ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-4985/2022 от 20.10.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2022 года                                                                    № Ф03-4907/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «УМД»: ФИО1, представитель по доверенности от 23.03.2020 № 61;

от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «МКД-Комплекс»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УМД»

на решение от 13.05.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022

по делу № А73-4985/2022 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УМД»                     (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681024, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт. Первостроителей, д. 21, пом. 1018)

к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «МКД-Комплекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681024, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт. Первостроителей, д. 21)

о признании незаконным решения

   УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «УМД» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения от 17.03.2022 №143 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, и обязании устранить нарушения закона, законных прав и интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: общество с ограниченной ответственностью «МКД-Комплекс».

Решением суда от 13.05.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество в жалобе и его представитель в судебном заседании суда округа настаивали, что приостановление управлением рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и истребование реестра собственников МКД незаконно; и поскольку все иные обязательные документы (решения собраний жильцов от 27.01.2022, от 17.02.2022) были предоставлены и решением суда по делу №А73-2737/2022 признано недействительным решение управления от 19.01.2022 № 13, то судебные акты по настоящему делу следует отменить, требования заявителя удовлетворить.

Управление в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, предлагая судебные акты оставить без изменения.

         Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, что 31.01.2022 в управление поступило заявление ООО «УМД» о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в отношении МКД № 6 по ул. Чапаева в г. Комсомольске-на-Амуре, закреплении дома под управлением заявителя согласно решению общего собрания собственников от 27.01.2022. К заявлению были приложены: договор управления от 27.01.2022, подписи собственников.

В ходе рассмотрения заявления ООО «УМД» управление установило, что имеются несоответствия в представленных сведениях имеющимся сведениям: имеется более позднее решение собственников МКД от 17.02.2022 №3; в реестре лицензий отражено, что управление домом осуществляет иная управляющая организация – ООО «МКД-Комплекс».

Решением управления от 11.02.2022 №84 рассмотрение заявления от 31.01.2022 о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления МКД на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания от 27.01.2022 №2, приостановлено.

В адрес заявителя направлен запрос от 10.02.2022, которым обществу в срок до 03.03.2022 предложено предоставить: реестр собственников помещений в МКД №6, содержащий сведения о собственниках всех помещений в доме (в представленном реестре отсутствует информация о собственниках помещений №№ 9, 26, 30); документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания, оформленного протоколом от 27.01.2022 № 2, собственникам помещений в МКД № 6 либо протокол общего собрания, на котором принято решение о размещении указанного сообщения в помещении данного дома, доступном для всех собственников помещений в данном доме, в соответствии с частью 4 ст. 45 ЖК РФ; документы, подтверждающие факт уведомления ООО «МКД-Комплекс» (ИНН <***>) о решении собственников о расторжении с ним  договора управления.

Заявитель запрашиваемых документов, не представил.

28.02.2022 в управление поступил подлинник протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 17.02.2022 №3 о выборе ООО «УМД» и заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления МКД №6 на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания от 17.02.2022                                    № 3.

Управление провело проверку, результаты которой оформлены заключением от 16.03.2022 №143, и пришло к выводу о несоответствии заявления и документов требованиям, установленным подпунктом «б» и подпунктом «в» пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок).

По результатам проверки управлением вынесено решение от 17.03.2022 №143 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края заявителю в отношении МКД №6.

Общество, не согласившись с решением управления, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который прийдя к выводу о наличии у управления правовых оснований для его принятия, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 3 этой статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 9 статьи 161 Кодекса определено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Частью 1 статьи 198 ЖК РФ установлено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).

В соответствии с частью 3 данной статьи орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.

В развитие положений части 3 статьи 198 ЖК РФ уполномоченным органом был утвержден соответствующий Порядок, который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.

Указанное заявление должно содержать, в том числе следующую информацию: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией; д) данные о заявителе; ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора; и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.

В пункте 5 Порядка указано, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.

Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

В силу подпункта б) пункта 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (по решению о приостановлении рассмотрения заявления).

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.

В рассматриваемом случае суды установили, материалами дела подтверждается наличие предусмотренных пунктом 9 Порядка оснований для принятия управлением по результатам рассмотрения обращения заявителя, а именно: в подтверждения заявления общества о внесении изменений в реестр лицензий от 31.01.2022 в управление были представлены два разных решения общего собрания собственников МКД от 27.01.2022 и от 17.02.2022; и в реестре лицензий значилась информация о том, что управление спорным домом осуществляет иное лицо – ООО «МКД-Комплекс».

Вместе с этим, вопреки доводам заявителя, суды обоснованно не усмотрели, что действия управления в ходе рассмотрения обращения общества не соответствовали порядку и срокам его разрешения, приведенным выше.

При этом суд округа отклоняет доводы подателя кассационной жалобы о том, что решение управления, оспариваемое в настоящем арбитражном деле незаконно, так как решением суда от 08.07.2022 по делу                            №А73-2737/2022 управление обязано внести сведения о спорном МКД в  реестр лицензий под управлением ООО «УМД», как не соответствующие тексту судебного акта, размещенного в открытом доступе в картотеке арбитражных дел и не опровергающие правильные выводы судов по настоящему делу.

Учитывая, что дело рассмотрено полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.05.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу № А73-4985/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова         

                                                                                         Т.Н. Никитина