ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-14709/2021 от 18.05.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

мая 2022 года                                                                        № Ф03-1942/2022

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.

при участии:

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;

от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Цепляева Ю.В., представитель по доверенности б/н от 18.01.2022;

от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

на решение от 13.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022

по делу № А73-14709/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 272101001, адрес:                       ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю                       (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290, адрес: ул. Дзержинского, д. 41,                 г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

третье лицо Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (ОГРН 1022700930010, ИНН 2721027316, адрес: ул. Фрунзе, д. 67,                 г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

об оспаривании представления

установил: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – управление, УФК по Хабаровскому краю) о признании недействительным представления от 06.08.2021 № 22-14-75/50-4942.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее – минсоцзащиты края).

Решением суда от 13.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство ЖКХ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В кассационной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии вины. Считает, что показатель по выплатам на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, не достигнут по причине длительной процедуры приобретения гражданами жилья, а показатель предоставления выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, не достигнут по причине отказов в предоставлении выплаты в связи с наличием у граждан иного жилого помещения в собственности. В обоснование доводов о причинах несвоевременного представления отчетности о расходах заявитель ссылается на формирование ее на основании сведений, которые имеются не только в распоряжении Министерства ЖКХ, но и иных органов (казначейства, минсоцзащиты края). Полагает, что данные обстоятельства не позволяют устранить указанные в представлении замечания в одностороннем порядке. В подтверждение своей позиции о неисполнимости оспариваемого акта ссылается на письмо Минстроя России от 21.09.2021 № 40262-АЛ/13.

Управление в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании, против изложенных в ней доводов возражают, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Минсоцзащиты края в отзыве на кассационную жалобу поддержало позицию Министерства ЖКХ. Заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.

Министерство ЖКХ и минсоцзащиты края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя УФК по Хабаровскому краю, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 26.04.2021 № 182 и пункта 32 Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 28.04.2021 по 19.05.2021 в отношении Министерства ЖКХ проведена выездная проверка соблюдения предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 15.10.2019 № 2428-р, от 16.10.2019 № 2436-р, от 06.11.2019 № 2617-р, от 26.11.2019 № 2805-р., проверяемый период 01.01.2019 по 31.12.2020.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства и отражены в акте выездной проверки от 21.05.2021, а именно:

1. В нарушение пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 05.11.2019 № 069-17-2019-129 (далее – соглашение) министерством в 2019 году не обеспечено достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета по состоянию на 01.01.2020, установленных соглашением в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2019 № 069-17-2019-129/3, по следующим мероприятиям:

– «выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации» на 1 787,63 кв.м;

– «выплаты на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации» на 3 010,8 кв.м.

2. В нарушение пункта 29 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее – Правила № 1327), пунктов 4.3.5, 4.3.5.1, 4.3.5.2 соглашения министерством не обеспечено своевременное представление в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчета                о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 2019 год.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 21.05.2021 управлением вынесено в отношении Министерства ЖКХ представление от 06.08.2021 № 22-14-75/50-4942 (далее – представление) с требованиями принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений в срок до 10.09.2021. Представить документально подтвержденную информацию о результатах исполнения представления в управление не позднее 24.09.2021.

Не согласившись с вынесенным представлением, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, Министерство ЖКХ обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу, что управление доказало законность и обоснованность вынесенного им представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Сославшись на положения статей 265, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) суды пришли к верному выводу о праве органов внутреннего государственного (муниципального) контроля выдать представление, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При этом расходование средств резервного фонда осуществляется в строгом соответствии с утвержденным порядком использования бюджетных средств, нарушение которого расценивается как основание для выдачи органами внутреннего финансового контроля представления (статья 81 БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (далее – Правила № 1327).

Пунктом 3 Правил № 1327 регламентировано, что трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Министерство строительства и ЖКХ), как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.

Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и ЖКХ на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ представляют в указанное министерство перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и (или) перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых настоящему министерству на предоставление трансфертов, определяется исходя из общей площади утраченных жилых помещений и общей площади поврежденных жилых помещений, которые на момент их утраты и повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (абзацы 1, 6 пункта 4 Правил № 1327).

Подпунктом «в» пункта 16 Правил № 1327 установлено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашения                   о предоставлении трансфертов между Министерством строительства и ЖКХ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов РФ.

Согласно пункту 34 Правил № 1327 контроль за соблюдением субъектами РФ целевого использования бюджетных средств, источником софинансирования которых являются иные межбюджетные трансферты, а также порядка (целей и условий) их предоставления осуществляется, в том числе уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Пунктом 3 постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края» (далее –постановление Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр) участником и координатором, ответственным за направление в Министерство строительства и ЖКХ перечней поврежденных и утраченных жилых помещений, а также заявок о предоставлении трансфертов, определено Министерство ЖКХ.

Распоряжением Правительства РФ 16.10.2019 № 2436-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 27.12.2019 № 3213-р) установлено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате паводка, произошедшего в июле –августе 2019 года на территории Дальневосточного Федерального округа, в том числе до 337 189 тыс. руб. бюджету Хабаровского края.

Судами установлено из материалов дела, что между Министерством строительства и ЖКХ и Правительством Хабаровского края 05.11.2019 заключено соглашение № 069-17-2019-129 (дополнительные соглашения от 27.12.2019 № 069-17-2019-129/1, от 28.12.2019 № 069-17-2019-129/2, от 30.12.2019 № 069-17-2019-129/3), предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Хабаровского края иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате паводка, произошедшего в июле – августе 2019 года на территории Дальневосточного Федерального округа, за счет средств резервного фонда Правительством РФ, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству строительства и ЖКХ как получателю средств федерального бюджета.

Согласно пунктам 2.1 – 2.4 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2019 № 069-17-2019-129/3), общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Хабаровского края на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, в 2019 году составил 340 594 946,00 руб., в том числе средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета не более                337 189 000,00 руб.

Пунктами 4.3.3, 6.1.1. указанного соглашения определено, что Правительство Хабаровского края обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением № 3 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

Министерство ЖКХ является уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим взаимодействие с Министерством строительства и ЖКХ, и на него Правительством Хабаровского края возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и представление отчетности.

Соглашением урегулированы значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на 2019 год в виде: предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью – 3 198,8 кв.м; предоставления выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, общей площадью – 8 154,0 кв.м.

Из материалов дела установлено, что отчетом о достижении результатов по состоянию на 01.01.2020, сформированным Министерством ЖКХ, подтверждено фактическое значение результатов в форме предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью – 1 411,17 кв.м. и выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, общей площадью – 18 896,6 кв.м.

Принимая во внимание изложенное, суды пришли к выводу                            о нарушениях Министерством ЖКХ условий и порядка предоставления иного межбюджетного трансферта в соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения, выразившихся в недостижении значений результатов мероприятиями в форме выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации на 1 787,63 кв.м. и в форме выплаты на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации на 3 010,8 кв.м.

Отклоняя доводы о причинах несвоевременного представления отчетности о расходах со ссылкой на формирование ее на основании сведений, которые имеются не только в распоряжении Министерства ЖКХ, но и иных органов (казначейства, минсоцзащиты края), суды предыдущих инстанций, руководствуясь подпунктом «в» пункта 16, пунктом 29 (в редакции, действовавшей в спорный период) Правил № 1327, пунктами 4.3.5, 4.3.5.1, 4.3.5.2 соглашения, пришли к верному выводу о несвоевременном представлении Министерством ЖКХ в соответствующий орган в форме электронного документа в ГИС «Электронный бюджет» отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 2019 год, в связи с чем обосновано признали пункты 1 и 2 оспариваемого представления законными.

Довод об отсутствии вины Министерства ЖКХ был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которые при его отклонении указали, что само по себе не исключает факт нарушения и не свидетельствует о незаконности оспоренного представления, направленного на недопущение в дальнейшем совершения подобных нарушений.

Доводы Министерства ЖКХ о неисполнимости оспариваемого представления, также правомерно отклонены судами нижестоящих инстанций со ссылкой на положения статьи 270.2 БК РФ, поскольку требование о принятии мер по устранению причин и условий их совершения позволяет, принимая во внимание существо выявленных нарушений, определить без какой-либо дополнительной конкретизации как причины, так и условия совершения допущенных нарушений, соответственно принять самостоятельно меры к их устранению.

Кроме того судами обеих инстанций установлено, что представление от 06.08.2021 № 22-14-75/50-4942 исполнено Министерством ЖКХ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к мотивированному выводу о том, что вынесенное представление с требованием принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, является законным и обоснованным и не противоречит действующему законодательству, принято в пределах предоставленных управлению полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает незаконно на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия.

Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии Министерством ЖКХ с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых актов не выявлено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А73-14709/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                   Л.М. Черняк

Судьи                                                                                            А.И. Михайлова

                                                                                                       Е.П. Филимонова