АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2022 года № Ф03-3653/2022
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: ФИО1, доверенность от 23.06.2022 № 1-07/9400.
от общества с ограниченной ответственностью «ГрадиентСтрой»:ФИО2, доверенность от 08.04.2022 (до перерыва).
от общества с ограниченной ответственностью «Интеллектуальные коммунальные системы Ванино»: ФИО3, доверенность от 27.04.2022 № 004/026 (до перерыва).
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГрадиентСтрой»
на решение от 03.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022
по делу № А73-19567/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «ГрадиентСтрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 143020, обл. Московская, г.о. Одинцовский, г. Одинцово, <...>, эт. 2, пом. 3, ч. 1)
к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Интеллектуальные коммунальные системы Ванино» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692880, <...>)
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 08.10.2021, обязании рассмотреть заявку
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Градиентстрой» (далее – общество, ООО «Градиентстрой») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ, министерство) о признании незаконным ответа министерства ЖКХ от 08.10.2021 № 1-07/13693, рассмотрении в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) поступившую заявку ООО «Градиентстрой» по сообщению о предложении от 31.07.2021 № 300721/16965107/01.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Интеллектуальные коммунальные системы Ванино» (далее - ООО «ИКС-Ванино»).
Решением от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО «Градиентстрой» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель ссылается на то, что представленные им документы полностью соответствуют требованиям, установленным в Законе № 115-ФЗ. Такое соответствие считает достаточным для признания заявки о готовности к участию в конкурсе поданной, несмотря на то, каким способом произошла такая подача. Приводит ссылки на разъяснения ФАС России, Минэкономразвития России, а также имеющуюся судебную практику к форме предоставления сведений о соответствии лица, подающего заявку к готовности к участию в конкурсе.
В отзыве на кассационную жалобуминистерство ЖКХприводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании (с учетом перерыва) представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции относительно доводов, приведенных в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Закона о концессионных соглашениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ (www.torgi.gov.ru), 31.07.2021 опубликовано предложение о заключении концессионного соглашения с проектом концессионного соглашения (инициатива инвестора) ООО «ИКС-Ванино» в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, расположенных в границах городского поселения «Рабочий поселок Ванино», находящихся в собственности Хабаровского края; сообщение о предложении инвестора № 300721/16965107/01. В сообщении определены: дата начала подачи заявок – 01.08.2021, дата окончания приема заявок – 14.09.2021, дата подведения итогов – 15.09.2021; определены порядок и место предоставления заявок о готовности участия в конкурсе – <...>, каб. 226, министерство ЖКХ Хабаровского края.
Одновременно с указанной информацией, на этом же сайте размещен Порядок приема и оценки заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, расположенных в границах городского поселения «Рабочий поселок Ванино», находящихся в государственной собственности Хабаровского края, утвержденный распоряжением министерства ЖКХ Хабаровского края от 30.07.2021 № 1059-р (далее - Порядок рассмотрения заявок).
Согласно пункту 2.1 этого Порядка прием заявок о готовности к участию в конкурсе осуществляется отделом реализации концессионных соглашений управления инвестиционной политики и развития коммунальной инфраструктуры министерства ЖКХ края по рабочим дням с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00 до 18.00 часов в течение 45 календарных дней с даты опубликования предложения на сайте.
Прием заявок на участие в конкурсе, поступивших по почте, в том числе по электронной почте, не осуществляется (пункт 2.2 Порядка).
Регистрация заявок о готовности к участию в конкурсе осуществляется в системе электронного документооборота правительства Хабаровского края с присвоением входящего номера (пункт 2.3 Порядка)
06.09.2021 ООО «Градиентстрой», местонахождение которого определено: <...> этаж, пом.V, ком.20 оф. 9ж, направило в адрес министерства посредством почтовой службы EMS доставки пакет документов в качестве заявки о готовности участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения.
Указанные документы поступили в адрес министерства 10.09.2021; документы в качестве заявки о готовности к участию в конкурсе не зарегистрированы.
При подведении итогов размещения предложения инвестора – ООО «ИКС-Ванино» и рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, рабочей группой, уполномоченной на рассмотрение соответствующих заявок, в протоколе от 14.09.2021 отражено, что комплект документов, поступивший по почте 10.09.2021 от ООО «Градиентстрой», в силу пункта 2.2 Порядка о рассмотрении заявок не принят к рассмотрению в качестве соответствующей заявки; констатировано отсутствие поступления заявок о готовности к участию в конкурсе от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона № 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Поскольку иных заявок не поступило, уполномоченным органом принято распоряжение от 17.09.2021 № 1312-р о заключении концессионного соглашения с ООО «ИКС-Ванино», которое 21.09.2021 подписано сторонами без проведения конкурса.
При этом в адрес ООО «Градиентстрой» министерством ЖКХ края направлено письмо от 08.10.2021 № 1-07/13693, в котором со ссылкой на пункт 2.2 раздела 2 Порядка рассмотрения заявок, утвержденного распоряжением министерства ЖКХ Хабаровского края от 30.07.2021 № 1059-р и размещенного на официальном сайте www.torgi. gov.ru, изложено сообщение о том, что комплект документов не принят к рассмотрению, ввиду нарушения заявителем порядка его подачи.
Общество, ссылаясь на незаконность оценки его документов и нарушение тем самым прав общества на участие в конкурсе, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило отменить ответ министерства, изложенный в письме от 08.10.2021 № 1-07/13693, и рассмотреть заявку общества.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения предусмотрены в числе объектов концессионного соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4.1 статьи 37 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 этим же Законом.
Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 4.3 Закона № 115-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 30 утверждена форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, к которому прилагается проект концессионного соглашения.
В силу части 4.7 статьи 37 указанного Закона в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 указанной статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Согласно части 4.9 статьи 37 Закона № 115-ФЗ если в сорокапятидневный срок с момента размещения предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе.
Если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 названной статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса (часть 4.10 статьи 37 Закона № 115-ФЗ).
Приведенные нормы Закона № 115-ФЗ разделяют понятия как лица, выступающего с инициативой заключения соглашения и лица, подающего заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, так предложение о заключении концессионного соглашения и заявку о готовности к участию в конкурсе.
В данном случае с предложением о заключении концессионного соглашения выступило ООО «ИКС-Ванино»; соглашение подлежало заключению в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, расположенных в границах городского поселения «Рабочий поселок Ванино», находящихся в собственности Хабаровского края.
От имени края полномочия концедента при проведении конкурсов, заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионных соглашений осуществляет министерство ЖКХ Хабаровского края, которое, в том числе обеспечивает организацию, подготовку и проведение конкурса в установленном Законом № 115 порядке, а также осуществляет мероприятия, предусмотренные частями 6 и 7 статьи 29, частью 7 статьи 32 Закона № 115 (пункт 3.110 Положения о министерстве ЖКХ края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр.
Как указано выше, распоряжением министерства от 30.07.2021 № 1059-р утвержден Порядок приема и оценки заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, расположенных в границах городского поселения «Рабочий поселок Ванино», находящихся в собственности Хабаровского края, которым установлено, что прием заявок на участие в конкурсе, поступивших по почте, в том числе по электронной почте, не осуществляется (пункт 2.2).
Порядок и место подачи заявок о готовности к участию в конкурсе определен в сообщении о предложении инвестора № 300721/16965107/01 от 31.07.2021, размещенном на официальном сайте torgi.gov.ru.
Таким образом, любое иное лицо, изъявившее желание о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении инвестора (в данном случае предложении ООО «ИКС-Ванино»), должно было в установленный срок подать в министерство заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении и в соответствии с Порядком рассмотрения заявок.
10.09.2021 в адрес министерства поступил почтовый пакет ED209705232RU с объявленной ценностью 1 руб., отправителем которого указано ООО РКАП КК; в графе почтового пакета «описание содержимого» указано «документы», в связи с чем до вскрытия почтового пакета идентифицировать, что документы поданы как заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по сообщению № 300721/16965107/01, не представлялось возможным. При вскрытии почтового пакета установлено нахождение сопроводительного письма, а также опись документов, оформленная на бланке ООО «Градиентстрой», в составе документов имелись: предложение о заключении концессионного соглашения, подготовленное в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения», к которому приложен проект концессионного соглашения, подписанный со стороны ООО «РКап №10», а также заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по сообщению № 300721/16965107/01.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной с комплектом документов, основным видом деятельности ООО «Градиентстрой» является «Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях», код 71.12
Вместе с тем, поскольку уполномоченным органом установлены требования к подаче заявки от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, которые ООО «Градиентстрой» при подаче соответствующих документов не соблюдены, заявка о готовности к участию в конкурсе не принята к рассмотрению и, как следствие, документы возвращены обществу.
С учетом установленного суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае, исходя из особенностей предмета спора, констатация министерством факта о непринятии пакета документов в качестве заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, выраженного в протоколе от 14.09.2021 и изложенного в оспариваемом письме от 08.10.2021 № 1-07/13693, не повлекла ущемление прав заявителя, а отмена этого письма не приведет к восстановлению его прав.
Установленное министерством требование к порядку подачи заявки от иных лиц, о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, не противоречит положениям главы 2 Закона № 115-ФЗ, регламентирующим порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, и не содержит каких-либо особенностей, установленных для заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора.
С учетом всей совокупности установленных по делу фактических обстоятельств спора и подлежащих применению норм материального права у судов первой и апелляционной не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки на различные разъяснения ФАС России и Минэкономразвития России, а также существующую судебную практику судом округа не принимаются, поскольку не связаны с вопросами подачи заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, прямо урегулированными вышеназванным Порядком рассмотрения соответствующих заявок, размещенным в общедоступном и открытом источнике (сайт www.torgi. gov.ru).
С учетом установленного суд округа не находит правовых оснований согласиться с позицией заявителя о достаточности волеизъявления на подачу заявки о готовности к участию в конкурсе от лица, подающего такую заявку и отвечающего требованиям части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Следовательно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО «Градиентстрой» не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу № А73-19567/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
В.А. Гребенщикова