АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
05 августа 2022 года № Ф03-3092/2022
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Н.В. Меркуловой
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу краевого государственного унитарного предприятия «Региональные коммунальные системы»
на решение от 10.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022
по делу № А73-19098/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного унитарного предприятия «Региональные коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)
об оспаривании постановления
У С Т А Н О В И Л:
краевое государственное унитарное предприятие «Региональные коммунальные системы» (далее - предприятие, КГУП «РКС») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, Главное управление) от 09.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №А2021-17-01-1483.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.02.2022, принятым в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 10.03.2022), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022, предприятию в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, КГУП «РКС» в кассационной жалобе просит Арбитражный суд Дальневосточного округа принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, у судов отсутствовали основания для вывода о наличии в действиях предприятия признаков вмененного административного правонарушения. Ссылается на то, что с 06.10.2021 предприятием начаты работы по подготовке котловой воды для запуска котельного оборудования; с 10.10.2021, после истечения пяти дней, среднесуточная температура в которые составила менее 8 градусов Цельсия, предприятие начало предоставлять услугу по теплоснабжению потребителей. В связи с этим указывает на отсутствие факта несоблюдения предприятием срока начала отопительного периода. Кроме того, ссылается на то, что предприятие о начале отопительного сезона с 06.10.2021 заблаговременно не было проинформировано. Обращает внимание, что права и законные интересы потребителей не нарушены, жалобы жителей на несоблюдение нормативного уровня режима обеспечения населения коммунальной услугой не поступали. Считает, что в рассматриваемом случае суды имели возможность применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное правонарушение малозначительным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда с учетом требований статьи 288.2 АПК РФ, приходит к следующим выводам
При рассмотрении данного дела судами установлено, что КГУП «Региональные коммунальные системы» в соответствии с пунктом 3.1 устава создано в целях осуществления деятельности в сферах естественных монополий, обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предметом деятельности предприятия является осуществление регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, теплоснабжения (пункт 3.2 устава).
На территории Литовского сельского поселения Амурского муниципального района предприятие осуществляет деятельность по теплоснабжению.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 23.07.2021 № 973 Центральная котельная, расположенная по адресу: <...> д. За, а также тепловые сети пос. Литовко закреплены на праве хозяйственного ведения за КГУП «Региональные коммунальные системы».
Амурской городской прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за готовностью муниципальных образований, объектов ТЭК и ЖКХ к предстоящему отопительному периоду установлено следующее.
На основании постановления администрации Амурского муниципального района от 28.09.2021 № 637 «О начале отопительного сезона 2021-2022 года в Амурском муниципальном районе Хабаровского края» в Литовском сельском поселении отопительный период должен быть начат с 08.00 06.10.2021.
Согласно акту о запуске котельной в 8 час. 00 мин. 10.10.2021 в связи с началом отопительного сезона произведен запуск котельного оборудования, находящегося в котельной Литовского сельского поселения.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства КГУП «Региональные коммунальные системы» отопительный сезон в пос. Литовко с 08 час. 00 мин. 06.10.2021 не начат, что указывает на нарушение нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой отопления.
По выявленному факту Амурским городским прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2021.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
09.11.2021 заместителем начальника главного управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление №А2021-17-01-1483 о назначении предприятию административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), суды пришли к выводу о доказанности факта нарушения КГУП «РКС» нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой «отопление», признали предприятие надлежащим субъектом ответственности, установили его вину, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Изучение обжалуемых по делу судебных актов, исследование материалов дела показали, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений процессуальных норм и на основании совокупной оценки всех представленных в дело доказательств в полном объеме установили фактические обстоятельства дела.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные правоотношения в области предоставления потребителям коммунальной услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами ответственности по статье 7.23 КоАП РФ являются любые должностные лица и юридические лица, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные соблюдать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг, и которые данный уровень не обеспечили.
Частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом (пункт 5 Правил № 354).
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Амурского муниципального района от 28.09.2021 № 637 «О начале отопительного сезона 2021-2022 года в Амурском муниципальном районе Хабаровского края» в Литовском сельском поселении отопительный период должен быть начат с 08.00 06.10.2021. Постановление опубликовано на официальном сайте администрации 28.09.2021.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, судебные инстанции установили и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, что в нарушение постановления администрации Амурского муниципального района от 28.09.2021 № 637 «О начале отопительного сезона 2021 - 2022 гг. в Амурском муниципальном районе Хабаровского края» КГУП «РКС», предприятие осуществило запуск котельной в 8 час. 00 мин. 10.10.2021, соответственно, нарушило установленный уполномоченным органом срок начала отопительного сезона в пос. Литовко (с 08 час. 00 мин. 06.10.2021).
Указанные обстоятельства указывают на нарушение нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой отопления и свидетельствуют о наличии в действиях КГУП «РКС» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, допустимость и достоверность которых никаких сомнений у судов в своей совокупности не вызвали, они признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
Разрешая спор, суды установили вину предприятия в совершении вмененного ему административного правонарушения. При этом суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что КГУП «РКС» приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательств объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях КГУП «РКС» всех элементов состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. Привлечение общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ произведено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства, позволяющие признать совершенное правонарушение малозначительным по правилам статьи 2.9 КоАП РФ, судами не выявлены.
Отклоняя доводы предприятия о наличии у судов оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в целях освобождения общества от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, суд кассационной инстанции исходит из того, что в соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Все выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции правовых оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.03.2022, принятое в порядке упрощенного производства, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу № А73-19098/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья Н.В. Меркулова