ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-16456/2017 от 03.07.2018 АС Дальневосточного округа

190/2018-12987(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной  

при участии:

от федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное  территориальное управление имущественных отношений» Министерства  обороны Российской Федерации: 

- ФИО1 представителя по доверенности № 51 от 17.05.2018  от Министерства обороны Российской Федерации: 

- ФИО2, представителя по доверенности № 212/1/164 от  11.09.2017 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального  государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное  управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской  Федерации 

на решение от 08.02.2018, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 04.04.2018 

по делу № А73-16456/2017 Арбитражного суда Хабаровского края  дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.М. Левинталь, 

в суде апелляционной инстанции судьи: В.Г. Дроздова, М.О. Волкова,
ФИО3


по иску федерального государственного казенного учреждения  «Дальневосточное территориальное управление имущественных  отношений» Министерства обороны Российской Федерации 

к администрации Болоньского сельского поселения Амурского  муниципального района Хабаровского края 

третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об обязании принять имущество

Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное  территориальное управление имущественных отношений» Министерства  обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>,  адрес (место нахождения): 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, 

ул. Ханкайская, 27; далее – ФГКУ «ДВТУИО», учреждение, истец)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к  Администрации Болоньского сельского поселения Амурского  муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, 

ИНН <***>, 682600, <...>;  далее – администрация, ответчик) о возложении на ответчика обязанности  подписать передаточные акты, а так же внести в реестр муниципального  имущества и принять к бюджетному учету объекты недвижимого  имущества, поименованные в приказах заместителя Министра обороны  Российской Федерации от 06.04.2017 № 327, от 26.05.2017 № 546. 

Определением от 05.02.2018 в отдельное производство выделено  исковое требование в отношении тепловых сетей, расположенных по  адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г № 20,  инвентарный номер 000000000021050, протяженностью 2,74 км. 

 Решением от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением  Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018, заявленные  требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность  подписать акты, внести в реестр муниципального имущества и принять к  бюджетному учету два жилых дома, здание дизельной электростанции,  здание котельной, здание водонасосной станции, водопроводные сети,  канализационные сети, земельный участок, необходимый для эксплуатации  указанных объектов, в удовлетворении остальной части требований  отказано. 

В кассационной жалобе ФГКУ «ДВТУИО», ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права, просит указанные решение,  апелляционное постановление отменить в части и принять по делу новый  судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. 


В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что  конкретный перечень оснований, по которым орган местного  самоуправления в рассматриваемой ситуации имеет право отказаться от  согласования передачи и приема имущества в муниципальную  собственность, содержится в специализированном законодательстве, в  частности в Федеральном законе от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке  безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность  субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы,  Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон № 423-ФЗ), нормы которого не  связывают ненадлежащее техническое состояние передаваемого имущества  с возможностью отказа от его принятия. Указывает, что обстоятельства,  связанные с дополнительным финансированием в целях дальнейшего  восстановления и содержания спорного имущества, выходят за рамки  рассматриваемого спора, однако при этом ответчик вправе требовать  выделения необходимых денежных средств в установленном законом  порядке. 

В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои  возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые  судебные акты без изменения. 

В судебном заседании представитель ФГКУ «ДВТУИО» поддержал  доводы кассационной жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных  актов, представитель Министерства обороны Российской Федерации  поддержал позицию заявителя жалобы, дал свои пояснения. Администрация  ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего  представителя. 

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных  актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее,  Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.04.2017  заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ 

 № 327 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность  муниципального образования «Болоньское сельское поселение» Амурского  муниципального района Хабаровского края» (далее – приказ № 327). 

В соответствии с данным приказом, с учетом дополнений, внесенных  приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от  26.05.2017 № 546 «О внесении изменений в приказ заместителя Министра  обороны Российской Федерации от 06 апреля 2017 г. № 327», из  федеральной собственности в собственность Болоньского сельского 


поселения передаются 50 объектов недвижимого имущества военного  городка № 20 с. Болонь, указанные в приложении к приказу № 327. 

ФГКУ «ДВТУИО» письмом от 13.04.2017 № 141/6/06-02/4755  направило в адрес администрации проект передаточного акта для  подписания (повторно письмом от 02.06.2017 № 141/6/06-02/7351), а также  документы для передачи письмом от 10.05.2017 № 141/6/06- 02/5984. 

Письмом от 29.06.2017 № 01-17/232 глава сельского поселения  выразил отказ в принятии имущественного комплекса военного городка,  ссылаясь на неудовлетворительное техническое состояние передаваемых  объектов недвижимого имущества. 

ФГКУ «ДВТУИО» письмом от 11.08.2017 № 141/6/06-02/10606 вновь  обратилось к администрации, указав на необходимость безусловного  принятия в собственность имущественного комплекса военного городка 

 № 20.

Письмом от 20.09.2017 № 01-17/420 администрация отказалась  принимать имущество в муниципальную собственность. 

 Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения  истца в суд с рассматриваемыми требованиями. 

Удовлетворяя заявленные требования частично, суды правомерно  руководствовались следующим. 

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в  муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154  Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с  принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон № 122-ФЗ). 

В соответствии с указанной нормой имущество, находящееся в  федеральной собственности, которое может находиться в собственности  субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,  подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской  Федерации или муниципальную собственность, если нахождение  указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том  числе в результате разграничения полномочий между федеральными 


органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

Решение о передаче имущества из федеральной собственности в  муниципальную собственность принимается федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника  имущества, если иное не установлено Правительством Российской  Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 423-ФЗ  безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации -  города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя  либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим  Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты,  строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений,  объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для  обеспечения осуществления федеральными органами государственной  власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства),  земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки),  находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых  военных городков); в границах земельных участков, используемых для  обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск, воинских формирований и органов, организаций,  предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны  страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных  участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых  не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск,  воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений. 

Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в  собственность субъекта Российской Федерации - города федерального  значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную  собственность поселений, городских округов, на территориях которых  расположено такое имущество. 

В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной  передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в  муниципальную собственность принимается соответственно  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере  управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской  Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской  Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им  организаций. 


Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых  мерах по управлению федеральным имуществом» таким органом определено  Министерство обороны РФ. 

Вместе с этим при решении вопроса о передаче имущества,  относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего  передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным  законом № 423-ФЗ и частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ,  следует учитывать следующие обстоятельства. 

Так, Конституционный Суд РФ, проверяя конституционность ряда  положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ,  неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П, Определении  от 07.12.2006 № 542-О, Определении от 04.12.2007 № 828-О-П, что  положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной  передачи имущества в федеральную собственность, собственность  субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не  допускают принятия соответствующего решения в принудительном  одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности  и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от  состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками  такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества. 

По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом  РФ также было принято Определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, согласно  которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе  исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно  решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из  федеральной собственности в муниципальную волеизъявление  соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного  самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи  имущества, то не является ли это его решение произвольным. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанции на основе  представленных сторонами доказательств установлено, что у  администрации имелись возражения относительно передачи спорного  имущества, в обоснование которых ответчиком указано на то, что  подлежащие передаче объекты непригодны для эксплуатации, так как  находятся в полуразрушенном или в разрушенном состоянии. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе  акты осмотра передаваемого имущества, включающие в себя  фотоматериалы, отражающие техническое состояние объектов, суды  пришли к верному выводу об обоснованности отказа администрации  принять объекты непригодные для эксплуатации, в части объектов, 


пригодных для эксплуатации, требования заявителя признаны  обоснованными и удовлетворены. 

Названные выводы арбитражных судов признаются кассационной  инстанцией сделанными на основе полного, всестороннего исследования и  оценки всех обстоятельств настоящего дела с правильным применением  соответствующих норм и положений действующего законодательства. 

Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что  неудовлетворительное техническое состояние передаваемых объектов не  может служить основанием для отказа в иске, а также о наличии у ответчика  безусловной обязанности принять спорные объекты недвижимости в  границах бывших военных городков, основано на неверном толковании  норм материального права и не свидетельствует о неправильном их  применении судами, а по существу касается установленных судами фактов и  направлено на переоценку доказательств по делу, что не влечет отмену  обжалуемых судебных актов в силу норм статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.02.2018, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 04.04.2018 по делу № А73-16456/2017  Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья О.В. Цирулик

Судьи С.И. Гребенщиков

 Е.К. Яшкина