232/2023-25027(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года. Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Минкаилова Ю.Н., представитель по доверенности от 21.02.2023
№ 05.1-13-948;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатина Евгения Константиновича: Лопатина Ю.В., представитель по доверенности
№ 27АА 1656221; Жолондзь Д.В., представитель по доверенности
от 25.04.2023 № 27АА 2089069;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на решение от 14.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023
по делу № А73-20047/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245, адрес: ул. Муравьева- Амурского, д. 19, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатину Евгению Константиновичу (ОГРНИП 316272400095763, ИНН 272391662726)
о взыскании субсидии
установил: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к главе крестьянского (фермерского)
хозяйства Лопатину Евгению Константиновичу (далее – глава КФХ Лопатин Е.К.) с исковым заявлением о взыскании 1 237 863,78 руб. средств субсидии.
Решением от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и на неправильное применение судами норм материального права. Считает, что нецелевое использование средств субсидии главой КФХ Лопатиным Е.К. выражено в не подтверждении затрат на единицу произведенной его хозяйством продукции в отчетный период месяц.
Представитель министерства в заседании суда подтвердил свои позиции, изложенные в жалобе, а также уточнил, что просит направить дело на новое рассмотрение. Представители главы КФХ Лопатина Е.К. оспорили позицию министерства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, министерством и главой КФХ Лопатиным Е.К. в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку собственного производства молока утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 № 34-пр (в редакции от 20.02.2020) заключено соглашение от 17.04.2020 № 27 (далее – соглашение) о предоставлении субсидии из краевого бюджета на поддержку собственного производства молока.
Предметом соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат (без учета НДС) получателя, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе) (субсидия, молоко).
Согласно пункту 3.1.2. субсидия предоставляется при предъявлении получателем главному распорядителю средств краевого бюджета документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных главным распорядителем бюджета.
Средства субсидии в 2020 году перечислены ответчику с марта по декабрь на сумму 2 070 660,35 руб.
В целях контроля целевой направленности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2020 году министерством проведена проверка главы КФХ Лопатина Е.К., в ходе которой установлено, что ответчиком не в полном объеме представлены документы, подтверждающие затраты на цели, указанные в пункте 1.3. Порядка.
В соответствии с актом проверки от 22.10.2021 № 5, заключением по результатам рассмотрения объяснений главы КФХ Лопатина Е.К. по акту проверки достоверность сведений о достижении КФХ цели предоставления субсидии (возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей края на производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе), а также условия предоставления субсидии о наличии документально подтвержденных затрат на цели, указанные в пункте 1.3 раздела 1 Порядка и условий, подтверждены частично в сумме 832 796,57 руб.
В заключении по результатам рассмотрения объяснений главы КФХ Лопатина Е.К. от 10.06.2022, а именно в пункте 5 по пункту 6 акта проверки, указано, что совместно с объяснениями от 13.04.2022 повторно представлены, в том числе копии реестров расходования кормов (ведомости расходования кормов) и актов списания кормов (помесячно) за 2020 год, ранее рассмотренные Комиссией в рамках подготовки Заключения от 14.12.2021.
При сравнении данных, отраженных в копиях ведомостей расходования кормов и актах списания кормов, представленных совместно с объяснениями по акту проверки соблюдения крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является Лопатин Е.К., условий, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку собственного производства молока от 22.10.2021 № 5 (письмо от 30.11.2021 входящий № 15015), объяснениями от 13.04.2022, и сведений, указанных в копиях ведомостей расходования кормов, представленных КФХ в ходе проведения проверки, выявлены расхождения, а именно: изменены нормы расходования кормов, объем и вид израсходованных кормов, документы подписаны разными лицами.
Министерством указано, что данные факты могут свидетельствовать о создании формального документооборота; обоснованные пояснения по поводу направления документов, содержащих сведения, отличные от представленных в ходе проверки и подписанные другим лицом в объяснениях от 30.11.2021, 13.04.2022 КФХ, не поступили.
В связи с не устранением выявленных по результатам проверки нарушений в соответствии с пунктами 4.6, 5.4 Порядка и условий, министерством в адрес ответчика направлено требование от 18.08.2022
№ 05.1-16-4884 о возврате в течение 10 рабочих дней со дня получения требования в краевой бюджет полученных средств субсидии в размере
Отказ ответчика в добровольном удовлетворении указанного требования и возврате средств субсидии послужил основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из положений статей 34, 38, 78, 162, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Хабаровского края от 26.07.2005
№ 228 «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае», предусматривающих поддержку сельскохозяйственного производства в форме предоставления субсидий в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края, Постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 № 34-пр, которым утвержден Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку собственного производства молока (Порядок № 34-пр), и пришел к выводу о документальном подтверждении главой КФХ Лопатиным Е.К. затрат на цели, указанные в пункте 1.3 раздела 1 настоящих Порядка и условий предоставления субсидий.
При этом суд пришел к выводу, что поскольку Порядком и условиями предусмотрено подтверждение затрат, а не расходование кормов, то требование министерства о предоставлении документов, подтверждающих расходование кормов, не является правомерным, следовательно, не доказан факт нецелевого использования средств субсидии при том, что главой КФХ Лопатиным Е.К. соблюдены все остальные условия предоставления субсидии, в том числе: условие об отсутствии задолженности по заработной плате перед работниками КФХ, обеспечение месячной заработной платы работников не ниже МРОТ, установленного федеральным законодательством, с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в особых климатических условиях на территории Хабаровского края; условие о наличии у КФХ поголовья; условие о сохранении (увеличении) поголовья коров в отчетном финансовом году (2020 г.) по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (2019 г.); условие о соответствии молока требованиям по
безопасности к сырому молоку, предусмотренных техническими регламентами; условие о наличии ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в соответствии с требованиями Министерства, на объем молока, заявленный для предоставления субсидии в 2020 г.; условие о предоставлении отчетности (пункт 4.1 Порядка № 34-пр) о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекс, отчета о достижении результатов предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для их достижения.
Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд.
Суд округа не может согласиться с выводами судов в силу следующего.
В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н)» (ред. от 27.06.2016) (МСФО (IAS) 20) государственные субсидии - помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.
Условия предоставления субсидии определены Правительством Хабаровского края в Порядке № 34-пр в пределах его полномочий.
Цель предоставления субсидии указана в пункте 1.3 Порядка № 34-пр - возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей края на производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе).
Перечень видов затрат по направлениям затрат, установленным данным пунктом, на возмещение которых предоставляется субсидия, устанавливается министерством.
Выплата субсидий производится ежемесячно за месяц, в котором сельхозпроизводитель реализовал и (или) отгрузил на собственную переработку молоко (пункт 2.3 Порядка № 34-пр).
Для получения субсидии сельхозпроизводитель (заявитель) ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором он реализовал и (или) отгрузил на собственную переработку молоко, представляет в министерство с заявлением документы, в том числе, реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузку на собственную переработку молока за месяц, заявленный для предоставления субсидии, по установленной форме; сведения по установленной форме о наличии у заявителя поголовья коров, об объемах производства молока, объемах реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в физическом весе за месяц, заявленный для предоставления субсидии; реестр документов, подтверждающий фактически произведенные затраты на цели, указанные в пункте 1.3 Порядка
№ 34-пр, по установленной форме, с приложением первичных документов; иные документы, установленные в пункте 2.4 указанного Порядка.
В соответствии с разделом 3 Приказа Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению» затраты на производство - совокупность всех издержек производства за определенный период, связанных с обеспечением процесса расширенного воспроизводства (суммарное выражение всех издержек производства).
Исходя из целей предоставления субсидии, установленных в пункте 1.3 Порядка № 34-пр, затраты на производство единицы молока за месяц также ограничены периодом, в котором произведена продукция.
Однако суды при оценке прав и обязанностей лиц, вступивших в бюджетные правоотношения, и придя к выводу о необходимости подтвердить только факт несения затрат на цели, установленные в пункте 1.3 Порядка № 34-пр (возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей края на производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе), не применили специальные нормы, регулирующие спорные отношения, в том числе устанавливающие понятие затрат.
Полагая подтвержденным факт несения сельхозпроизводителем затрат на указанные цели, суды не учли особенности предоставления субсидии, касающиеся установленного финансового периода (2020 год), и объема подтвержденных затрат на закупку кормов, возможность использования которых не ограничена текущим финансовым периодом.
При этом расчет заявленных требований судами не проверен.
Установление не полных фактических обстоятельств по делу и не соответствие их имеющимся в деле доказательствам, не позволили судам правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ), являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части.
Суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу, не вправе
устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
С учетом положений статей 286 - 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе принять новое судебное постановление, то есть разрешить спор или вопрос по существу только в том случае, если нижестоящим судом допущена ошибка в применении и (или) толковании правовых норм. В случае же, если нижестоящим судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд кассационной инстанции обязан направить дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, рассмотревший дело по правилам первой инстанции, к полномочиям которого отнесено установление указанных обстоятельств на основании представленных сторонами спора в порядке статей 9, 65, 66 АПК РФ доказательств и с соблюдением принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Учитывая, что судами не исследованы доказательства и не установлены обстоятельства, непосредственно касающиеся подтверждения произведенных главой КФХ Лопатиным Е.К. затрат на достижение установленных целей для получения субсидии исходя из установленных Порядком № 34-пр условий (финансовый период), а также сделан вывод о достижении результативности целевого использования бюджетных средств без учета норм права, регулирующих спорные бюджетные правоотношения, судами допущено существенное нарушение норм процессуального права, повлиявшее на исход дела, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела судам в соответствии с положениями части 2.1 статьи 289 АПК РФ следует установить юридически значимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания, с учетом чего оценить представленные в материалы дела доказательства, применить надлежащие нормы материального и процессуального права, проверить расчет суммы субсидии, заявленной к возврату, и разрешить требования по существу; распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по делу № А73-20047/2022 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской
Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Т.Н. Никитина
Е.П. Филимонова