ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-14538/17 от 13.02.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

февраля 2018 года

Дело №

А74-14538/2017

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А. ,

рассмотрев апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от  «01» декабря 2017 года по делу  № А74-14538/2017, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Бова Л.В.,

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН 1901051556,
ОГРН 1021900528253) (далее – заявитель, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (ИНН 1901082240,
ОГРН 1071901005912) (далее – ответчик, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2016 года в размере  24 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.10.2017 заявление             Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

01 декабря 2017 года судом первой инстанции вынесена резолютивная часть решения по делу № А74-14538/2017 об удовлетворении заявленных требований.

Мотивированное решение судом первой инстанции не выносилось, соответствующих заявлений от сторон в суд первой инстанции не поступало.

Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает, что на основании письма заявителя о несоответствии отчетности по формам РСВ-1 за девять месяцев
2016 года и СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года, учреждением 19.04.2016 направлена форма СЗВ-М «исходная» в отношении застрахованных лиц - работников
ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог» за июль 2016 года, а после самостоятельного обнаружения ошибки, 20.04.2017 в Фонд  направлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2016 года с указанием сведений о еще 48 работниках. Ссылаясь на положения пункта 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздрав соцразвития России от 14.12.2009 № 987н, а также на положения  Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, учреждение полагает, что нет оснований для применения в отношении него штрафных санкций.

Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству  и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом разъяснений, содержащихся  в  пунктах 47, 49  Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых  вопросах применения  судами  положений  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная  жалоба рассмотрена судьей единолично без  осуществления  протоколирования и без составления  резолютивной части постановления.

Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

Пенсионным фондом проведена камеральная проверка учреждения по расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за девять месяцев
2016 года и по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета
за апрель - сентябрь 2016 года по форме отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (далее – СЗВ-М).

По результатам проверки отчетности по формам РСВ-1 за девять месяцев 2016 года и СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года пенсионным фондом выявлены расхождения в отношении Баутиной Ю.Г., Карп В.В. за июль 2016 года.

Уведомлением от 10.04.2017 №30-10/8587 Пенсионный фонд предложил страхователю в соответствии с пунктом 37 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н, со дня получения настоящего уведомления, представить необходимые пояснения по расхождениям и устранить в течение пяти дней имеющиеся ошибки и несоответствия (при необходимости представить в территориальный орган ПФР уточненные данные (СЗВ-М с типом формы «дополняющая»).

Указанное уведомление получено учреждением 13.04.2017 (скриншот электронной переписки Фонда и учреждения, входящий номер учреждения на уведомлении).

19.04.2017 учреждением по телекоммуникационным каналам связи направлена в Фонд форма СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц
(Баутиной Ю.Г., Карп В.В), поименованная как «исходная», на основании уведомления
от 10.04.2017 №30-10/8587.

Принятие Фондом указанной формы подтверждается протоколом проверки электронного документа от 19.04.2017.

20.04.2017 бухгалтером обнаружена ошибка в ранее представленных сведениях в отношении 48 застрахованных.

В целях исправления ошибки учреждением по телекоммуникационным каналам связи 20.04.2017 направлена в Фонд форма СЗВ-М за июль 2016 года с указанием сведений в отношении 48 работников, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, для уточнения ранее поданных сведений о застрахованных лицах.

Принятие Фондом указанной формы подтверждается протоколом проверки электронного документа от 20.04.2017.

30.05.2017 Фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №014S18170002113, согласно которому страхователем своевременно представлена форма СЗВ-М (исходная) за июль 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц. Сведения в отношении 48 застрахованных лиц по форме СЗВ-М представлены страхователем 20.04.2017 с типом сведений «Дополнительная».

В указанном акте имеется информация о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 22.06.2017 в 10 час. 00 мин. Названный акт получен лично директором учреждения 30.05.2017.

Страхователем в Фонд представлены возражения на акт №014S18170002113
от 30.05.2017.

Рассмотрение материалов правонарушения проводилось в отсутствие представителя страхователя.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение от 22.06.2017 №014S19170001872 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в общей сумме 24 000 рублей (48 х 500 рублей).

Требованием от 12.07.2017 №014S01170146969 учреждению предложено уплатить финансовую санкцию в размере 24 000 рублей в срок до 01.08.2018.

Ссылаясь на неисполнение учреждением обязательств по уплате финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей, Пенсионный фонд обратился с соответствующим заявлением в суд.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд просит взыскать с ответчика финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июль 2016 года в размере  24 000 рублей, на основании части 4 статьи 17  Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ, Федеральный закон №27-ФЗ).

Судом апелляционной инстанции установлено, что процедура привлечения учреждения к ответственности фондом соблюдена, фонд правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с учреждения штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июль 2016 года.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами Арбитражного суда Красноярского края по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
(далее - Закон № 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, установленным законом сроком представления в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июль 2016 года является срок, не позднее 10.08.2016.

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ                                 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192 п.

Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Как указывалось ранее, в соответствии с законом форма СЗВ-М должна была быть представлена в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за июль 2016 года - до 10.08.2016.

В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В силу абзаца 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Приложением № 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов «установил» указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

В установочной части решения о привлечении страхователя к ответственности Пенсионным фондом указано, что форма СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 48 застрахованных лиц представлена страхователем с нарушением срока, в резолютивной части оспариваемого решения в графе «Состав правонарушения» указан пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (несвоевременность).

Помимо этого, в решении о взыскании суммы финансовых санкций от 22.06.2017 Пенсионный фонд вообще не указывает по какой части статьи 17 Закона №27-ФЗ  квалифицировано правонарушение общества.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что из текста оспариваемого решения невозможно установить, какие конкретные виновные неправомерные действия были совершены страхователем, равно как и на основании какой нормы права страхователь привлечен к ответственности, что является существенным нарушением требований, предъявляемых к содержанию такого решения.

Вместе с тем, в заявлении Фонда в суд первой инстанции о взыскании суммы финансовых санкций, Фонд ссылается на то, что ответственность за правонарушение, совершенное учреждением предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ, которая указывает, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

При этом из содержания заявления Пенсионного фонда в суд первой инстанции следует, что фактически страхователь привлечен к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в силу которого за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, законные основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ отсутствуют.

На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом установлено нарушение, выразившееся в непредставлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в установленный срок, а именно: непредставление сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 48 застрахованных лиц.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.

Представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.

В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом сведения в отношении 48 застрахованных лиц представлены учреждением по телекоммуникационным каналам связи 20.04.2017, что свидетельствует о совершении учреждением такого состава правонарушения, как нарушение срока представления индивидуальных сведений в отношении указанных застрахованных лиц.

Апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», исходя из следующего.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.

Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета).

Пунктом 37 Инструкции установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

По результатам проверки отчетности по формам РСВ-1 за девять месяцев 2016 года и СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года пенсионным фондом выявлены расхождения в отношении Баутиной Ю.Г., Карп В.В. за июль 2016 года.

Уведомлением от 10.04.2017 №30-10/8587 Пенсионный фонд предложил страхователю в соответствии с пунктом 37 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н, со дня получения настоящего уведомления, представить необходимые пояснения по расхождениям и устранить в течение пяти дней имеющиеся ошибки и несоответствия (при необходимости представить в территориальный орган ПФР уточненные данные (СЗВ-М с типом формы «дополняющая»).

Указанное уведомление получено учреждением 13.04.2017 (скриншот электронной переписки Фонда и учреждения, входящий номер учреждения на уведомлении).

19.04.2017 учреждением по телекоммуникационным каналам связи направлена в Фонд форма СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц
(Баутиной Ю.Г., Карп В.В), поименованная как «исходная», на основании уведомления от 10.04.2017 №30-10/8587.

В то же время как следует из материалов дела, исходная форма СЗВ-М за июль
2016 года подана учреждением 04.08.2016. Соответственно, поданная учреждение 19.04.2017 по телекоммуникационным каналам связи направлена в Фонд форма СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц (Баутиной Ю.Г., Карп В.В), поименованная как «исходная», по существу является дополнительной.

20.04.2017 бухгалтером ГКУ РХ «Межведомственный центр» (организация, которой переданы функции по ведению бюджетного и бухгалтерского учета в соответствии с соглашением от 22.10.2012 №05-02/36), обнаружена ошибка в ранее представленных сведениях в отношении 48 застрахованных лиц.

В целях исправления ошибки учреждением по телекоммуникационным каналам связи 20.04.2017 направлена в Фонд форма СЗВ-М за июль 2016 года с указанием сведений в отношении 48 работников, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, для уточнения ранее поданных сведений о застрахованных лицах.

Исходя из фактических обстоятельств дела, апелляционный суд указывает на разъяснения территориальным органам порядка применения финансовых санкций, содержащиеся в письме от 14 декабря 2004 года № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ», согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17
Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.

Более того, в письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Апелляционный суд отмечает, что, несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно свидетельствует о позиции Пенсионного фонда РФ (вышестоящего органа) относительно указанных обстоятельств.

Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 37 действующей на сегодняшний день Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае учреждением до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия в отношении 48 застрахованных лиц между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения с соблюдением пятидневного срока, установленного пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, у Пенсионного Фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Данный вывод подтверждается судебной практикой: постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 по делу №А33-19143/2017, от 05.02.2018 по делу №А33-19281/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.10.2017 по делу № А78-1989/2017.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере
1500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Пенсионный фонд не уплачивал государственную пошлину в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Учреждению при обращении с апелляционной жалобой была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от  «01» декабря 2017 года по делу  № А74-14538/2017 отменить. Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.А. Морозова