ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-1334/2007-Ф02-1010/2008 от 20.03.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А74-1334/2007 - Ф02-1010/2008

20 марта 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Мироновой И.П.,

судей: Воробьевой Н.М., Горячих Н.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

Министерства финансов и экономики Республики Хакасия – Махагоровой А.В. (доверенность № 10-д от 29.11.2007),

Министерства труда и социального развития Республики Хакасия – Головиной И.Г. (доверенность № 10 от 11.03.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление» на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2007 года по делу № А74-1334/2007 (суд первой инстанции – Тропина С.М.; суд апелляционной инстанции – Хасанова И.А., Гурова Т.С., Магда О.В.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Абакана «Троллейбусное управление» (МУП г. Абакана «Троллейбусное управление») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия и к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о взыскании 1 867 887 рублей 50 копеек долга по договору от 29.12.2005 и государственному контракту № 6 от 30.01.2006.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан.

Определением от 24 июля 2007 года принят отказ истца от требований к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, производство по делу в указанной части прекращено, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Решением от 11 сентября 2007 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 декабря 2007 года решение отменено, в иске отказано.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

По мнению заявителя, вывод апелляционного суда об отсутствии надлежащих доказательств размера понесенных истцом убытков, не соответствует материалам дела.

Апелляционным судом, полагает заявитель, не учтено, что превышение истцом установленного на 2006 год лимита и оказание услуг на бо'льшую сумму, чем предусмотрено государственным контрактом, не может служить основанием для отказа в возмещении расходов, связанных с представлением предусмотренных законодательством Республики Хакасия льгот.

В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов и экономики Республики Хакасия и Министерство труда и социального развития Республики Хакасия не согласились с ее доводами и просили в удовлетворении жалобы отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако МУП г. Абакана «Троллейбусное управление», Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнения представителей Министерства финансов и экономики Республики Хакасия и Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что 29.12.2005 Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (заказчик), МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» (исполнитель) и Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (УСПН) заключили договор на оказание услуг по пассажирским перевозкам льготных категорий граждан, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, а заказчик – по мере его финансирования на указанные цели перечислять денежные средства УСПН, а УСПН, в свою очередь, обязуется производить оплату за оказанные услуги исполнителю.

Договор заключен в целях реализации законов Республики Хакасия № 100 от 22.12.2005 «О республиканском бюджете на 2006 год», № 84 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», постановлений Правительства Республики Хакасия № 13 от 02.02.2005 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей», № 14 от 02.02.2005 «О дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, военнослужащих», № 67 от 26.03.2003 «О перечне продукции для республиканских нужд» на срок с 01.01.2096 по 01.02.2006.

30.01.2006 между Министерством труда и социального развития Республики Хакасия (заказчик), МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» (исполнитель) и Управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (УСПН) заключен государственный контракт № 6 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия. Контракт заключен по результатам проведенного конкурса на основании Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Названный государственный контракт заключен в целях реализации Федеральных законов № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», законов Республики Хакасия № 100 от 22.12.2005 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год», № 84 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», № 85 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», № 95 от 20.12.2005 «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте», постановлений Правительства Республики Хакасия № 13 от 02.02.2005 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей», Порядка финансирования расходов республиканского бюджета на 2006 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 439 от 30.12.2005, Правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 827 от 29.12.2005.

Срок действия государственного контракта определен с 01.02.2006 по 31.12.2006 (пункт 7.1).

По условиям названного контракта исполнитель (МУП г. Абакана «Троллейбусное управление») обязался оказать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, заказчик (Министерство труда и социального развития Республики Хакасия) по мере его финансирования на указанные цели – перечислять денежные средства УСПН, а УСПН, в свою очередь, – производить оплату за оказанные услуги исполнителю.

Настоящий контракт определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по городским перевозкам граждан, имеющих льготы в соответствии с вышеуказанными нормативными актами и документами (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 1.3 контракта его стоимость составляет 9 540 000 рублей.

Пунктом 3.1. контракта предусмотрено, что расчеты за оказанные услуги производятся по мере финансирования по безналичной форме расчетов платежными поручениями в объемах, финансируемых Министерством финансов и экономики Республики Хакасия.

Как следует из представленной истцом справки о предоставленных льготах и количестве перевезенных льготных категорий граждан за 2006 год, МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» в 2006 году было предоставлено льгот на общую сумму 11 867 885 рублей 50 копеек, фактически было возмещено – 10 000 000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы истца, связанные с предоставлением услуг по перевозке граждан, имеющих льготы, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Хакасия); факты предоставления указанных льгот, ненадлежащего исполнения Министерством труда и социального развития Республики Хакасия обязательств по финансированию льгот в рамках реализации законодательства Республики Хакасия и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, сославшись на отсутствие надлежащих доказательств размера понесенных МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» убытков, а также сведений о законах Российской Федерации, предоставляющих гражданам льготу по проезду в общественном транспорте, в иске отказал.

В соответствии с порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 439 от 30.12.2005, перевозка льготных категорий пассажиров осуществляется посредством формирования и размещения заказов для государственных нужд на предприятиях всех форм собственности. Организациям (предприятиям) возмещение фактически произведенных расходов по обеспечению установленных льгот осуществляются в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему виду расходов.

Лимиты бюджетных обязательств на оплату расходных обязательств Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на проезд льготных категорий граждан на 2006 год определены в размере 10 000 000 рублей, в том числе расходы на оплату проезда региональных категорий льготников по закону Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия»: пенсионеры – 1 250 000 рублей, ветераны – 5 355 000 рублей, реабилитированные – 271 000 рублей, расходы на оплату льготного проезда граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российское Федерации (постановление Правительства Республики Хакасия № 13 от 02.02.2005) – 1 320 000 рублей, расходы на оплату проезда учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей – 1 804 000рублей.

Учитывая, что установленные законами Республики Хакасия № 84 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», № 85 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», № 95 от 20.12.2005 «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте», постановлением Правительства Республики Хакасия № 13 от 02.02.2005 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» меры социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам Республики Хакасия, суд первой инстанции обоснованно отметил, что требования истца о возмещении убытков, связанных с предоставлением льготной категории граждан по льготным ценам или бесплатно услуг, подлежат удовлетворению за счет казны Республики Хакасия.

В соответствии с порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 439 от 30.12.2005, главным распорядителем средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от воздействия радиации, пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, многодетных семей, лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, а также на выплату государственного ежемесячного пособия на ребенка и возмещение расходов по погребению неработающих и не являвшихся пенсионерами граждан, перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специальных учебно-воспитательных или иных детских учреждений, на организацию оздоровительной кампании детей и подростков является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Возмещение расходов по льготной перевозке граждан производится с использованием талонов на право льготного проезда на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с заключенными перевозчиками льготных категорий граждан контрактами с Министерством труда и социального развития Республики Хакасия.

Согласно пояснениям истца учет количества поездок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, основан на учете документов строгой отчетности в виде катушечных номерных контрольных билетов. Для каждой категории пассажиров приказом по предприятию установлен определенный цвет реализуемой билетной продукции. Учет реализуемой билетной продукции на первом этапе осуществляется кондуктором, который в течение смены отражает движение билетной продукции в билетно-учетном листе. На втором этапе билетно-учетные листы обрабатываются, результаты обработки отражаются в ведомостях движения билетной продукции и выручки.

На основании полученных по указанной системе учета ежедневных данных в 2006 году МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» оказало услуг по перевозке льготным категориям граждан на общую сумму 11 867 887 рублей 50 копеек, в подтверждение чего в материалы дела представлены: справки о выполнении рейсов троллейбусов перевозчика льготных категорий пассажиров, ведомости движения билетной продукции и выручки, билетно-учетные листы, справки о количестве перевезенных пассажиров и суммах возмещения затрат на их перевозку, отчеты о доходах и расходах по автоперевозкам и счета-фактуры.

Согласно справке о предоставленных льготах, на основе данных ежедневного учета по билетно-учетным листам, справок по результатам проверки счетов-фактур МУП города Абакана «Троллейбусное управление» оказано услуг пользующимся льготой в размере 100% 1 989 989 гражданам, пользующимся льготой в размере 50% - 767 177 гражданам, на общую сумму 11 867 887 рублей 50 копеек. Размер полученного истцом возмещения за предоставленные на льготных условиях услуги составил 10 000 000 рублей.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным заявленный истцом ко взысканию размер не возмещенных расходов на предоставление льгот гражданам.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Учитывая изложенное, исходя из того, что обязательства по предоставлению льгот гражданам установлены нормативными актами законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия, однако Республика Хакасия надлежащим образом своих обязательств по возмещению расходов истцу, предоставившему в 2006 году льготы гражданам по оплате проезда в городском транспорте, не исполнило, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащими удовлетворению требования МУП города Абакана «Троллейбусное управление» о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия в счет возмещения убытков 1 867 887 рублей 50 копеек.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанций в сумме 1 000 рублей следует возложить на Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2007 года по делу № А74-1334/2007 отменить, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 сентября 2007 года по тому же делу оставить в силе.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.

Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

И.П. Миронова

Н.М. Воробьева

Н.А. Горячих