ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-16363/2021 от 26.10.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2022 года                                                                    № Ф03-5041/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Басос М.А.

судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.

при участии:

от министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 19.08.2022 № 05.1-12-4910;

от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2: ФИО3, представитель по доверенности от 22.10.2021;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022

по делу № А73-16363/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании субсидии в размере 2 588 082, 86 рублей

   УСТАНОВИЛ:

министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере 2 588 082,86 рублей (с учетом принятых судом уточнений).

Решением суда от 14.03.2022 требования удовлетворены в полном объеме; с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в доход бюджета Хабаровского края взысканы 2 588 082,86 рублей необоснованно полученной субсидии, 35940 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано полностью.

С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратилось министерство, которое просит постановление апелляционного суда отменить, считая его принятым с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции оставить в силе.

В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о полном документальном подтверждении факта целевого использования главой крестьянского (фермерского) хозяйства средств предоставленных субсидий.

Заявитель кассационной жалобы считает, что в отношении субсидии на проведение культуртехнических мероприятий, предоставленной по соглашению от 09.11.2018 №255, суд неправомерно принял в качестве произведенных затрат договоры займа дизельного топлива, которые отсутствовали на момент проведения проверки. В отношении субсидии на проведение культуртехнических мероприятий, предоставленной по соглашению от 13.11.2019 №188 заявитель кассационной жалобы приводит доводы о документальном неподтверждении крестьянским (фермерским) хозяйством расходов, состоящих из оплаты по гражданско-правовому договору, заключенному с ФИО4, и затрат на приобретение дизельного топлива. По факту целевого использования средств субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей, предоставленной крестьянскому (фермерскому) хозяйству по соглашению от 20.07.2018 №159, заявитель кассационной жалобы указывает на предоставление недостоверных сведений об использовании в 2018 году площади земельного участка с кадастровым номером 27:08:0020252:175 (из 130 га использовано 26,9 га), в связи с чем, необоснованное предъявление расходов на дизельное топливо из расчета обработанной площади участка и на приобретение автошин для сельскохозяйственной техники.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы на ее доводах настаивал.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства направил в суд округа отзыв на кассационную жалобу, в котором с доводами жалобы не согласился.

 В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства настаивал на своих возражениях, просил оставить постановление апелляционного суда в силе.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 29.09.2017 №395-пр «Об утверждении Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края» министерство заключило с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2:

- соглашения от 09.11.2018 №255, от 13.11.2019 №188 о предоставлении субсидий на проведение культуртехнических мероприятий по следующим направлениям: проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и (или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот; проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, расположенных в границах земельного участка (земельных участков), принадлежащего на праве собственности, пользования или аренды сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В рамках реализации постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 № 35-пр «Об утверждении Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства» министерство заключило с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2:

- соглашения  от 20.07.2018 №159, от 28.05.2019 №30 о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки по следующим направлениям: оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на один гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами.  

В соответствии с соглашениями общая сумма субсидий, предоставленных главе крестьянского (фермерского) хозяйства в 2018 - 2019 гг., составила 4 633 698,13 рублей, в том числе:

- по соглашению от 09.11.2018 №255 - 1 480 692,60 рублей;

- по соглашению от 13.11.2019 №188 - 1 832 660 рублей;

- по соглашению от 20.07.2018 №159 - 1 016 193,77 рублей;

- по соглашению от 28.05.2019 №30 - 304 151,76 рублей.

По результатам проведенной проверки министерство установило, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства частично не подтверждено целевое использование средств предоставленных субсидий, о чем составлен акт от 07.12.2020 №7, произведен расчет подлежащей возврату в краевой бюджет субсидии, размер которой составил 2 588 082,86 рублей.

Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства необоснованно полученных субсидий.

Удовлетворяя требование министерства в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения главой крестьянского (фермерского) хозяйства порядка и условий предоставления субсидий, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для возврата в краевой бюджет заявленной суммы в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Апелляционный суд счел фактически понесенными и документально подтвержденными затраты крестьянского (фермерского) хозяйства в целях подтверждения права на получение субсидий на проведение культуртехнических мероприятий и несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Поддерживая принятый по делу судебный акт суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Бюджетная система Российской Федерации функционирует на основании закрепленных в статьях 28 - 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принципов, в частности принципа целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Бюджетные средства доводятся до их получателей с указанием конкретных целей их последующего использования.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).

В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Постановлением правительства Хабаровского края от 29.09.2017                    № 395-пр «Об утверждении Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края» (далее – Порядок № 395пр)  регламентированы цели, условия и порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Хабаровском крае» государственной программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 №277-пр.

В соответствии с Порядком № 395-пр целью предоставления субсидии является возмещение части фактически понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями края затрат (без учета налога на добавленную стоимость), в том числе по направлению: на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, расчистку земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы (пункт 1.4).

Предоставление субсидии осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края как получателя бюджетных средств краевого бюджета на соответствующий финансовый год (пункт 1.5 Порядка № 395-пр). Источником финансового обеспечения субсидии являются средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, предоставляемые краевому бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» и мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (пункт 1.6 Порядка № 395-пр).

Субсидия предоставляется на основании отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставивших в министерство заявки на участие в отборе для предоставления субсидии, по соответствующим критериям (пункт 1.7 Порядка № 395-пр).

В силу пункта 5.3 Порядка №395-пр, в случае выявления фактов нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии и неустранения получателем субсидии нарушений, получатель субсидии обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет.

На основании соглашения от 09.11.2018 №255, заключенного между министерством и главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2, последнему из краевого бюджета предоставлена субсидия на возмещение части фактически осуществленных расходов на проведение культуртехнических мероприятий в размере 1 480 692,60 рублей.

Во исполнение вышеназванного соглашения глава крестьянского фермерского хозяйства предоставил в министерство документы в обоснование затрат, фактически понесенных в 2018 году, а именно: локальные сметные расчеты, акт выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ и затрат с приложениями трудовых договоров, штатного расписания, табелей учета рабочего времени за 2018 год, расчетно-платежных ведомостей по заработной плате, выписок по лицевому счету, договоров на приобретение дизельного топлива в 2018 году, паспортов самоходных машин, договора аренды бульдозера, универсальных передаточных документов от 14.10.2018, от 25.10.2018, от 06.11.2018, в соответствии с которыми общая стоимость фактически понесенных расходов на проведение культуртехнических мероприятий составила 1 645 214 рублей. В указанную сумму включены заработная плата работников и затраты на приобретение дизельного топлива.

 По итогам проверки документов министерство признало документально подтвержденными расходы на сумму 245 507 рублей. Министерство не признало документально подтвержденными и фактически понесенными затраты крестьянского (фермерского) хозяйства на сумму 1235185,60 рублей, составляющие расходы на приобретение дизельного топлива, а также расходы на заработную плату работников.

Оценив условия договора товарного займа 01.01.2018 №1/18, в соответствии с которым глава  крестьянского (фермерского) хозяйства взял в займ дизельное топливо в общем объеме 30 тонн, подлежащее возврату в срок до 15.01.2019; акт приема-передачи товара от 01.01.2018, суд апелляционной инстанции заключил, что у крестьянского (фермерского) хозяйства имелись соответствующие запасы топлива, необходимые для осуществления культуртехнических мероприятий в 2018 году. Отработав сезон на заемном топливе, глава крестьянского (фермерского) хозяйства закупил топливо в пределах необходимого срока и возвратил товарный заем, что подтверждается актами приема-передачи от 31.10.2018, от 06.11.2018 и от 01.11.2019. Проанализировав договоры поставки нефтепродуктов от 02.10.2017 №026 на сумму 189 614 рублей, от 02.10.2017 №026 на сумму 357 588 рублей, от 05.10.2018 № 100501 на сумму 1010020 рублей, счет на оплату от 05.10.2018 № 82, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанные документы в совокупности подтверждают закупку топлива, необходимую для культуртехнических мероприятий, на проведение которых была получена субсидия.

Суд апелляционной инстанции признал документально подтвержденными и фактически понесенными затраты крестьянского (фермерского) хозяйства в общей сумме 1 480 692,60 рублей на приобретение дизельного топлива в 2018 году и расходы на оплату труда работников, осуществляющих культуртехнические мероприятия в указанный период, согласно расчетно-платежным ведомостям по заработной плате.

На основании соглашения от 13.11.2019 №188 крестьянскому (фермерскому) хозяйству выделено 1 832 660 рублей субсидии на проведение культуртехнических мероприятий в 2019 году. Министерством не приняты  расходы в сумме 517 648,49 рублей, составляющие затраты на дизельное топливо, в том числе, в связи с тем, что часть дизельного топлива приобретена в последний день проведения культуртехнических мероприятий, а также расходы на оплату работ, выполненных гражданином ФИО4 в период с февраля по май 2019 года.

Оценив документы, предоставленные крестьянским (фермерским) хозяйством в обоснование понесенных затрат, а именно: локальный сметный расчет, акт выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ и затрат в 2019 году с приложениями трудовых договоров, штатного расписания, табелей учета рабочего времени за 2019 год, расчетно-платежных ведомостей по заработной плате, выписок по лицевому счету, договоров на приобретение дизельного топлива в 2019 году, универсальных передаточных документов, паспортов самоходных машин, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расходы на проведение культуртехнических мероприятий в 2019 году в общей сумме 1 832 660 рублей являются документально подтвержденными в полном объеме.

При этом приняты в качестве подтверждения приобретения дизельного топлива и соответственно несения расходов в 2019 году, договор товарного займа от 01.01.2019 №1/19, по условиям которого займодавец передает заемщику товар - дизельное топливо в общем объеме 34 тонны, а заемщик обязан возвратить займодавцу равное количество такого же товара в срок до 20.11.2019; акт приема-передачи товара от 01.01.2019, согласно которому товар передан и принят заемщиком в полном объеме, сделан вывод, что запасы топлива, необходимые для осуществления культуртехнических мероприятий, у крестьянского (фермерского) хозяйства имелись. После окончания сезона глава крестьянского (фермерского) хозяйства закупил топливо в количестве 34 тонны и возвратил товарный заем в пределах установленного договором срока, что подтверждается счетом на оплату топлива от 24.09.2019 № 69 и актом приема-передачи товара от 10.10.2019.

Оценивая  доказательства в подтверждение расходов на оплату по гражданско-правовому договору, заключенному с ФИО4, за период февраль - май 2019 года на общую сумму 241 383 рублей и признавая затраты фактически понесенными, суд апелляционной инстанции исходил из заключенного 30.01.2019 между главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 и гражданином ФИО4 договора на выполнение работ по строительству бокса для автотранспорта и культуртехнических работ на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:175. В подтверждение выполненных работ представлены акты приемки-сдачи выполненных работ от 28.02.2019 на сумму 57 472 рублей, от 31.03.2019 на сумму 80 461 рублей, от 30.04.2019 на сумму 45 978 рублей, от 31.05.2019 на сумму 57 472 рублей, а также платежные поручения.

По результатам анализа доказательств суд апелляционной инстанции отметил, что указание в платежных поручениях вида работ отличного от наименования «культуртехнические работы», не может быть принято в качестве основания, достаточного для признания расходов неподтвержденными, учитывая, что факт выполнения работ по договору от 30.01.2019 подтверждается надлежащими доказательствами. Кроме того, апелляционный суд учел, что при проведении проверки министерством были изучены финансовые, бухгалтерские и иные документы, имеющие отношение к деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, по факту осуществления которой предоставлена субсидия, в результате установлено, что заработная плата, с которой исчислены налог на доходы физических лиц и страховые взносы, за период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года выплачена работникам в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вывода о нарушении получателем субсидии условий и целей  предоставления субсидии в соответствии с Порядком №395-пр и возврата предоставленной субсидии в краевой бюджет.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 № 35-пр «Об утверждении Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства» (далее – Порядок №35-пр) определены цели, порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства.

Под сельскохозяйственными товаропроизводителями Хабаровского края для целей Порядка №35-пр понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие на территории Хабаровского края производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку зерновых, зернобобовых, масличных (за исключением рапса и сои), кормовых сельскохозяйственных культур, а также картофеля и овощных культур открытого грунта (пункт 1.2).

Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям края в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв - по ставке на один гектар посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» государственной программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 №277-пр (пункт 1.3 Порядка №35-пр).

Предоставление субсидии осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства как получателя средств краевого бюджета на соответствующий финансовый год (пункт 1.4 Порядка №35-пр). Источниками финансового обеспечения субсидии являются средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, предоставляемые краевому бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, на основании соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенных между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1.4 Порядка №35-пр).

Субсидия предоставляется на основании отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей края, представивших в министерство заявки на участие в отборе для предоставления субсидии, по соответствующим критериям отбора (пункт 1.5 Порядка №35-пр).

В случае нарушения условий предоставления субсидии производится возврат субсидии в краевой бюджет (пункт 3.6 Порядка №35-пр).

Проверяя использование средств субсидии в размере 1 016 193,77 рублей на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям по соглашению от 20.07.2018 №159, заключенному между министерством и главой крестьянского (фермерского) хозяйства, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Министерство не признало документально подтвержденными расходы крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 403 449,77 рублей, что явилось основанием для перерасчета субсидии из расчета 26,9 га посевных площадей, ввиду представления, по мнению министерства, недостоверных сведений об использовании для выращивания сельскохозяйственных культур в 2018 году земельного участка с кадастровым номером 27:08:0020252:175. Кроме того министерством не приняты расходы на приобретение автошин в количестве 9 штук, в связи с тем, что техника не принадлежит крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

Согласно выводам министерства, главой крестьянского (фермерского) хозяйства с заявлением на предоставление субсидии представлен договор аренды от 23.12.2016 №116/16 земельного участка с кадастровым номером 27:08:0020252:175 общей площадью 126,9 га; иные земельные участки заявлены не были. При этом при получении субсидии на проведение культуртехнических мероприятий в 2019 году главой крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлены сведения о том, что на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:175 на площади 100 га проведены культуртехнические мероприятия. Поскольку культуртехнические мероприятия проводятся на выбывших сельскохозяйственных угодьях с целью их вовлечения в сельскохозяйственный оборот, министерством сделан вывод, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства представлены недостоверные сведения об использовании для выращивания сельскохозяйственных культур в 2018 году площади земельного участка с кадастровым номером 27:08:0020252:175.

Между тем, согласно материалам дела, в 2018 году крестьянским (фермерским) хозяйством агротехнологические работы проводились на  посевной площади 130 га. На земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:175 произведен посев сельскохозяйственных культур на площади 26,9 га. Остальной посев произведен на земельных участках: 27:17:0402501:243, посевная площадь 30 га; 27:17:0000000:776, посевная площадь 36га;  27:17:0402501:219, посевная площадь 2,7;  27:17:0329301:683, посевная площадь 2,4 га;  27:17:0402501:2325, посевная площадь 3,2 га;  27:17:0402501:218 посевная площадь 2,8га;  27:17:0402501:243 посевная площадь 30га. Данные о посевной площади соответствуют сведениям, отраженным в отчете по форме № 2-фермер за 2018 год. 

Доказательством того, что посев был произведен крестьянским (фермерским) хозяйством именно на такой, а не на меньшей площади, и на разных земельных участках, является полученный в 2018 году урожай зерновых в общем объеме 174 тонны по всем культурам, что подтверждается отчетом территориального органа Росстата по Хабаровскому краю. Такое количество невозможно вырастить на площади 26,9 га, учитывая, что среднестатистические значения по сбору зерновых составляют около 2 тонн с одного гектара.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что расходы по использованному в 2018 году дизельному топливу обоснованно рассчитаны крестьянским (фермерским) хозяйством, исходя из площади всех земельных участков, использованных для посева сельскохозяйственных культур, и признал документально подтвержденными и фактически понесенными расходы крестьянского (фермерского) хозяйства в целях возмещения затрат на проведение комплекса агротехнических работ.

В отношении расходов на приобретение автошин на общую сумму 52200 рублей, апелляционный суд установил, что крестьянским (фермерским) хозяйством в своей деятельности использовалась арендованная сельскохозяйственная техника, в частности ЗРЖ-3 (бочка для подвоза воды для приготовления раствора), для которой использованы автошины в количестве двух штук; борона дисковая тяжелая БДТ-3 - использованы автошины в количестве двух штук; ПРП-1,6-(пресс-подборщик рулонный) - использованы автошины в количестве двух штук; а также прицеп ПТС-д (для подвоза мин удобрений, зерна) - использованы автошины в количестве четырех штук.

По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата крестьянским (фермерским) хозяйством суммы субсидии, предоставленной в соответствии с Порядком №35-пр, ввиду отсутствия нарушений условий предоставления субсидии. В отношении предоставления субсидии по соглашению от 28.05.2019 №30 в размере 304 151,76 рублей министерство нарушений не установило.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом апелляционной инстанции, в то время как переоценка доказательств и выводов, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанций, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022по делу № А73-16363/2021Арбитражного суда Хабаровского края оставить  без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           М.А. Басос        

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         Т.Н. Никитина