ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-22396/18 от 29.05.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2232/2019

04 июня 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2019 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии в заседании:

от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": ФИО1 представителя по доверенности от 29.10.2018 № КЭ-18-18/450Д (сроком по 31.12.2020);

от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО2представителя по доверенности№ 19 от 25.12.2018 (сроком по 31.12.2019);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

на решение от 05.03.2019

по делу № А73-22396/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Гавриш О.А.

по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>; ОГРН <***>)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее – ПАЭ ЭиЭ «Камчатскэнерго»; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора; Управление; уполномоченный орган) о признании недействительным решения Управления об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате пакета документов, изложенных в письме от 07.11.2018 № 01К-23/1908, об обязании последнего повторно рассмотреть заявление о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов.

Решением суда от 05.03.2019 требование общества удовлетворено – оспариваемое решение Управления признано недействительным, с обязанием последнего повторно рассмотреть заявление общества от 02.11.2018 № 19-02/5777 о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи с изменением состава опасного производственного объекта; с Управления в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Дальневосточное управление Ростехнадзора обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: поскольку опасный производственный объект «Участок трубопроводов теплосети» рег. № А75-00294-0045, в состав которого входит Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, находится в границах Петропавловск-Камчатского городского округа, правовой режим земель специального назначения, установленный статьями 88-93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), не распространяется на земельный участок, на котором расположен указанный выше опасный производственный объект, не относящийся также к объектам трубопроводного транспорта (пункт 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации); так как положения статьи 90 ЗК РФ на земельный участок, на котором расположен данный объект, не распространяются, то установленные охранные зоны тепловых сетей не могут рассматриваться как законное основание наличия ОПО в части земельных участков; правовой статус охранных зон тепловых сетей по состоянию на сегодняшний день ничем не определен; в представленном обществом заявлении отсутствовали реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в части земельных участков, на которых расположен объект «Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2» (пункт 20 Регламента, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494).

В представленном в суд отзыве, общество не согласно с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Вместе с отзывом в суд представлен экземпляр сведений границ охранной зоны объекта «Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1 в г. Петропавловск-Камчатский, Корректировка тепломагистрали от УТС-3 по ул. ФИО5 до УТ22».

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит ее удовлетворить и отменить решение суда первой инстанции, с принятием нового судебного акта.

Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу – без удовлетворения, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела приложенных к отзыву вышеуказанных сведений, на вопрос суда пояснил о том, что аналогичные сведения имеются в материалах дела, но во вновь представленных сведениях незначительно отличается текст (техническая ошибка).

Представитель Управления возражала против приобщения данных сведений к материалам дела.

Рассмотрев заявленное представителем общества ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции, не установив уважительных причин для приобщения к материалам дела указанных выше сведений, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отказывает в его удовлетворении, и возвращает экземпляр вышепоименованных сведений представителю общества в зале судебного заседания.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права серия 41 АВ № 129842 от 21.12.2011, серия 41 АВ № 130112 от 21.12.2011, серия 41 АВ № 143129 от 27.06.2012 за заявителем зарегистрировано право собственности на тепловые сети № 1 южного района (общая площадь 2278 пог. м., инв.№ 273, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, район улиц: Комсомольская, ФИО3, Сахалинская, Заводская, Индустриальная, Крупская, ФИО4), тепломагистраль № 2 (ТМ2) (протяженность 9 334 м., инв.№ 274, адрес объекта: <...> Океанская, Красная Сопка, Радиосвязи, Красноармейская, Ленинская), тепломагистраль № 3 (общая площадь 9918,5 кв. м., инв.№ 8903, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск- Камчатский, улицы Степная, Солнечная, Пограничная, Госпитальный переулок, Тундровая, ФИО5).

На основании свидетельства о регистрации от 21.03.2018 А75-00294

участок трубопроводов теплосети КТЭЦ, эксплуатируемый заявителем, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, регистрационный номер А75-00294-0045, дата регистрации 06.08.2012, III класс опасности.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, за обществом 22.02.2018 зарегистрировано право собственности на сооружение коммунального хозяйства – закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в г. Петропавловск-Камчатский. Корректировка тепломагистрали от УТС-3 по ул .ФИО5 до УТ22 - указанное сооружение расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0000000:43, 41:01:0010122:3252, 41:01:0010122:431, 41:01:0010122:3077.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, за обществом 15.08.2018 зарегистрировано право собственности на сооружение коммунального хозяйства АЦТП «Ленинградская» с тепловыми сетями 1 и 2 контура в г. Петропавловске- Камчатском. 1 Этап. «АЦТП» Ленинградская» с тепловыми сетями 1 контура - указанное сооружение расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0010122:3234, 41:01:0010122:3236, 41:01:0010122:3282, 41:01:0010122:275, 41:01:0000000:43, 41:01:0010122:3077.

02.11.2018 ПАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» обратилось в Дальневосточное

управление Ростехнадзора с заявлением о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов (далее – ОПО) в связи с изменением состава ОПО, а именно по объекту участок трубопроводов

теплосети КТЭЦ (регистрационный номер А75-00294-0045), в связи с вводом в

эксплуатацию сооружений коммунального хозяйства – закольцовка тепловых

сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в г. Петропавловск-Камчатский. Корректировка тепломагистрали от УТС-3 по ул. ФИО5 до УТ22, АЦТП «Ленинградская» с тепловыми сетями 1 и 2 контура в г. Петропавловске-Камчатском.

Заявителем по результатам проведенной идентификации объекту участок трубопроводов теплосети (регистрационный номер А75-00294- 0045) присвоен код отраслевой принадлежности 12, что соответствует объектам тепло- и электроэнергетики, и другим ОПО, использующим оборудование под давлением более 0,07 Мпа или при температуре 115 градусов.

07.11.2018 Дальневосточное управление Ростехнадзора направило в адрес

заявителя письмо № 01К-23/1908, содержащее решение об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате пакета документов со ссылкой на пункт 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (далее - Административный регламент, Регламент № 494) ввиду того, что представленное заявление не содержит реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта, в части земельных участков, на которых расположена закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

Не согласившись с решением Дальневосточного управления Ростехнадзора об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате пакета документов, изложенным в письме от 07.11.2018 № 01К-23/1908, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

По пункту 24 Административного регламента основанием для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, является, в том числе изменение состава опасного производственного объекта при изменении: количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности в соответствии с приложением 1

к Федеральному закону № 116-ФЗ); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта.

ПАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» обратилось в Дальневосточное управление Ростехнадзора с заявлением о внесении изменений в государственный реестр ОПО по объекту участок трубопроводов теплосети КТЭЦ (регистрационный номер А75-00294-0045), в связи с вводом в эксплуатацию сооружений коммунального хозяйства закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в г. Петропавловск-Камчатский. Корректировка тепломагистрали от УТС-3 по ул. ФИО5 до УТ22, АЦТП «Ленинградская» с тепловыми сетями 1 и 2 контура в г. Петропавловске- Камчатском.

И такое заявление вместе с пакетом документов, согласно оспариваемому решению Управления, возвращено последним обществу, в связи с отказом в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 20 Административного регламента – Управление указало, что представленное заявление не содержит реквизитов документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в части земельных участков, на которых расположена закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

В силу пункта 18 Административного регламента основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями настоящего Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением № 2 к настоящему Регламенту.

По пункту 20 Административного регламента в заявлении указываются сведения: о заявителе: полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет (далее -КПП), почтовый адрес, адрес электронной почты (в случае, если имеется), телефон, факс (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, ИНН, КПП), реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), код общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД); основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (если имеются); способ получения результата предоставления государственной услуги в территориальном органе Ростехнадзора (при личном обращении заявителя, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного

документа); об ОПО: полное наименование ОПО, код отраслевой принадлежности, место нахождения (адрес) ОПО, код общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО), регистрационный номер ОПО (при наличии), код вида регистрационного действия в отношении ОПО при предоставлении государственной услуги, собственник ОПО (указывается в случае, если заявитель не является собственником ОПО): полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, ИНН, (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется), ИНН).

Согласно подпункту 1 пункта 37 Административного регламента несоответствие заявления и документов, представленных для получения государственной услуги, требованиям настоящего Регламента и (или) представление документов не в полном объеме является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

По материалам дела, заявление ПАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» о внесении изменений в государственный реестр ОПО не содержит реквизитов документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании земельных участков, под поверхностью которых расположена закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, но содержит указание на кадастровые номера земельных участков, под поверхностью которых расположен рассматриваемый объект.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в состав ОПО участок трубопроводов теплосети КТЭЦ (регистрационный номер А75-00294-0045) входят закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, АЦТП «Ленинградская» с тепловыми сетями 1 и 2 контура в г. Петропавловске-Камчатском; закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, АЦТП «Ленинградская» с тепловыми сетями 1 и 2 контура в г. Петропавловске-Камчатском введены в эксплуатацию на основании разрешений от 29.12.2017; право собственности на указанные объекты за обществом зарегистрировано 22.08.2018 и 15.08.2018, соответственно; согласно положительному заключению государственной экспертизы № 41-1-5-0040-15 на объект капитального строительства Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 реконструкция подразумевает прокладку трубопроводов тепловой сети первого контура в двухтрубном исполнении от теплового узла УСТ-3 по ул. ФИО5 до тепловой камеры УТ-22 по ул. Набережная диаметром Dy500 в подземном исполнении - трубопровод прокладывается подземно в железобетонных лотках и на отдельных участках в проходных железобетонных каналах; в разрешении на строительство объекта капитального строительства Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 от 13.08.2015 указано, что рассматриваемый объект является линейным; объект Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0000000:43, 41:01:0010122:3252, 41:01:0010122:431, 41:01:0010122:3077.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.

У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу положений статей 23, 90 ЗК РФ прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования, и поскольку Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 является подземным линейным объектом, в силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ оформление прав собственника указанного объекта на земельный участок, под поверхностью которого проходит данный объект, не требуется.

Данное обстоятельство подтверждается также и ответом Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.07.2018 № 010801/4424/18 на обращение общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:00100122:3252 в аренду для эксплуатации Закольцовки тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

При этом, согласно материалам дела в отношении объекта Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в г. Петропавловск-Камчатский. Корректировка тепломагистрали от УТС-3 по ул. ФИО5 до УТ22 установлена охранная зона, реестровый номер 41:01-6.1020.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованную, ссылку Управления, содержащуюся в оспариваемом решении, о необходимости представления заявителем документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании земельного участка, под поверхностью которого располагается Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

На основании вышеустановленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что общество выполнило свою обязанность по предоставлению заявления и необходимых документов в полном объеме, и соответственно, отказ Дальневосточного управления Ростехнадзора в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в государственный реестр ОПО в связи с изменением его состава и возврат заявления ПАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» от 02.11.2018 № 19-02/5777 является незаконным.

Руководствуясь частями 2, 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции верно указал на обязанность Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения Дальневосточным управлением Ростехнадзора заявления ПАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» с осуществлением действий в соответствии с нормами Административного регламента.

Расходы по оплате государственной пошлины взысканы судом с Управления в пользу общества в сумме 3000 руб. на основании положений статьи 110 АПК РФ.

Доводы заявителя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 марта 2019 года по делу № А73-22396/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Вертопрахова

Судьи Е.И. Сапрыкина

А.П. Тищенко