения о конкурсе, массовости участников по спорному лоту, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении иска, не установив наличия оснований для признания конкурса недействительным в связи с отсутствием нарушений положений Федерального закона № 135-ФЗ.

Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении арбитражными судами норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Между тем оснований для иной оценки результатов конкурса  суд кассационной инстанции не установил.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.04.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу №А73-1197/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Я.В. Кондратьева

Судьи М.М. Саранцева

А.А. Шведов