ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-15607/14 от 15.07.2015 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2015 года                                                                        № Ф03-2541/2015

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2015 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной

Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Восточный символ»: директор ФИО1 паспорт 02.12.2002 серия <...>, представитель ФИО2 по доверенности от 08.07.2014 № б/н;

от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края: представитель ФИО3 по доверенности от 20.01.2015 № б/н;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края

на решение от 04.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015

по делу №   А73-15607/2014

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в апелляционном суде судьи Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.,                     Харьковская Е.Г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточный символ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680030, <...>)

кМинистерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000,              <...>)

о признании незаконным решения и обобязании выдать субсидию

Общество с ограниченной ответственностью «Восточный символ» (далее – ООО «Восточный символ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее – Минэкономразвитие, министерство) об отказе в предоставлении субсидии, принятого 10.10.2014, оформленного письмом от 23.10.2014 № 05.1-06-3025; об обязании министерства выдать обществу субсидию в размере 600 000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности.

Решением суда от 04.02.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, требования общества удовлетворены в полном объеме.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе министерства, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции Минэкономразвития приводит доводы о том, что поскольку доказательств, подтверждающих право собственности на поврежденное имущество, общество не представило, оно не подпадает под категорию субъектов малого и среднего предпринимательства, которым гарантировано возмещение расходов на его восстановление; представленные обществом документы не подтверждают право собственности на имущество. Считает, что судами не было учтено, что в заявке обществом также было указано на планируемое осуществление ремонта имущества, не принадлежащего ему на праве собственности.

Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.07.2015.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 21.02.2014 ООО «Восточный символ» обратилось с заявкой в Минэкономразвитие на получение субсидии в сумме 600 000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности, приложив пакет документов.

С учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности (протокол от 14.03.2014 № 15-ЧС) министерством принято решение об отказе в предоставлении обществу субсидий в заявленной сумме, при этом основанием для такого отказа явилось то, что общество осуществляет реализацию подакцизных товаров, что отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и имеет действующую лицензию на розничную продажу алкоголя.

Письмом от 14.03.2014 № 05.1-08-930 Минэкономразвития, ссылаясь на пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пункт 2.2 Положения о предоставлении субсидий, уведомило ООО «Восточный символ» об отказе в предоставлении субсидии, где основанием для отказа послужило осуществление хозяйствующим субъектом розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах, а также наличие у общества лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Данный отказ обжалован обществом в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2014 по делу № А73-7472/2014 требования ООО «Восточный символ» удовлетворены. Признано незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии, принятое министерством, оформленное письмом от 14.03.2014                      № 05.1-08-930, с обязанием последнего повторно рассмотреть заявку общества от 21.02.2014 № 201 на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в порядке и сроки, установленные Положением о предоставлении субсидии.

Согласно протоколу от 10.10.2014 № 22-ЧС заседания комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности, на основании вышеуказанного судебного акта комиссия повторно рассмотрела заявку ООО «Восточный Символ», по результатам рассмотрения которой комиссия рекомендовала министерству отказать в предоставлении субсидии.

Вышеуказанное решение об отказе в предоставлении субсидии доведено до общества письмом от 23.10.2014 № 05.1-06-3025. В качестве оснований для отказа указано, что: к заявке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации в акте обследования утраченного имущества от 20.09.2013 (холодильные камеры, витрины, холодильники, микроволновую печь, системный блок, принтер, стол, стулья); согласно плану расходования субсидии, приложенному к заявке, в нарушение пункта 3.2 Положения о предоставлении субсидий, планируется осуществление ремонта имущества, не принадлежащего на праве собственности.

Не согласившись с отказом, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция исходили из того, что оспариваемый отказ в предоставлении субсидии не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основе Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (частью 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

В развитие вышеуказанных нормоположений постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы».

В связи с введением в 2013 году на территории отдельных муниципальных образований Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации, в целях оказания финансовой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, постановлением Правительства Хабаровского края от 08.10.2013 № 321-пр в указанную программу вошло Положение о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности (далее - Положение).

В пункте 1.3 Положения закреплено, что целью представления субсидии является возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Субсидия предоставляется СМСП, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности (пункт 2.1 Положения).

Согласно пункту 3.1. Положения субсидии предоставляются СМСП в целях финансового обеспечения затрат на возобновление предпринимательской деятельности, определенных в пункте 3.22. настоящего Положения, однократно, в размере, указанном в заявке СМСП, но не более  0,6 млн. рублей на одного СМСП.

Условия оказания государственной поддержки определены в разделе 2 указанного Положения.

В силу пункта 2.1. Положения субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей, не являющихся специализированным и специальным автотранспортом), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, товаров (в том числе сырья), офисной мебели и оборудования, материалов, животных на выращивании и откорме, сельскохозяйственных культур (в том числе кормов).

Перечень документов, представляемых СМСП ответственному исполнителю мероприятия Программы при обращении за предоставлением субсидии, указан в пункте 3.5.1. Положения, в том числе: копии документов, подтверждающих право собственности на утраченное и (или) поврежденное имущество в результате чрезвычайной ситуации СМСП и (или) справку об утрате животных на выращивании и откорме и (или) сельскохозяйственных культур (в том числе кормов) за подписью руководителя СМСП (в случае если утрачено и (или) повреждено движимое имущество СМСП).

Пунктом 3.3. Положения предусмотрены случаи отказа в предоставлении субсидии СМСП, если: не представлены документы, определенные настоящим Положением, и (или) в указанных документах представлены недостоверные сведения; заявка поступила не в сроки приема Заявок, указанные в извещении о начале приема заявок; не выполнены условия предоставления субсидии; ранее в отношении СМСП было принято решение об оказании аналогичной государственной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания СМСП допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, прошло менее чем три года.

Как установлено судами, основанием для отказа в предоставлении ООО «Восточный  символ» субсидии явилось то, что: к заявке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации в акте обследования утраченного имущества от 20.09.2013 (холодильные камеры, витрины, холодильники, микроволновую печь, системный блок, принтер, стол, стулья); согласно плану расходования субсидии, приложенному к заявке, в нарушение пункта 3.2 Положения о предоставлении субсидий, планируется осуществление ремонта имущества не принадлежащего на праве собственности.

Между тем, материалами дела подтверждается и установлено судами, что для получения субсидии общество представило исчерпывающий пакет документов, соответствующий требованиям пункта 3.5.1. Положения, в том числе правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации. Пакет документов является достаточным для решения вопроса о предоставлении субсидии.

При указанных обстоятельствах вывод суда о незаконности отказа министерством заявителю в предоставлении субсидии с целью финансового обеспечения затрат и нарушении его прав и законных интересов является правомерным.

Приведенный в жалобе довод о непредставлении заявителем документов, подтверждающих принадлежность утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации, был предметом рассмотрения судебных инстанций, отклоняется также и кассационной инстанцией, поскольку сводится к несогласию с выводами судов и направлен на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.

Судом округа отклоняется как не имеющий правового значения довод министерства о том, что в заявке обществом также было указано на планируемое осуществление ремонта имущества, не принадлежащего на праве собственности, поскольку, как правильно указал суд, план расходования субсидии содержал и иную цель – приобретение оборудования и товаров, которая признана судами обоснованной и являющейся основанием для предоставления субсидии.

Нормы материального права применены судами верно.

Вместе с тем, оценивая избранный судом первой инстанции способ защиты нарушенного права общества, суд округа считает, что возложение на министерство обязанности по принятию решения о предоставлении ООО «Восточный символ» субсидии на возобновление предпринимательской деятельности с указанием ее конкретного размера (600 000 руб.) не соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

По смыслу указанной нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением, и в разумный срок для выполнения таких действий.

В рассматриваемой ситуации уполномоченный орган, исполняя решение суда в необходимые для этого сроки, должен будет самостоятельно определить размер субсидии в установленном порядке, исходя из фактических обстоятельств, в связи с чем суд, определяя размер субсидии,  не должен был подменять собой уполномоченный орган с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством, и вмешиваться в его компетенцию судебным актом в пользу заявителя.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат изменению в связи с неправильным применением пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу № А73-15607/2014 Арбитражного суда Хабаровского края изменить в части возложения на Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края обязанности по принятию решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Восточный символ» субсидии на возобновление предпринимательской деятельности и предоставлении обществу                          600 000 рублей, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:

Обязать Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Восточный символ» субсидии в целях финансового обеспечения затрат на возобновление предпринимательской деятельности в порядке, установленном Положением «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» (приложение № 8 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр).

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.А. Мильчина                   

Судьи                                                                                    Г.В. Котикова

                                                                                                И.М. Луговая