ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-13393/2017 от 27.02.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 февраля 2018 года

Дело №

А74-13393/2017

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия

на решение (резолютивную часть) Арбитражного суда Республики Хакасия

от «27» ноября 2017 года по делу № А74-13393/2017, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Курочкиной И.А.,

установил:

государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016752, ОГРН 1021900535579, далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению г.Абакана «Городская ритуальная служба» (ИНН 1901092922, ОГРН 1091901004634, далее – учреждение) о взыскании стоимости незаконно оплаченных ритуальных услуг в размере 9280 рублей.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением об уточнении заявленных требований: просило признать недействительными и применении последствий недействительности в части установки надгробного креста к актам: предельный размер стоимости оказываемых услуг МБУ «Ритуальные услуги» г.Абакана на погребение умерших пенсионеров согласно перечня услуг статьи 12, 10, 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на 2015 год, утвержденный 12.01.2015; предельный размер стоимости оказываемых услуг МБУ «Ритуальные услуги» г.Абакана на погребение умерших пенсионеров согласно перечню услуг статьи 12, 10, 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» с 01.01.2016, утвержденный 18.12.2015, а также привлечь к участию в деле в качестве соответчика администрацию города Абакана.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от «17» ноября 2017 года, государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия в удовлетворении ходатайства об изменении исковых требований, о привлечении в качестве соответчика администрации города Абакана отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2018 определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.11.2017 по делу № А74-13393/2017 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Решением (резолютивной частью) Арбитражного суда Республики Хакасия от «27» ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации оплачены ответчику без законных оснований, так как при захоронении «безродных» применяется перечень услуг предусмотренный пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в котором услуга «установка надгробного креста» не предусмотрена.

По утверждению истца, указанные незаконные перечисления произошли в результате установления предельных размеров стоимости ритуальных услуг на 2015 и 2016 годы, утвержденных заместителем главы г.Абакана Жуковским В.И., и в части установки надгробного креста не соответствуют закону, так как должны оплачиваться за счет муниципального бюджета.

Как указывает истец, неправомерное согласование стоимости данных услуг Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия в части установки надгробного креста юридического значения не имеет и не может влиять на принятие судебного решения, следовательно, у Арбитражного суда Республики Хакасия не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска.

МБУ г.Абакана «Городская ритуальная служба» мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с планом контрольно-ревизионной работы контрольно-ревизионного отдела Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия на 2016 год, согласованным 10.11.2015 председателем Ревизионной комиссии Пенсионного Фонда Российской Федерации и утвержденным 13.11.2015 управляющим Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, программой проведения ревизии отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, утвержденной 26.09.2016, управляющим Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия по Республике Хакасия проведена ревизия банковских операций по расходованию средств Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и других социальных выплат.

В ходе ревизии за проверяемый период с сентября 2015 года по август 2016 года установлен незаконное расходование средств бюджета Пенсионного Фонда России на возмещение услуг МБУ «Городская ритуальная служба» (МБУ г.Абакана «Ритуальные услуги»), а именно возмещение (оплата) стоимости предоставленной услуги «установка надгробного креста» по погребению 20 умерших безродных граждан (пенсионеров) по заявлениям трех учреждений: ГКУЗ РХ «РКБСМЭ», ГБУЗ РХ «Абаканское МКБ», ГКУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской». Услуга стоимостью 464 рубля «установка надгробного креста» не входит в перечень услуг, установленных статьей 12 Федерального Закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон №8-ФЗ) (оформление документов, необходимых для погребения, облачение тела, предоставление гроба, перевозка умершего на кладбище, погребение), и соответственно не подлежит возмещению из бюджета Пенсионного Фонда России. Ревизионной комиссией, установлено, что возмещение стоимости услуг производилось на основании развернутых счетов МБУ «Городская ритуальная служба» (МБУ г. Абакана «Ритуальные услуги») и согласно предельному размеру стоимости оказываемых услуг МБУ «Ритуальные услуги» г. Абакана, утвержденных заместителем главы г.Абакан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 2015-2016 годы.

Незаконные расходы составили 9280 рублей, в связи, с чем ревизионная комиссия пришла к выводу о том, что средства подлежат восстановлению.

Результаты деятельности по исполнению расходной части бюджета Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия зафиксированы в акте от 19.10.2016.

Истец в адрес ответчика направил претензии от 22.11.2015 № 06-119/66606, 20.03.2017 № 0619/1534 о возврате указанных средств, направленных на оплату услуги, не входящей в перечень гарантированных услуг по захоронению «безродных» умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего. Претензии оставлены без ответа.

Ссылаясь на то, что в соответствии с установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при погребении «безродных» пенсионеров и умерших, личность которых не установлена, применяется перечень услуг, перечисленный в пункте 3 статьи 12 указанного Закона, в котором услуга «установка надгробного креста» как и в пункте 1 статьи 9 данного Закона не предусмотрена, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).

В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников:

при погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;

при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, не указаны.

Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

В силу пункта 7 статьи 26.3 вышеназванного закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета.

Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.03.2012 № 211 о мерах по реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в Республике Хакасия утвержден порядок выплаты социального пособия на погребение (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка услуги, оказываемые специализированной службой, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (далее - услуги).

Предоставление услуг осуществляется специализированной службой в случаях отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности в течение трех суток с момента установления причины смерти (пункт 3 Порядка).

Стоимость услуг, оказываемых специализированной службой, определяется органами местного самоуправления по согласованию с Министерством социальной защиты Республики Хакасия и размер стоимости данных услуг не может превышать 4000 рублей с применением районного коэффициента с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 4 Порядка).

Предельный размер стоимости оказываемых услуг МБУ «Городская ритуальная служба» г.Абакана на погребение умерших пенсионеров согласно перечню услуг статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» утверждён 26.10.2016 заместителем главы г.Абакана по вопросам жилищного-коммунального хозяйства и транспорта Жуковским В.И. и установлен в размере 6860 рублей 46 копеек. Аналогичный перечень утверждался в 2014 и 2105 годах. При этом указанный предельный размер стоимости включал такую услугу как установка надгробного креста.

Данная сумма в размере 6860 рублей 46 копеек является гарантированным пособием по погребению (выплачивается любому заявителю при предъявлении пакета документов) утверждена Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.03.2012 № 211 «О мерах по реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в Республике Хакасия» (вместе с «Порядком выплаты социального пособия на погребение», «Порядком возмещения стоимости услуг, оказываемых специализированными службами по вопросам похоронного дела»).

Таким образом, установленные тарифы 2015 и 2016 года в сумме 6860 рублей 46 копеек, свидетельствуют о согласованном включение в раздел погребение услуги «установки креста» в составе услуги «погребения».

Кроме того, согласно пунктам 2.9, 3.2. решения Абаканского Совета депутатов от 27.02.2006 № 239 «Об утверждении правил содержания муниципальных кладбищ» при погребении умершего на каждом кресте или надмогильном сооружении устанавливается табличка с указанием фамилии, имени, отчества умершего, даты смерти и регистрационного номера. Установка (замена) надмогильных сооружений подлежит обязательной регистрации в книге регистрации установки надгробий с указанием участка, сектора и номера захоронения, фамилии, имени и отчества погребенного, даты установки, габаритных размеров и материала памятника.

Доказательств того, что данные акты не являются легитимными и не могут порождать каких-либо юридических последствий, истцом в материалы дела не представлено.

Следовательно, доводы заявителя о незаконные перечисления стоимости оплаченных ритуальных услуг являются не обоснованными, противоречащими обстоятельствам, установленным по делу.

Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Хакасия на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение (резолютивную часть) Арбитражного суда Республики Хакасия от «27» ноября 2017 года по делу № А74-13393/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Д.В. Юдин