ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-8116/14 от 11.02.2015 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2015 года                                                                     № Ф03-349/2015

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2015 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.В. Ширяева

Судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой

при участии:

от заявителя – закрытого акционерного общества «Амурские пассажирские перевозки»: представитель не явился;

от Муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска: ФИО1, представитель по доверенности от 15.12.2014 № 1.1.27-694;

от Администрации города Хабаровска: ФИО1, представитель по доверенности от 15.12.2014 № 1.1.27-695;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Амурские пассажирские перевозки»         

на решение от 11.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014

по делу № А73-8116/2014

Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д.;                          в апелляционном суде судьи: Балинская И.И., Вертопрахова Е.В.,           Пескова Т.Д.

По исковому заявлению закрытого акционерного общества «Амурские пассажирские перевозки»

к Муниципальному образованию городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска, Администрации города Хабаровска

о признании незаконным бездействия

Закрытое акционерное общество «Амурские пассажирские перевозки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения:  680000, <...>; далее – ЗАО «АПП», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского краяс исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (680000, <...>; далее – муниципальное образование, администрация) о признании незаконным бездействия Администрации города Хабаровска, выразившегося в уклонении от заключения соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов; об обязании Администрации города Хабаровска заключить договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов с ЗАО «АПП».

Определением от 21.07.2014 Арбитражным судом Хабаровского края на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Хабаровска.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, в удовлетворении требований общества отказано. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что бюджетные обязательства городского округа «Город Хабаровск» по предоставлению субсидий перевозчикам по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах не принимались.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований общества. Заявитель кассационной жалобы указывает, что в экспертном заключении рекомендовано увеличить тарифы на внутригородские маршруты в 2014 году в 3,26 раза, но тарифы увеличились в 2,3 раза.

Указывает, что администрация необоснованно уклоняется от обязанности заключить с ЗАО «АПП» соглашение по субсидированию убыточности перевозок, осуществляемых на внутригородских речных маршрутах. Ссылается на ошибочный вывод судов о том, что заключение такого соглашения возможно только в рамках муниципального заказа. Просит признать проект договора смешанным, поскольку содержит в себе элементы договора перевозки транспортом общего пользования и договора субсидирования.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило.

До начала судебного заседания ЗАО «АПП» обратилась с ходатайством об отложении рассмотрения кассационной жалобы до 16.02.2015, в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя.

Представитель ответчиков пояснил, что разрешение данного ходатайства относится на усмотрение суда.

Суд кассационной инстанции отказывает обществу в удовлетворении данного ходатайства, поскольку не установил процессуальных оснований для отложения судебного заседания.

В судебном заседании представитель ответчиков возражал относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить ее без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе,  выслушав представителя ответчиков, проверив в порядке статей 286-289 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ЗАО «АПП» учреждено 14.07.2011 единственным учредителем ОАО «Амурское пароходство» с целью осуществления внутригородских и пригородных перевозок пассажиров (в границах городских округов г.Хабаровска и г.Николаевска-на-Амуре). На основании лицензии общество приступило к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров с навигации 2013 года.

ЗАО «АПП» письмом от 19.03.2014 № АПП-Б-157 направлен проект договора № 2  на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, в котором указало условие о том, что оно как перевозчик обязуется осуществлять в навигацию 2014 года регулярные пассажирские перевозки водным транспортом во внутригородских маршрутах г.Хабаровска по расписанию и по тарифам, установленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, а Администрация г.Хабаровска (как заказчик) перечислять перевозчику субсидии, предусмотренные на эти цели Решением Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851.

04.04.2014 письмом № АПП-Б-177 общество предложило администрации подписать проект вышеуказанного договора и перечислить аванс в сумме 8,8 млн руб.

Администрация письмом от 08.04.2014 № 1.1.20-1985 сообщила ЗАО «АПП» о том, что предоставляет адресную материальную помощь пассажирам, пользующимся речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года, поэтому субсидирование перевозчиков не будет производиться и направила обществу свой проект договора, в котором не содержалось условия об обязанности субсидирования ЗАО «АПП» как перевозчика.

На обращение общества с заявлением от 03.04.2014 № 02-15-443 о пересмотре тарифов на навигацию 2014 года отдел регулирования цен и тарифов на товары и услуги Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского карая в экспертном заключении 09.04.2014 предложил для ЗАО «АПП» увеличение действующих тарифов на краевые пригородные маршруты на 15 процентов. В заключении указал, что в случае отсутствия дотаций из бюджета г.Хабаровска тарифы на внутригородских маршрутах необходимо увеличить в 3,26 раза.

Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.04.2014 № 10-Ц, № 11-Ц установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров (взрослый тариф и детский) и багажа речным транспортом соответственно по внутригородским маршрутам и в пригородом сообщении г.Хабаровска. Данные тарифы не являются адресными, распространяются на всех речных перевозчиков, осуществляющих эту деятельность, в тарифах не установлены отдельные льготные тарифы для отдельных граждан.

23.04.2014 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с начала навигации 2014 года для общества установлены и отдельные предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые теплоходом «Заря» по линии «Хабаровск – Победа» (пригородный маршрут).

В апреле 2014 года Администрация г.Хабаровска (заказчик) направила ЗАО «АПП»» (перевозчик) подписанный договор об организации перевозки пассажиров на внутригородских речных маршрутах, который подписан обществом 29.04.2014 с протоколом разногласий к договору, в который им дополнительно включены условия о компенсации заказчиком убытков перевозчика и перечислении заказчиком в 2014 году субсидий в размере 12 929 000 руб., в том числе ежемесячно в период с мая по октябрь 2014 года по 2 154 833,34 руб.

Полагая, что администрация необоснованно уклоняется от заключения соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствуясь статьями 16, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статьями 789, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), сделал правильный вывод о том, что у администрации отсутствует обязанность по предоставлению субсидий и проведению соответствующего конкурса или аукциона на осуществление муниципального заказа на организацию перевозок пассажиров на внутригородских речных маршрутах в пределах границ г.Хабаровска. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Пунктом 7 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответственно с частью 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

ГК РФ определяет конкретные виды перевозок, оформляемых договорами. По общим правилам ГК РФ договор на организацию перевозок пассажиров на внутригородских речных маршрутах не является публичным, поэтому не обязателен к заключению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Решением Хабаровской городской Думы от 20.05.2014 № 906 внесены изменения в Решение Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов», в соответствии с которым случаи субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах исключены из расходных обязательств бюджета городского округа «Город Хабаровск» на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Судами по материалам дела правомерно установлено, что в бюджетных обязательствах городского округа «Город Хабаровск» отсутствует предоставление субсидий перевозчикам по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах. Таким образом у Администрации г.Хабаровска не возникает обязанности по предоставлению из местного бюджета субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах.

В силу пункта 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 вышеуказанной статьи.     

Исходя из вышеуказанным норм права судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что бюджетные обязательства городского округа «Город Хабаровск» по предоставлению субсидий перевозчикам по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах не принимались, соответственно у администрации отсутствует обязанность по предоставлению субсидий.

Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

С учётом изложенного, суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу № А73-8116/2014  Арбитражного суда Хабаровского краяоставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                И.В. Ширяев     

Судьи                                                                                         Л.К. Кургузова     

                                                                                                   Е.П. Филимонова