АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
октября 2015 года № Ф03-4162/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2015 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Е.Н. Захаренко, И.М. Луговой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Южнопортовое»: ФИО1, представитель по доверенности от 13.04.2015 № 48;
от прокуратуры города Хабаровска: ФИО2, представитель по удостоверению от 23.08.2013 № 156092;
от Администрации города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания: ФИО3, представитель по доверенности от 07.04.2015 № 1.1.27-330;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры города Хабаровска
на решение от 17.04.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015
по делу № А73-1600/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д.; в апелляционном суде судьи Швец Е.А., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южнопортовое» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680023, <...>)
кпрокуратуре города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
третье лицо: Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания
о признании недействительным представления
Общество с ограниченной ответственностью «Южнопортовое» (далее - ООО «Южнопортовое», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Прокуратуре города Хабаровска (далее -прокуратура) о признании недействительным представления от 02.02.2015 № 2-17-2015 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере ценообразования в части возложения на общество обязанностей по устранению нарушений действующего законодательства и привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности по незаконному признанию общества виновным в допущении нарушений законодательства о ценообразовании на продовольственные товары в части завышения предельных розничных торговых надбавок к отпускным ценам на детское питание.
Определением суда от 18.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания (далее – управление).
Решением суда от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015, заявленное требование удовлетворено. Представление прокуратуры в обжалуемой обществом части признано недействительным. С прокуратуры в пользу общества взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе прокуратуры, полагающей, что судебные акты приняты с нарушением норм процессуального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводятся доводы о том, что представление прокурора не обладает силой принудительного исполнения, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не порождает экономического спора, в связи с чем представление не подлежит оспариванию в арбитражном суде, соответственно производство по делу должно быть прекращено.
Общество в отзыве на кассационную жалобу с доводами прокуратуры не согласилось, просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отразила позицию, согласно которой решение вопроса о подведомственности настоящего спора предоставило на усмотрение суда.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзывах на нее.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, а также правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
По материалам дела установлено, что 23.01.2015 комиссией в составе старшего помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска и главного специалиста управления проведена проверка магазина «ЁЁ», принадлежащего ООО «Южнопортовое» и расположенного по ул. Гамарника 19 в г. Хабаровске, по соблюдению предприятием торговли законодательства в сфере ценообразования.
26.01.2015 главный специалист управления направила заместителю прокурора г. Хабаровска письменное сообщение, в котором изложила сведения о проведенной проверке, в частности и о том, что на момент проверки в торговой точке реализовывались товары детского ассортимента – пюре «ФрутоНяня» мясное «говядина» по завышенной цене на 7,30 руб. с одной банки.
На основании представленных материалов заместителем прокурора г. Хабаровска в адрес генерального директора ООО «Южнопортовое» ФИО4 вынесено представление от 02.02.2015 № 2-17-1015 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере ценообразования.
Частично не согласившись с представлением, в части вывода о нарушении обществом законодательства о ценообразовании на продовольственные товары в части завышения предельных розничных торговых надбавок к отпускным ценам на детское питание, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование общества, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция пришли к выводу о незаконности вынесенного прокуратурой предписания.
В соответствии с пунктом 2части 1 статьи 29 АПК РФарбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Исходя из содержаниястатьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»(далее -Закон о прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституции Российской Федерациии исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (абзац 1 пункта 1статьи 21 Закона о прокуратуре)
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22названного Закона).
Представление выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд (статья 24 Закона о прокуратуре).
В соответствии состатьями 21,22и24 Закона о прокуратуретребования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положенийЗакона о прокуратуре, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2статьи 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1статьи 21 данного закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. В случае рассмотрения в судебном порядке дела об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 84-О.
Как следует из материалов дела, прокуратурой в силу представленных полномочий при наличии оснований проведена проверка объекта торговли на предмет соблюдения требований законодательства о ценообразовании и по результатам такой проверки прокурор вынес представление генеральному директору ООО «Южнопортовое» ФИО4
Оспариваемым представлением прокуратуры предписано незамедлительно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений и недопущения их впредь. О дате и времени рассмотрения уведомить прокурора. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме в течение одного месяца со дня его поступления, с приложением копии приказа о наказании виновных лиц.
В данном случае представление прокурора устанавливает ненадлежащее исполнение должностными лицами общества своих обязанностей, отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства за соблюдением действующего законодательства подчиненными сотрудниками и, исходя из предоставленных прокурору Законом о прокуратуре полномочий, не влечет последствий экономического характера для самого общества.
Представление прокуратуры само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, в отношении которого оно вынесено.
Таким образом, в отношении требования о признании незаконным в части представления прокурора, как способа устранения нарушенного права, производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежало прекращению, поскольку само по себе представление как мера прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом и не порождает экономического спора, соответственно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с прекращением производству по делу.
В силу пункта 1 статьи 325 АПК РФ, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Учитывая, что решение от 17.04.2015 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 по настоящему делу в части удовлетворения требования общества отменены, взысканные с прокуратуры г. Хабаровска в пользу ООО «Южнопортовое» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции по настоящему делу подлежат возврату прокуратуре.
Руководствуясь статьями 150, 286-289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 по делу № А73-1600/2015 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Производство по настоящему делу прекратить.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения решения от 17.04.2015 в части взыскания с Прокуратуры города Хабаровска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Южнопортовое» судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.А. Мильчина
Судьи Е.Н. Захаренко
И.М. Луговая