169/2022-22354(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Черняк Л.М.
при участии:
от акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания»: ФИО1, представитель по доверенности от 03.12.2021 № 25;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 15.11.2019
№ 8/11736; ФИО3, представитель по доверенности от 02.03.2022
№ 3/1852;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
на решение от 13.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022
по делу № А73-2052/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным постановления об административном правонарушении
[A1] УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675004, <...>; далее –
АО «ДРСК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>; далее – Управление, административный орган, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 26.01.2022 № 3 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 13.04.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
АО «ДРСК» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении с вынесением устного замечания. По мнению заявителя жалобы, вывод судов о наличии вины общества в совершении административного правонарушения опровергается представленными в материалы дела доказательствами. В частности, судами не приняты во внимание обстоятельства заключения АО «ДРСК» договора на поставку счетчиков, заказа счетчиков обществом с учетом резерва и срыва сроков поставки заводом-изготовителем по причине загруженности. Кроме того, заявитель считает, что судами в качестве смягчающих вину обстоятельств ошибочно не принято во внимание признание вины обществом, оказание помощи административному органу в рассмотрении дела, исполнение обязательств по договору до составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, вывод судов о невозможности освобождения общества от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения противоречит положениям статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснениям, приведенным в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», правовой позиции Конституционного Суда Российской
[A2] Федерации, выраженной в определениях от 05.11.2003 № 349-0, от 09.04.2003 № 116-0, от 21.04.2005 № 122-0, от 05.11.2003 № 349-0, от 05.11.2003 № 3480, от 12.05.2003 № 169-0, а административный штраф не отвечает принципам справедливости наказания и его соразмерности, взыскание последнего повлечет для общества негативные последствия.
В отзыве на кассационную жалобу Управление привело возражения по изложенным в жалобе доводам, просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. Представители антимонопольного органа просили в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.04.2021 гражданин Л. обратился в АО «ДРСК» в лице филиала «Хабаровские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение садового дома по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Краснофлотский район, с/т «Дружба», участок 61.
По результатам рассмотрения заявки в адрес гражданина направлен счет на оплату и технические условия для присоединения к электрическим сетям от 12.04.2021 № ТПр 1091/21. Согласно пункту 6.1 технических условий срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца с даты оплаты счета за технологическое присоединение.
Таким образом, в силу пункта 6.1 технических условий мероприятия по технологическому присоединению следовало осуществить в срок до 15.08.2021.
В связи с неосуществлением мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гражданин Л. 08.09.2021 обратился в Управление с жалобой (вх. от 08.09.2021 № 3/12897) на действия АО «ДРСК» в части нарушения срока исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 027/04/9.21-1323/2021 антимонопольным органом вынесено постановление от 26.01.2022 № 3 о признании АО «ДРСК» виновным в совершении административного правонарушения,
[A3] предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований о признании постановления недействительным, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи 8).
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения
[A4] им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Пунктом 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Материалами дела подтверждается, что 05.04.2021 в филиал
АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» поступила заявка № ТПр 1091/21 гражданина Л., на технологическое присоединение садового дома с максимальной мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Краснофлотский район, с/т «Дружба», участок 61.
По результатам рассмотрения заявки в адрес заявителя направлен счет на оплату услуги на технологическое присоединение № НВ-ц 1091/21 от 12.04.2021 и технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Датой заключения договора на технологическое присоединение считается дата поступления оплаты по счету: 14.04.2021.
Согласно пункту 6.1 технических условий срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям
[A5] составляет четыре месяца с даты оплаты счета за технологическое присоединение; следовательно, мероприятия по технологическому присоединению должны быть завершены до 15.08.2021.
Таким образом, АО «ДРСК» должно было совершить действия, предусмотренные пунктом 9 технических условий, с учетом сроков, установленных пунктом 6.1 технических условий: в срок до 15.08.2021.
Между тем по состоянию на 08.09.2021 мероприятия по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям
АО «ДРСК» не осуществлены.
Акты о выполнении технических условий подписаны 01.10.2021, фактически технологическое присоединение произведено 04.10.2021.
С учетом установленного и принимая во внимание повторное привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, суды согласились с выводом антимонопольного органа о наличии в действиях АО «ДРСК» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении порядка (процедуры) технологического присоединения к электрическим сетям, определенного пунктами 7, 16 Правил № 861 и пунктом 6.1 технических условий.
В рассматриваемом случае административный орган и суды не усмотрели в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и что последним проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Как следствие, сделан обоснованный вывод о наличии вины общества в совершении административного правонарушения.
Установив отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности, арбитражные суды правомерно признали оспариваемое постановление антимонопольного органа законным в части квалификации совершенного обществом противоправного деяния.
Наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Данный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ административным органом и судами не выявлены. В данном случае существенная угроза охраняемым
[A6] общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере электроэнергетики. Материалы дела доказательств наличия исключительных обстоятельств не содержат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования судов двух инстанций, не влияют на правильность выводов, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу № А73-2052/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи И.М. Луговая
Л.М. Черняк