ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-4889/2021 от 08.04.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

апреля 2022 года                                                                        № Ф03-643/2022

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей  М.Ю. Бурловой-Ульяновой, В.А. Гребенщиковой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Урзус»: Набока А.С., доверенность от 22.06.2020.

от управления охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края: Никитина Ю.А., доверенность от 29.03.2022 № 183.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края

на решение от 23.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021

по делу №  А73-4889/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Урзус»(ОГРН 1022700834420, ИНН 2717005831, адрес: 682711, Хабаровский край, Солнечный р-н, рп. Солнечный, ул. Геологов, д. 3, А)

к министерству природных ресурсов Хабаровского края                                   (правопреемник - управление охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края (ОГРН 1222700000445, ИНН 2721253241, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 92))

об урегулировании разногласий по договору

   УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Урзус» обратилось                      в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к министерству природных ресурсов Хабаровского края (правопреемник - управление охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края) об урегулировании разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения, изложив спорные условия в следующей редакции: в пунктах 2.1; 2.2 слова «охотничье угодье» исключить; в заглавии пункта 3.1 слова «охотничьего угодья» исключить; в заглавии пункта 3.2 слова «охотничьего угодья» исключить; в заглавии пункта 4.1 и пункта 4.2 слова «охотничьего угодья» исключить; исключить слова «охотничьего угодья» из текста : «из описываемого охотничьего угодья - «Западный участок» исключается территория охотничьего угодья - охотхозяйства «Амгуньское» предоставленного в долгосрочное пользование общественной организацией Солнечное районное общество охотников и рыболовов в следующих границах:» (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ, и ходатайства об отказе от иска в части урегулирования разногласий по соответствующим пунктам охотхозяйственного соглашения).

Решением от 23.09.2021 прекращено производство по требованию              об урегулировании разногласий в части раздела 3 таблица пункт 3.1 строка «птицы»; раздел 3 таблица пункт 3.2 строка «птицы»; раздел 4 таблица пункт 4.1; раздел 6 пункт 6.2.8; раздел 6 пункт 6.2.16; раздел 6 пункт 6.2.17; раздел 6 пункт 6.2.18; приложение № 1.

Остальные спорные условия охотхозяйственного соглашения изложены в следующей редакции: в пунктах 2.1; 2.2 слова «охотничье угодье» исключить; в заглавии пункта 3.1 слова «охотничьего угодья» исключить;               в заглавии пункта 3.2 слова «охотничьего угодья» исключить; в заглавии пункта 4.1 и п.4.2. слова «охотничьего угодья» исключить; исключить слова «охотничьего угодья» из текста : «из описываемого охотничьего угодья «Западный участок» исключается территория охотничьего угодья охотхозяйства «Амгуньское» предоставленного в долгосрочное пользование общественной организацией Солнечное районное общество охотников и рыболовов в следующих границах:».

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда                      от 29.11.2021 решение от 23.09.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель полагает, что включение в охотхозяйственное соглашение условий п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 в редакции общества противоречит Федеральному закону от 24.07.2009                № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте). Со ссылкой на статью 27 названного закона приводит возражения относительно выводов судебных инстанций в части отнесения участков «Западный участок» и «Восточный участок» к одному охотничьему угодью. Полагает, что в данном случае следует применить приказ минприроды России от 06.08.2010 № 306, которым утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий. Считает, что приложением № 2 к лицензии «Западный участок» и «Восточный участок» не могут идентифицироваться как участки одного угодья; выделение обществу одной квоты добычи охотничьих ресурсов по лицензии не подтверждает выводы суда о том, что обществу предоставлено одно охотничье угодье.

В ходе судебного разбирательства министерством заявлено ходатайство о замене его на управление охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края на основании постановления правительства Хабаровского края от 24.11.2021  № 571-пр «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Хабаровского края», постановления правительства Хабаровского края от 27.12.2021 № 670-пр «Об утверждении Положения об управлении охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края», рассмотрев которое, суд кассационной инстанции с учетом положений статьи 48 АПК РФ произвел процессуальное правопреемство.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представители ООО «Урзус» и  управления охотничьего хозяйства правительства Хабаровского края поддержали свои позиции относительно доводов кассационной жалобы, дав соответствующие пояснения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Урзус» является обладателем долгосрочной лицензии серии XX № 1943 на пользование объектами животного мира с видом разрешенного пользования животным миром – охота, со сроком действия с 18.04.2000 по 18.04.2024. Границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, определены в приложении 2 к лицензии.

В рамках дела № А73-9907/2020 Арбитражного суда Хабаровского края рассмотрен спор  по заявлению ООО «Урзус» к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным решения министерства об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 15.04.2020 № 07-3330. Вступившим в законную силу решением суда от 28.09.2020 отказ в заключении охотхозяйственного соглашения признан незаконным; суд обязал министерство повторно рассмотреть заявление общества от 18.03.2020 о заключении охотхозяйственного соглашения.

По результатам повторного рассмотрения заявления обществу  выдано охотхозяйственное соглашение, которое подписано последним с протоколом разногласий от 25.12.2020.

Согласно протоколу разногласий к охотхозяйственному соглашению общество не согласилось с редакцией пунктов 2.1, 2.2 раздела 2 соглашения; пунктов 3.1, 3.2 раздела 3 соглашения; пунктов 4.1, 4.2 раздела 4 соглашения; пунктов 6.2.8, 6.2.16, 6.2.17, 6.2.18 раздела 6 соглашения; приложения № 1 к соглашению, а также в части описания границ охотничьих угодий: Западного и Восточного.

Поскольку сторонами по спорным пунктам охотхозяйственного соглашения не достигнуто единого согласия, общество с целью урегулирования разногласий по соглашению обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 421, 426, 445 ГК РФ, урегулировал разногласия, возникшие у сторон при заключении охотхозяйственного соглашения, приняв спорные пункты  соглашения в редакции общества. В частности, в пунктах 2.1, 2.2 слова «охотничье угодье» исключены; в заглавии пунктов 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 исключены слова «охотничьего угодья»; эти же слова «охотничьего угодья» исключены из текста: «из описываемого охотничьего угодья – «Западный участок» исключается территория охотхозяйства «Амгульское» предоставленного в долгосрочное пользование общественной организации Солнечное районное общество охотников и рыболовов в следующих границах:».

В части разногласий по разделу 3 таблица п.3.1 строка «птицы»; разделу 3 таблица п.3.2 строка «птицы»; разделу 4 таблица п.4.1; разделу 6 п.6.2.8, п.6.2.16, п.6.2.17, 6.2.18; приложения № 1 производство прекращено.

Между тем выводы судебных инстанций сделаны без учета следующего.

В данном случае спорными являются условия соглашения, содержащие разграничения охотничьих угодий на охотничье угодье  «Западный участок» и охотничье угодье «Восточный участок». При этом общество полагает, что такое разграничение необоснованно, поскольку по ранее заключенному договору от 18.04.2000 № 1/2000, долгосрочной лицензии XX № 1943 территории «Западный участок» и «Восточный участок» входили в единое охотничье угодье, расположенное на территории Солнечного административного района Хабаровского края в бассейнах рек: Амгуни, Дуки, Горина, Бактора на площади 1670,5 тыс.га.  В свою очередь, министерство ссылается на то, что указанные «Западный участок» и «Восточный участок» не имеют единой границы, поэтому не могут быть отнесены к одному охотничьему угодью в силу приказа минприроды России от 06.08.2010 № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий».

Как указано выше, общество является обладателем долгосрочной лицензии серии XX № 1943 на пользование объектами животного мира с видом разрешенного пользования животным миром – охота, срок действия которой определен с 18.04.2000 по 18.04.2024. В пределах срока, установленного лицензией, 18.04.2000 между департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации (администрация) и обществом (охотопользователь) заключен договор                    № 1/2000 на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края; договор заключен на основании                             ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире), Закона Хабаровского края от 28.07.1999 № 145 «Об охотопользовании на территории Хабаровского края».

С 01.04.2010 введен в действие Федеральный закон от 24.07.2009              № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – № 209-ФЗ).

Названным Законом внесены изменения в Закон о животном мире                  и урегулированы отношения, возникающие в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с переходными положениями этого Закона, право долгосрочного пользования животным миром, закрепленное в ранее выданных долгосрочных лицензиях, сохраняет силу до окончания указанного в них срока, и после окончания этого срока соответствующие лицензии продлению не подлежат (части 1, 2 статьи 71).

Вместе с тем, юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3 статьи 71).

Таким образом, Закон № 209-ФЗ, подтверждая действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусматривает необходимость заключения охотхозяйственного соглашения с включением в него обязательных условий (сведений), предусмотренных частью 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ, в том числе  сведений о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных и лесных участках; сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах (пункты 1, 2 части 4 статьи 27 Закона                 № 209-ФЗ).

В силу части 6 указанной статьи Закона примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждена Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.03.2010 № 93 (зарегистрирован в минюсте России 30.04.2010 № 17069). Раздел II примерной формы предусматривает указание сведений о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участков и лесных участков.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 15 статьи 1, статьей 7, пунктом 15 статьи 32 Закона № 209-ФЗ к охотничьим угодьям относятся территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, подлежащие описанию в порядке, установленном Приказом минприроды РФ от 06.08.2010 № 306, зарегистрированным в минюсте РФ 07.09.2010 № 18373 (далее - Приказ                 № 306).

Пунктами 1-3 Приказа № 306 закреплены требования к описанию границ охотничьих угодий, их последовательность. При этом отрезки границ выбираются исходя из конфигурации территории на местности; описание конечной точки отрезка каждой границы должно соответствовать описанию начальной точки следующей границы и так слева направо от северо-западной точки до возвращения к ней.

Из анализа указанных норм следует, что охотничье угодье представляет собой замкнутую территорию.

Поскольку сведения о границах охотничьих угодий являются обязательным условием заключения спорного охотхозяйственного соглашения и, право общества на заключение которого возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, последнее должно соответствовать всем требованиям законодательства, действующего на момент заключения охотхозяйственного соглашения.

В данном случае установлено, что спорное охотхозяйственное соглашение содержит сведения об охотничьем угодье «Западный участок» площадью 1 408,25 тыс.га (пункт 2.1) и об охотничьем угодье «Восточный участок» площадью 141,53 тыс.га (пункт 2.2), границы которых описаны в соответствии с требованиями, установленными Приказом № 306.

Согласно представленной в дело схеме размещений охотничьих угодий, (л.д. 196 т.1) охотничьи угодья «Западный участок» и «Восточный участок» не имеют единой границы, находятся на значительном удалении друг от друга (между участками расположен заказник «Харпинский» и охотничье хозяйство, принадлежащее иному лицу).

Судебные инстанции, делая вывод, что «Западный участок» и «Восточный участок» входят в единое охотничье угодье исходили из описания охотничьего угодья, приведенного в приложении № 2 к долгосрочной лицензии серии XX № 1943, а также из примечания к приложению № 1 «Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов» Приказа минприроды РФ от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьям».

Вместе с тем приложением № 2 к ранее выданной долгосрочной лицензии серии XX № 1943 приведено описание границ охотничьих угодий, предоставляемых в пользование общества, общая площадь которых составляет 1670,5 тыс.га. При этом описание границ охотничьих угодий включает в себя «Западный участок» и «Восточный участок». Буквальное описание границ не свидетельствует, что в приложении к лицензии приведено описание одного охотничьего угодья.

Кроме того, в соответствии с положениями ФЗ от 24.04.1995 № 53-ФЗ «О животном мире», действующими на момент заключения договора от 18.04.2000 № 1/2000 на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края,  пользование животным миром осуществлялось на основании долгосрочной лицензии, в которой содержались сведения о границах и площади территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром (статьи 37, 38 Закона № 52-ФЗ); предметом договора от 18.04.2000 № 1/2000 являлись ресурсы охотничьих животных, являющиеся объектами охоты, постоянно или временно обитающие в охотничьих угодьях на площади 1670,5 тыс.га; договор сведений о предоставлении территории не содержит. Доказательств того, что сторонами заключался договор о предоставлении в пользование территории, ссылка на который имеется в части 3 статьи 71 Закона 209-ФЗ,             в материалах дела не имеется.

Ссылка суда на примечание к приложению № 1 Приказа от 25.11.2020 № 965 сделана без учета того, что примечание приведено для охотничьих угодий, площадь которых не превышает 7 тыс.га; в данном случае площадь «Западного участка» составляет 1 408,25 тыс.га, «Восточного участка» - 141,53 тыс.га.

Судами вопрос о возможности существования  «Западного участка» и «Восточного участка» как отдельных охотничьих угодий не выяснялся; не исследовалась возможность их самостоятельного существования, в том числе с соблюдением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Более того наряду с требованиями, касающимися описания границ охотничьих угодий согласно Приказу № 306, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частями 6 и 7 статьи 37 Закона № 209-ФЗ осуществляется ведение государственного охотхозяйственного реестра, положение о составе и порядке ведения которого, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам, закреплено Приказом минприроды РФ от 06.09.2010 № 345 (зарегистрирован в минюсте России 20.12.2010 № 19253). В государственном охотхозяйственном реестре содержится, среди прочего, документированная информация                                        о количественных характеристиках охотничьих ресурсов и о границах охотничьих угодий, описание которых должно соответствовать требованиям к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных Приказом № 306.

Судами указанные обстоятельства, в том числе каким образом отражены сведения об охотничьих угодьях «Западный участок» и «Восточный участок» в соответствующем реестре, не выяснялись.

Поскольку выяснение названных обстоятельств является значимым для разрешения спора, следует признать, что судебные акты по настоящему делу приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для его правильного разрешения, что не отвечает требованиям части 3 статьи 15 АПК РФ. Поэтому суд округа в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает подлежащим их отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а также подлежащие применению нормы права, дать правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных статьей 65 АПК РФ, и принять законное и обоснованное решение, а также разрешить вопрос о распределении государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу №  А73-4889/2021 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение                в Арбитражный суд Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.Н. Новикова                    

Судьи                                                                                 М.Ю. Бурлова-Ульянова         

                                                                                         В.А. Гребенщикова