ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-4151/2021 от 21.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2022 года                                                                        № Ф03-1799/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Яшкиной Е.К.

судей Захаренко Е.Н., Падина Э.Э.

при участии:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 10.09.2021                     № ЖСК 2-208

от Министерства ЖКХ ХК: ФИО2 – представитель по доверенности от 28.01.2022 № 1-07/1068

рассмотрев в судебном заседании посредством веб-конференции кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

на решение от 18.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022

по делу №   А73-4151/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации 

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края                

третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края

о взыскании 1 991 408,45 руб.

   УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны                  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 105066, <...>, далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681000, <...>, далее – Управление ЖКХ, Администрация) о взыскании 1 991 408,45 руб. убытков, связанных с применением в 2020 году регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории г. Комсомольска-на-Амуре.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края и Министерство ЖКХ края.

Решением суда от 18.10.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022, иск удовлетворен в заявленном размере.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное постановление отменить и в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о недоказанности истцом состава убытков, об отсутствии денежного обязательства перед ответчиком, ввиду отсутствия субвенций со стороны  края в целях возмещения убытков, связанных с применением в 2020 году регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории г. Комсомольска-на-Амуре. Заявитель указал, что в связи с внесенными постановлением Правительства Хабаровского края от 27.08.2020 № 361-пр в постановление Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр изменениями, правовых оснований для компенсации истцу убытков у Управления не имеется. В связи с чем считает, что возмещение межтарифной разницы должно проводиться за счет казны Хабаровского края.

В судебном заседании, проведенном в формате веб-конференции, представитель истца против доводов кассационной жалобы возражал.

Представитель Министерства ЖКХ ХК, ссылаясь на достаточность выделенных денежных средств (субвенции) Администрации в 2020 отчетном году, полагает необоснованными доводы жалобы об обязанности края компенсировать заявленные в настоящем иске убытки.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия  в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.

Судебное разбирательство в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось, после чего, определением от 20.06.2022 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена состава суда. 

Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не усмотрел. 

Как установлено судами из материалов дела, согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является теплоснабжающей организацией и с 01.04.2017 оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению населению, в том числе и на территории микрорайона «Старт» в г. Комсомольске-на-Амуре.

Постановлением от 20.11.2017 № 33/23 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (с учётом изменений от 18.12.2019                 № 42/48) Учреждению был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ЦЖКУ на период: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере              4 895,13 руб./Гкал (без учёта НДС), с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере                 4 942 руб./Гкал (без учёта НДС).

При начислении гражданам платы за потребленные коммунальные ресурсы в 2020 году ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России использовало льготный тариф в размере 2 286,74 руб./Гкал без НДС и 2 744,09 руб./Гкал (с учётом НДС), установленный постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 № 79 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020 год».

Письмами от 19.12.2019 № 370/ЖКС/2/5/3099 и от 01.09.2020                          № 370/У/4/2/5/3556 истец обращался в адрес Управления ЖКХ о необходимости заключения соглашения от 18.12.2019 в целях возмещения недополученных доходов от применения регулируемых тарифов.

Письмом от 26.02.2020 № 5-18/127 ответчик отказал в удовлетворении заключения соглашения в виду отсутствия правовых оснований.

Истцом в адрес Управления ЖКХ направлена претензия от 10.02.2021      № 370/У/4/2/5/488 с требованием погасить возникшую задолженность (межтарифную разницу), оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая настоящий спор, суды, руководствовуясь правилами статей 157.1 Жилищного кодекса РФ, статьи 69 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», Законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения», Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению», Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», исходили из права теплоснабжающей организации, отпустившей ресурс по льготному тарифу, на возмещение компенсации, вызванной межтарифной разницей и возникшей у уполномоченного органа обязанности по оплате неполученного дохода истцу.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, и проследив хронологию сложившихся правоотношений сторон, судебные инстанции выяснили, что согласно справке о субвенции из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, предоставлено субвенций за период 2020 год на сумму 92 157 070 руб., при этом начислено субвенций, исходя из данных справки, а также отчёта за январь-декабрь 2020 в размере 87 774 957,65 руб. При этом на начало года авансирование составило 10 458 421,06 руб.

В итоге суды констатировали, что на 2020 год на основании расчетов Администрации в краевом бюджете предусмотрены средства на возмещение указанной субсидии, которые перечислены Хабаровским краем в муниципальный бюджет, притом, что доказательств необходимости осуществления дополнительного финансирования ответчика в целях возмещения убытков ресурсоснабжающим организациям, материалы дела не содержат.

Таким образом, определив, что возникновение у истца убытков является следствием ненадлежащего исполнения УЖКХ администрации                                 г. Комсомольска-на-Амуре своих полномочий (ненадлежащий контроль за правильностью расчета компенсации поставщикам ресурса), суды сделали верный вывод об удовлетворении требований истца за счет казны муниципального образования.

Правовых оснований не согласиться с такими выводами судов при установленных судами конкретных обстоятельствах настоящего спора, у суда кассационной инстанции не имеется. 

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для изменения или отмены судебных актов в кассационном порядке, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено, в связи с чем кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу № А73-4151/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Е.К. Яшкина    

Судьи                                                                                        Е.Н. Захаренко    

                                                                                                   Э.Э. Падин