ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-8405/20 от 30.09.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4503/2020

07 октября 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Швец Е.А.

судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Лесное Дело»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.06.2020 № 22;

от управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 20.02.2020 № 09/02;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесное Дело»

на решение от 27.07.2020

по делу № А73-8405/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесное Дело»

к управлению лесами Правительства Хабаровского края

об оспаривании решения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Лесное дело» (далее - заявитель, общество, ООО «Лесное дело») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление лесами, управление) о признании недействительным решение управления лесами от 10.03.2020 № 05-36/3702 об отказе в организации конкурса на право заключения договора аренды; обязании управления лесами на основании заявления ООО «Лесное дело» провести открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Решением суда от 27.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального права, общество обжаловало его в апелляционном порядке. По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении. Просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель управления лесами в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ООО «Лесное дело» обратилось в управление лесами с заявлением о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки. К заявлению приложен пакет документов, предусмотренный приказом Минприроды от 29.06.2018 № 303.

Решением управления, оформленного письмом от 10.03.2020 № 05-36/3702, обществу, со ссылками на пункты 1, 3, 5, 6 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), отказано в проведении конкурса в связи с тем, что:заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, т.к. представленные договоры субаренды линии сортировки и аренды линии лесопиления не подтверждают право владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры; заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации (отсутствует проектная документация лесного участка, котораясогласно части 18 статьи 80.1 ЛК РФ является частью документации о конкурсе, из чего следует, что конкурс не может быть организован). Кроме того, в представленном заявлении указан лесной участок, образованный как часть лесного участка с кадастровым номером 27:12:0000000:48, что не позволяет Управлению лесами организовать проведение конкурса и подготовить извещение о проведении конкурса, предусмотренное пунктом 4 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ, т.к. участок не имеет собственного кадастрового, номера; для оценки количества дополнительной потребности в древесине необходимы сведения о сделках с древесиной, зарегистрированных в Единой государственной системе учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС). Вместе с тем, какие-либо сделки с древесиной, осуществленные ООО «Лесное дело» за три последних года в ЕГАИС, не зарегистрированы (кроме одной сделки по перепродаже древесины); при оценке дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, Управлением лесами установлено, что ООО «Лесное дело» не имеет в пользовании лесных участков с установленным допустимым объемом изъятия древесины, поэтому не представляется возможным установить наличие дополнительной потребности в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой установлены распоряжением Правительства РФ от 28.02.2019 № 347-р.

Не согласившись с решением управления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно статье 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» (далее - Федеральный закон № 471-ФЗ) усовершенствован порядок организации торгов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений и аренды государственных и муниципальных лесных участков, а также определены особенности подготовки, организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).

В силу части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Часть 5 статьи 80.1 ЛК РФ закрепляет требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 8 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса принимается в случаях, если: заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи (пункт 1); заявление подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другим гражданам или юридическим лицам (пункт 2); заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3); отсутствие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, и которые могут быть предоставлены в аренду с учетом положений настоящего Кодекса (пункт 4); отсутствие подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5); несоответствие заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов требованиям, установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи (пункт 6).

Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 (далее - Приказ № 303) утверждены требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления и порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса.

В частности, в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: - производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка (подпункт «б»); - дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей (подпункт «в»); - кадастровый номер лесного участка (подпункт «д»).

К заявлению прилагаются следующие документы: - документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка (подпункт «а»); - расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка (подпункт «б»).

Приложением 2 к Приказу № 303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины: а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX; б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования; в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.

Постановлением № 1475 утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине (далее - Правила № 1475).

Согласно пунктам 2, 3 Правил № 1475 заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ. К заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ.

В силу пункта 4 Правил № 1475 рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ полномочия по распоряжению лесными участками. По результатам рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения указанных заявления и документов в письменной форме принимается решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса (пункт 8 Правил № 1475), аналогичные положения закреплены в части 7 статьи 80.1 ЛК РФ.

Повторно проверив содержание заявки ООО «Лесное дело», суд установил, что она не соответствовала требованиям пунктов 1, 3, 5, 6 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ.

Так из оспариваемого решения видно, что одним из оснований отказа явилось то, что заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, т.к. представленные договоры субаренды линии сортировки и аренды линии лесопиления не подтверждают право владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Как следует из материалов дела, между ООО «Логистик лес» (арендатор) и ООО «Лесное дело» (субарендатор) заключен договор субаренды недвижимого имущества от 01.08.2019 № 181/12-2019 по условиям пункта 1.1 которого арендатор предоставляет субарендатору в субаренду недвижимое имущество, расположенное по адресу Хабаровский край, р-н Солнечный, пос. Березовый, мкр. Тугурский, а именно: установка сортировки (линии сортировки) круглого леса: здание операторской, пульт управления, линия сортировки круглого леса, штабели сортированных лесоматериалов (зона сортированных лесоматериалов), система видеонаблюдения.

Вместе с тем, проанализировав содержание и условие указанного договора, в соответствии с нормами гражданского права (пунктом 4 статьи 421, статьями 432, 607, пунктом 2 статьи 615 ГК РФ) суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаключенности данного договора, поскольку в нем не указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче субарендатору в качестве объекта субаренды.

В связи с чем, обоснованно подержал вывод управления о том, что заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ.

Так же основанием для отказа в проведении конкурса послужил вывод управления о том, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством РФ, поскольку отсутствует проектная документация лесного участка.

В силу части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, в аренду могут быть предоставлены только спроектированные лесные участки.

В соответствии с пунктом 1 части 18 статьи 80.1 ЛК РФ документация о конкурсе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении конкурса, должна, в том числе содержать проектную документацию лесного участка.

Таким образом, утверждение общества о том, что отсутствие проектной документации лесного участка и любого иного документа из этого перечня состава документации не является случаями для решения об отказе в проведении конкурса и не является основанием, по которому участок не может быть предоставлен в аренду, прямо противоречит буквальному толкованию пункта 1 части 18 статьи 80.1 ЛК РФ.

Более того, в представленном заявлении указан лесной участок, образованный как часть лесного участка с кадастровым номером 27:12:0000000:48, что не соответствует требованиям пункта 4 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ, согласно которому извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка (а не его части), правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и об объеме подлежащей заготовке древесины.

Так же основанием для отказа в проведении конкурса явилось то, что документы, представленные ООО «Лесное дело», не подтверждают дополнительную потребность в древесине.

Так управлением установлено, что согласно информации из ЕГАИС за три последних года какие-либо сделки с древесиной, осуществленные ООО «Лесное дело» не зарегистрированы.

Между тем, согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие помимо технических характеристик и параметров объектов глубокой переработки древесины также обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

В соответствии с пунктом 7 Методики оценки, для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС), а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:

а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;

б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов
лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства
продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;

в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой
предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;

г) фактический объем приобретенной древесины для производства
продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за
период, указанный в пункте 6 настоящей методики.

Как указывает общество (на момент подачи заявления в управление) оно не имеет в пользовании лесных участков с установленным допустимым объемом изъятия древесины (объем равен 0); не имеет произведенной продукции (объем равен 0); не имеет приобретенной древесины для производства продукции за 3-х летний период, предусмотренный пунктом «б» Методики оценки (объем равен 0).

Как верно отметил суд первой инстанции, значение слова «дополнительная» потребность и требования Методики для ее оценки подразумевают, что у лесопользователя уже есть лесные участки, и он производит продукцию, при этом его оборудование позволяет производить больше, дополнительно к установленному объему.

Между тем, в настоящем случае, общество, не имея ни участков с установленным допустимым объемом изъятия древесины, ни произведенной, ни приобретенной продукции за последние 3 года, рассчитал не дополнительный, а возможный объем древесины, требующийся для производства продукции на имеющемся в субаренде оборудовании.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего лесного законодательства, прав и законных интересов общества не нарушает.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, изложенными в решении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.07.2020 по делу № А73-8405/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

Е.И. Сапрыкина

А.П. Тищенко