ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-933/2022 от 20.10.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2022 года                                                                    № Ф03-4954/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью  «Тумнинский прииск»: ФИО1, представитель по доверенности от 18.11.2019;

от Правительства Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 01.10.2021 № 12.3.25-14803;

от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 15.02.2022 № 09/09;

от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился;

от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

на решение от 27.05.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022

по делу № А73-933/2022 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Тумнинский прииск» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 682910, Хабаровский край, мун. р-н им. Лазо, <...>)

к Правительству Хабаровского края (ОГРН <***>,                                 ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

третьи лица: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес:  680020, <...>), Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 113184,            <...>), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>;                     адрес: 123317, <...>)

о признании незаконным бездействия

   УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тумнинский прииск» (далее – ООО «Тумнинский прииск», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями к Правительству Хабаровского края (далее – Правительство края) о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп (в редакции распоряжения от 28.12.2020 № 1425-рп); об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения изменений в распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп (в редакции распоряжения                           от 28.12.2020 № 1425-рп), в редакции приложенных графиков и т.п.

Определениями суда от 28.01.2022, от 01.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее – Министерство лесного хозяйства), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз).

Решением суда от 27.05.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022,  заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным бездействие Правительства края по невнесению изменений в распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп (в редакции распоряжения от 28.12.2020 № 1425-рп); при этом счел необходимым избрать иной, чем заявленный обществом, способ восстановления нарушенных прав и законных интересов, в частности обязал Правительство края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Тумнинский прииск» путем внесения изменений в распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп (в редакции распоряжения от 28.12.2020 № 1425-рп), а именно в «График заключения договоров аренды лесных участков, предназначенных для реализации инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края», и в «Поквартальный график реализации инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края», продлив все указанные в них сроки на 12 месяцев, а также рассмотреть вопрос о корректировке суммы инвестиций, с учетом фактически вложенных ООО «Тумнинский прииск» подтвержденных инвестиций, начиная с 2020 года.

Минпромторг России, воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, указывая в жалобе на неправильное применение судами норм материального права и процессуального законодательства, просит Арбитражный суд Дальневосточного округа их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Ссылаясь на пункт 28 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение № 190), регулирующий процедуру внесения изменений в инвестиционный проект, считает, что длительность сроков судебных разбирательств по включению инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов не является препятствием исполнения обязательств инвестора, предусмотренных утвержденным ранее поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта.

Обращает внимание, что на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 690 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190» и от 28.03.2022 № 492 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190»  срок выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры, предусмотренный поквартальным графиком инвестиционного проекта, продлевался в силу закона. 

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Тумнинский прииск», его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции приводят свои возражения и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Министерство лесного хозяйства, Правительство края в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители в судебном заседании суда округа изложенные в кассационной жалобе доводы поддержали.

До начала судебного заседания от Минпромторга России поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

Рослесхоз, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.  

Как следует из материалов дела, ООО «Тумнинский прииск» реализует инвестиционный проект «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края». Указанный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга России от 03.12.2021 № 4806.

Несмотря на то, что заявка на включение проекта в перечень приоритетных согласована Рослесхозом 11.02.2019, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики – 21.06.2019, однако, на дальнейших этапах согласования проекта общество неоднократно получало отказ по различным основаниям.

29.10.2019 Министерство промышленности Хабаровского края (на тот момент заинтересованный орган, в настоящее время функции в сфере реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов возложены на Министерство лесного хозяйства) письмом № 05.19-5294 отказало в утверждении заявки ООО «Тумнинский прииск».

Соответствующий отказ обжалован в Арбитражном суде Хабаровского края (решение от 14.02.2020 по делу № А73-23712/2019).

17.09.2020 вынесено распоряжение Правительства края № 982-рп «Об утверждении заявки ООО «Тумнинский прииск» на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края» для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов». 28.12.2020 в указанное распоряжение внесены изменения распоряжением № 1425-рп.

01.03.2021 Минпромторг России вынесло отказ во включении проекта в перечень приоритетных в области освоения лесов № ЕВ-14927/08 на том же основании, что и ранее Министерство промышленности Хабаровского края.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу № А40-50084/2021 признан незаконным отказ Минпромторга России во включении инвестиционного проекта по заявке ООО «Тумнинский прииск» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 01.03.2021 № ЕВ-14927/08.

03.12.2021 Минпромторг России издало приказ № 4806 о включении инвестиционного проекта ООО «Тумнинский прииск» в перечень приоритетных в области освоения лесов.

При этом в последней актуализированной редакции концепции инвестиционного проекта, направленной в адрес Минпромторга России 30.12.2020, начало реализации проекта определено на 1 квартал 2021 года.

Поскольку длительные судебные разбирательства привели к истечению срока начала реализации инвестиционного проекта, что не позволяло своевременно выполнить обязательства по исполнению поквартального графика реализации проекта, инвестор неоднократно обращался в Минпромторг России и Министерство промышленности Хабаровского края (письма от 01.10.2021 №№ 17,18, от 13.12.2021 № 23, от 17.12.2021 № 24).

Министерство промышленности Хабаровского края, в свою очередь, также обращалось в Минпромторг России по вопросу о необходимости актуализации поквартального графика реализации инвестиционного проекта ООО «Тумнинский прииск».

В письме Минпромторга России в адрес Комитета лесного хозяйства Хабаровского края от 29.12.2021 № 116426/08 сообщалось, что контроль за исполнением поквартального графика будет осуществляться в соответствии с поквартальным графиком, утвержденным распоряжением Правительства края.

Комитет лесного хозяйства Хабаровского края в письмах от 16.12.2021 № 02-17-17409, от 12.01.2022 № 02-15-177 указывал обществу, что изменения в инвестиционный проект вносятся на основании пунктов 28-30 Положения № 190.

Расценив вышеуказанное как бездействие Правительства края по невнесению изменений в распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп (в редакции распоряжения от 28.12.2020 № 1425-рп), общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.

Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.199 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты, создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, регулируются Положением № 190.

 В соответствии с пунктом 4 Положения № 190 Минпромторг России осуществляет подготовку и утверждение перечня инвестиционных проектов, который содержит следующие сведения: а) наименование инвестиционного проекта; б) полное наименование инвестора и его местонахождение; в) наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) реализуется инвестиционный проект; г) объем инвестиций; д) объем потребляемого сырья; е) размер расчетной лесосеки; ж) объем и ассортимент выпускаемой продукции.

Согласно пункту 5 Положения № 190 основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Минпромторга России, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта.

Пунктами 7 - 25 Положения № 190 регламентированы действия инвестора по подаче в уполномоченный орган заявки, содержащей сведения и документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, действия заинтересованного органа по утверждению заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта, а также согласование заявки с Федеральным агентством лесного хозяйства - в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, с соответствующими уполномоченными органами в области освоения лесов - в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа - в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения.

При разрешении спора судами установлено следующее.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2020 по делу № А73-23712/2019 подтвержден факт необоснованного отказа Министерства промышленности Хабаровского края в утверждении заявления ООО «Тумнинский прииск» от 29.10.2019 № 05.19-5294 о включении проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Во исполнение решения суда Правительством края издано распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп «Об утверждении заявки ООО «Тумнинский прииск» на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края» для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу               № А40-50084/2021, вступившим в законную силу 04.10.2021, признан незаконным отказ Минпромторга России во включении инвестиционного проекта общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 01.03.2021 № ЕВ-14927/08.

03.12.2021 Минпромторг России издало соответствующий приказ № 4806 о включении инвестиционного проекта ООО «Тумнинский прииск» в перечень приоритетных в области освоения лесов.

Признавая незаконными вышеуказанные отказы уполномоченных органов, суды исходили из соблюдения обществом установленного порядка, необходимого для обоснованного разрешения его обращений на законной основе.

Вместе с тем в последней актуализированной редакции концепции инвестиционного проекта, направленной в адрес Минпромторга России 30.12.2020, начало реализации проекта определено на 1 квартал 2021 года

Таким образом, срок начала реализации инвестиционного проекта истек, что не позволяло инвестору своевременно выполнять обязательства по исполнению поквартального графика реализации проекта. Кроме того, общество не могло воспользоваться государственной мерой поддержки в виде предоставления в аренду лесных участков без проведения аукциона. Также, им не приостанавливалась реализация инвестиционного проекта на срок судебных разбирательств и фактически в проект по состоянию на 31.12.2021 вложено более 183,2 млн. рублей (сумма инвестиций в проект до 03.12.2021 - 173,3 млн. рублей, с 03.12.2021 по 31.12.2021 - 9,9 млн. рублей).

Суды, оценивая на основании статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и выявив, что утрата возможности соблюдения графика заключения договоров аренды лесных участков, предназначенных для реализации спорного инвестиционного проекта, а также поквартального графика реализации инвестиционного проекта в результате неправомерных действий уполномоченных органов при реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов являлась тем неблагоприятным последствием, которое находилось в причинно-следственной связи с оспариваемым бездействием Правительства края, сделали обоснованный вывод о наличии оснований для признания его незаконным, поэтому заявленные обществом требования удовлетворили.

Отклоняя доводы заявителя о необходимости применения к спорным правоотношениям пунктов 28-30 Положения № 190, суды обоснованно исходили из того, что в спорной ситуации нарушение прав инвестора явилось следствием незаконных отказов уполномоченных органов в утверждении заявки о включении инвестиционного проекта в соответствующий перечень, и необходимостью изменения сроков и графика его реализации.

Обязание уполномоченного органа внести соответствующие изменения в распоряжение от 17.09.2020 № 982-рп на условиях, действовавших в период обращения общества, не нарушает публичных требований, интересов и прав иных лиц, является исполнимым с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 690 и от 28.03.2022      № 492, более того, имеет цель - не допустить ухудшение прав инвестора в связи с продолжительными судебными разбирательствами, обеспечить равные права всем заинтересованным лицам, основанные на применении одного и того законодательства.

Более того, 08.07.2022 распоряжением Правительства края № 1031-рп в распоряжение Правительства края от 17.09.2020 № 982-рп «Об утверждении заявки ООО «Тумнинский прииск» на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края» для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» внесены соответствующие изменения.

Оценивая изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения судебных инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу, в связи с чем указанные доводы кассационной жалобы судом округа признаются несостоятельными.

Поскольку пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ), оснований для отмены или изменения решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций в обжалуемой части не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.05.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу № А73-933/2022 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         А.И. Михайлова