ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-19802/2021 от 14.09.2022 АС Дальневосточного округа

232/2022-21975(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.  Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2022 года. 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Луговой И.М., Филимоновой Е.П.
при участии:

от муниципального образования Ванинский муниципальный район  Хабаровского края в лице администрации Ванинского муниципального  района Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности б/н  от 10.01.2022, ФИО2, представитель по доверенности б/н от  10.02.2021; 

от Министерства финансов Хабаровского края: ФИО3,  представитель по доверенности от 06.08.2020 № 19-12-322; 

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:  представитель не явился; 

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края:

ФИО4, представитель по доверенности от 18.03.2022 № 4-2-17-975; 

от федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской  Федерации: ФИО5, представитель по доверенности от 10.09.2021 

 № ЖКС2-208;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции  судебном заседании кассационную жалобу администрации Ванинского  муниципального района Хабаровского края 

на решение от 11.03.2022, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 08.06.2022 

по делу № А73-19802/2021 Арбитражного суда Хабаровского края 

по иску муниципального образования Ванинский муниципальный район  Хабаровского края в лице администрации Ванинского муниципального 


[A1] района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, ИНН 2709003742, адрес:  пл. Мира, д. 1, р.п. Ванино, Ванинский р-н, Хабаровский край, 682860) 

к Министерству финансов Хабаровского края (ОГРН <***>, 

ИНН <***>, адрес: ул. Фрунзе, д. 72, г. Хабаровск, Хабаровский край,  680002) 

третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 

ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000), Комитет по  ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>,  ИНН <***>, адрес: ул. Фрунзе, д. 70, г. Хабаровск, Хабаровский край,  680000), федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской  Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 

ул. Спартаковская, д. 2Б, <...>)
о взыскании 4 410 352, 40 руб. дотации

установил: муниципальное образование Ванинский муниципальный  район Хабаровского края в лице администрации Ванинского  муниципального района Хабаровского края (далее – администрация)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением 

к Министерству финансов Хабаровского края (далее – Министерство)

об обязании предоставить из краевого бюджета бюджету Ванинского  муниципального района Хабаровского края дотации на поддержку мер по  обеспечению сбалансированности местного бюджета в размере 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края 

(далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края), Комитет по ценам

и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет), федеральное  государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации  (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение). 

Решением суда от 11.03.2022, оставленным без изменения  постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022,  в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,  администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда  отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. 

В обосновании своих требований приводит доводы о том, что  профицит бюджета образовался в результате погашения задолженности 

СП «Аркаим», при этом на дату поступления денежных средств бюджет 


[A2] района уже был утвержден решением Собрания депутатов Ванинского  муниципального района Хабаровского края от 16.12.2021 № 297 

и финансирование на погашение задолженности перед учреждением 

в утвержденном бюджете отсутствовало. Считает, что компенсация убытков  ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в связи с производством (реализацией)  тепловой энергии, связанной с применением регулируемых цен (тарифов) на  тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского  муниципального района в тот период, когда тариф для учреждения не был  утвержден, является расходным обязательством Хабаровского края, так как в  любом случае (несмотря на отсутствие утвержденного тарифа) данная  компенсация фактически является компенсацией убытков, связанных с  применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию,  поставляемую населению. 

Комитет в отзыве на кассационную жалобу сообщил, что вопросы  предоставления дотаций из краевого бюджета находятся за пределами его  полномочий, как органа тарифного регулирования. 

Министерство в отзыве на кассационную жалобу против доводов  жалобы возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без  изменения, в удовлетворении жалобы отказать. 

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в представленном отзыве  поддерживает позицию администрации, просит решение суда первой  инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. 

В судебном заседании, проведенном путем использования системы  веб-конференции по ходатайству администрации и ФГБУ «ЦЖКУ»  Минобороны России, представители администрации, министерства,  комитета, учреждения поддержали свои позиции, изложенные в  кассационной жалобе, отзывах на нее, дав суду пояснения. 

Министерство ЖКХ Хабаровского края, надлежащим образом  извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том  числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном  сайте арбитражного суда, явку своего представителя в суд не обеспечило, что 

в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием  для рассмотрения кассационной жалобы. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы  и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке 

и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм  материального права и соблюдение норм процессуального права,  Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований 

для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим  в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края 

от 19.02.2021 № А73-8399/2020 с муниципального образования Ванинский 


[A3] муниципальный район Хабаровского края в лице Управления  жизнеобеспечения администрации района за счет казны муниципального  образования в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России взысканы убытки  в размере 4 410 352,40 руб., составляющие межтарифную разницу на  оказанные учреждением услуги по поставке тепловой энергии населению  Ванинского района по предельному максимальному тарифу, установленному  для населения. 

В рамках указанного дела судами установлено, что Ванинский  муниципальный район был профинансирован путем предоставления  субвенции из краевого бюджета в полном объеме от плановой суммы  возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую  энергию на 2017 год, положительное сальдо по субвенции на 01.01.2018  составило 158 626 658,42 руб. 

Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского  муниципального района Хабаровского края, являющемся главным  распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидий 

на компенсацию организациям убытков в связи с производством  (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых  цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории  Ванинского муниципального района Хабаровского края, неоднократно  направлялись запросы Министерству ЖКХ Хабаровского края о выделении  субвенции для оплаты исполнительного листа, так как убытки фактически  являются возмещением межтарифной разницы для учреждения. 

В связи с тем, что Министерством ЖКХ Хабаровского края было  отказано в выделении дополнительных лимитов по субвенции 

на компенсацию убытков от применения регулируемых тарифов,  администрация обратилась к Губернатору Хабаровского края за выделением  из краевого бюджета дотации на сбалансированность местного бюджета  (обращения от 11.08.2021, 17.09.2021, 15.11.2021). 

В ответ на обращения администрации Министерством финансов  Хабаровского края подготовлены заключения на основе анализа исполнения  бюджета района, согласно которым Ванинский муниципальный район может  самостоятельно осуществить расходы по исполнению судебного решения. 

Кроме того письмами Министерства финансов Хабаровского края от  26.08.2021, 07.10.2021, 08.12.2021 главе района было предложено  осуществить оплату исполнительного листа за счет собственных средств  бюджета, исходя из динамики исполнения бюджета по доходам, наличия  профицита бюджета и имеющихся резервов. 

Посчитав, что незаконно отказано в предоставлении дотаций из  краевого бюджета, администрация обратилась с настоящим заявлением в 


[A4] арбитражный суд, который правильно установил имеющие значение для дела  фактические обстоятельства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии  правовых оснований для предоставления из краевого бюджета бюджету  Ванинского муниципального района Хабаровского края дотаций на  поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета в  размере 4 410 352 руб. 40 коп. 

Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной  инстанции. 

При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили
из следующего.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  – БК РФ) установлены формы бюджетных ассигнований, которые могут быть  предоставлены из бюджета. К ним, в частности, относятся бюджетные  ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов, под которыми  понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной  системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы  Российской Федерации. 

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской  Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации  предоставляются, в том числе в форме дотаций местным бюджетам (статья  135 БК РФ). 

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с  внутригородским делением) предусматриваются в бюджете субъекта  Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности  муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов,  городских округов с внутригородским делением) (пункт 1 статьи 138 БК РФ). 

В силу пункта 6 статьи 138 БК РФ распределение дотаций на  выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов  (муниципальных округов, городских округов, городских округов с  внутригородским делением) между муниципальными районами  (муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с  внутригородским делением) и (или) заменяющие их дополнительные  нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты  муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов,  городских округов с внутригородским делением) утверждаются законом  субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации  на очередной финансовый год и плановый период. 

Как указано в пункте 8 статьи 138 БК РФ финансовый орган субъекта  Российской Федерации заключает с главами местных администраций  (руководителями исполнительно-распорядительных органов)  муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных 


[A5] округов, городских округов, городских округов с внутригородским  делением) из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) доходы по  заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от  налога на доходы физических лиц, соглашения, которыми  предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и  оздоровлению муниципальных финансов муниципального района  (муниципального округа, городского округа, городского округа с  внутригородским делением). 

На основании статьи 138.4 БК РФ в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии  с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут  предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам  из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением  условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения  достижения наилучших показателей социально-экономического развития  муниципальных образований. 

Методика распределения указанных дотаций и правила их  предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации. 

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2016

 № 524-пр утверждены Правила предоставления из краевого бюджета  бюджетам городских округов и муниципальных районов края дотации на  поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов  (далее – Правила № 524-пр). 

В силу раздела 5 Правил № 524-пр дотации предоставляются: в случае  возникновения в течение текущего финансового года выпадающих доходов  местных бюджетов, обусловленных объективными причинами; в случае  возникновения в течение текущего финансового года дополнительных  расходов местных бюджетов, обусловленных предупреждением ситуаций,  которые могут привести к нарушению функционирования систем  жизнеобеспечения населения, и (или) ликвидацией их последствий; в случае  осуществления муниципальным образованием функций административного  центра Хабаровского края; в иных случаях. 

Согласно пункту 5.2 Правил № 524-пр условиями предоставления  дотации в иных случаях являются: поступление обращения администрации  городского округа (муниципального района) края в адрес Губернатора,  Председателя Правительства края либо наличие поручения и (или) указания  Губернатора, Председателя Правительства края, указанных в пункте 5.1  Правил; подтверждение уполномоченного органа необходимости и  целесообразности предоставления (перераспределения) дотации,  представленное в Министерство в соответствии с пунктом 5.5 Правил; 


[A6] отсутствие возможности у городского округа (муниципального района) края  самостоятельно исполнить за счет средств бюджета городского округа  (консолидированного бюджета муниципального района) края расходные  обязательства, изложенные в обращении администрации городского округа  (муниципального района) края либо поручении и (или) указании  Губернатора, Председателя Правительства края, указанных в пункте 5.1  Правил; представление администрацией городского округа (муниципального  района) края в Министерство копий документов, подтверждающих принятие  расходных обязательств, изложенных в обращении администрации  городского округа (муниципального района) края либо поручении и (или)  указании Губернатора, Председателя Правительства края, указанных в  пункте 5.1 Правил; заключение Соглашения. 

Пунктом 1.3 Правил № 524-пр установлено, что предоставление  дотации осуществляется Министерством финансов, которое готовит  заключение о предоставлении дотации или об отсутствии необходимости и  целесообразности предоставления дотации в случае несоответствия  городского округа (муниципального района) края условиям, указанным в  абзацах 2-4 пункта 5.2 Правил. 

Предоставление дотации осуществляется на основании распоряжения  Правительства края. 

Судами установлено, что по результатам анализа исполнения бюджета  района Министерством сделаны заключения о возможности Ванинского  муниципального района самостоятельно осуществить расходы по  исполнению судебного решения. Кроме того письмами Министерства от  26.08.2021, 07.10.2021, 08.12.2021 главе района предложено произвести  оплату исполнительного листа за счет собственных средств бюджета, исходя  из динамики исполнения бюджета по доходам, наличия профицита и  резервов. 

Более того соглашением о мерах по социально-экономическому  развитию и оздоровлению муниципальных финансов Ванинского  муниципального района от 25.01.2021 № МФ-10/21-9, заключенным между  Министерством и главой муниципального района, предусмотрено  обязательство администрации муниципального района по оптимизации  расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное  управление. Расходы на содержание органов местного самоуправления  муниципального района на 2021 год были запланированы в сумме 

Доводы кассационной жалобы о том, что профицит бюджета  образовался в результате погашения задолженности СП «Аркаим», при этом  на дату поступления денежных средств бюджет района был уже утвержден  решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района  Хабаровского края от 16.12.2021 № 297, являлся предметом рассмотрения  судов обеих инстанций и правомерно отклонен, поскольку не опровергает  факт исполнения бюджета района с профицитом. 


[A7] Доводы администрации о том, что компенсация убытков учреждения в  связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанной с  применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию,  поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района  в тот период, когда тариф для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не был  утвержден, является расходным обязательством Хабаровского края,  обосновано не принят во внимание судами первой и апелляционной  инстанции со ссылкой на вступивший в законную силу судебный акт по делу   № А73-8399/2020 и положений статьи 69 Арбитражного процессуального  кодекса РФ. 

В рамках указанного спора судами установлено, что предъявленная
ко взысканию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России сумма

Поскольку по делу № А73-8399/2020 выдан исполнительный лист,  порядок исполнения которого определен пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ с  учетом положений статьи 217 БК РФ и разъяснений, содержащихся в  Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009   № 1312-О-О, принимая во внимание не представление доказательств наличия  оснований для выделения дотаций, предусмотренных Правилами № 524-пр;  установление факта того, что распоряжение Правительства Хабаровского  края о выделении Ванинскому муниципальному району Хабаровского края  дотации в размере 4 410 352,40 руб. не принималось, исследовав и оценив  представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК  РФ в совокупности и взаимосвязи суды пришли к верному выводу об  отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о  взыскании с Министерства дотации на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности местного бюджета в размере 4 410 352,40 руб. 


[A8] Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном  толковании норм действующего законодательства, были предметом  рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно  отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их,  свидетельствуют о несогласии администрации с оценкой, данной  фактическим обстоятельствам. 

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ  сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по  делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений  норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным  основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не  установлено. 

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не  подлежит. 

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.03.2022, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 08.06.2022 по делу № А73-19802/2021 Арбитражного  суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Л.М. Черняк

Судьи И.М. Луговая

 Е.П. Филимонова