ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А74-1729/2008 - Ф02-18/2009
10 февраля 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
судей: Новогородского И.Б., Смоляк Л.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Саяны» на решение от 16 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия, постановление от 14 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74-1729/2008 (суд первой инстанции: Ципляков В.В., суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Дунаева Л.А., Первухина Л.Ф.),
установил:
открытое акционерное общество (ОАО) «Саяны» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Абакана, выразившееся в неизготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, расположенного по адресу: <...>, и обязании администрации г. Абакана изготовить кадастровую карту земельного участка общей площадью 16 317,5 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Решением от 16 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия, оставленным без изменения постановлением от 14 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО «Саяны» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 16 сентября 2008 года и постановление от 14 ноября 2008 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм материального права, в частности, пунктов 1, 2 статьи 6, пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 16, 20 Закона «О землеустройстве», и нарушении норм процессуального права, а именно, статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не приняты во внимание имеющие преюдициальное значение обстоятельства, установленные в судебных актах по делам № А74-333/2007, № А74-335/2007, № А74-336/2007, № А74-337/2006, № А74-1729/2008, № А74-3171/2004.
Заявитель полагает, что в случае отсутствия кадастровой карты земельного участка обязанность по установлению индивидуализирующих признаков земельного участка лежит на органе местного самоуправления. Изготовление кадастровой карты земельного участка и утверждение его границ производится на основании соответствующего заявления, а не по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
Заявитель находит необоснованными выводы судов обеих инстанций о том, что обращение за изготовлением кадастровой карты возможно в целях приобретения земельного участка в собственность или аренду, а не в целях абстрактной индивидуализации, а также что обществом фактически используется земельный участок площадью 7670,5 кв.м.
В представленном суду отзыве администрация г. Абакана возразила доводам кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а обжалуемые судебные акты – законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, вместе с тем своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования АООТ «Саяны» (в настоящее время ОАО «Саяны») предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенный по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права серии 19 № 000011 от 18.08.1998).
На основании постановления мэра г. Абакана № 161 от 05.02.2003 земельный участок по адресу: <...>, с согласия землепользователя изъят у АООТ «Саяны» и передан в аренду другим лицам.
Решением от 24 ноября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-3171/2004 постановление мэра г. Абакана № 161 от 05.02.2003 в части изъятия 7 670,5 кв.м. земли из постоянного (бессрочного) пользования у ОАО «Саяны» признано недействительным.
16.04.2008 ОАО «Саяны» обратилось в администрацию г. Абакана с заявлением № 37 об обеспечении изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, расположенного по адресу: <...>, и утверждении проекта его границ. Границы и размеры земельного участка ОАО «Саяны» просило определять с учетом используемой площади земельного участка, а так же исходя из решения от 24 ноября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-3171/2004.
В письме № 613 от 06.05.2008 администрация г. Абакана сообщила ОАО «Саяны», что для утверждения границ земельных участков (расположенных по адресу: <...>) и обеспечения изготовления кадастровых карт необходимо предоставить землеустроительные дела в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
ОАО «Саяны», полагая, что бездействие администрации г. Абакана, выраженное в письме № 613 от 06.05.2008, незаконно и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона «О землеустройстве» выделение земельного участка возможно из состава юридически и фактически существующего земельного участка, а испрашиваемый заявителем земельный участок в установленном законом порядке не создан. Судом сделан вывод, что обращаясь в администрацию г. Абакана с заявлением об обеспечении изготовления кадастровой карты и утверждении проекта границ земельного участка, ОАО «Саяны» не указало площадь испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными доводами.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом незаконным бездействия администрации г. Абакана, выразившегося в неизготовлении кадастровой карты земельного участка по ул. Пушкина, 99, г. Абакана, площадью 16 317,5 кв.м, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения обжалуемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «Саяны», руководствуясь пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось с заявлением об обеспечении изготовления кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка, границы и размеры которого просило определять с учетом используемой площади и решения от 24 ноября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-3171/2004.
Между тем, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которой руководствовался заявитель, определяет порядок и условия предоставления земельных участков с расположенной на них недвижимостью, на которую приобретатель земельного участка обладает теми или иными установленными правами.
Из смысла пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими пунктами данной статьи следует, что если заявитель обратился в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, а государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастровой карты земельного участка только в рамках процедуры приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие заявителю.
Материалами дела подтверждается и сторонами не отрицается, что ОАО «Саяны» с заявлением о приобретении прав на спорный земельный участок не обращалось, в заявлении, направленном в адрес администрации г. Абакана об обеспечении изготовлении кадастровой карты земельного участка, площадь участка не указана.
Кроме того, обращаясь в арбитражный суд по настоящему делу с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Абакана и обязании администрации г. Абакана изготовить кадастровую карту земельного участка, ОАО «Саяны» указана площадь земельного участка равной 16 317,5 кв.м. Вместе с тем, решением от 24 ноября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-3171/2004 признано недействительным постановление администрации г. Абакана № 161 от 05.02.2003 в части изъятия 7 670,5 кв.м земли из бессрочного пользования ОАО «Саяны» земельным участком площадью 18 638,6 кв.м, расположенного в <...>.
При таких обстоятельствах, следует признать правомерным отказ администрации г. Абакана в обеспечении изготовления кадастровых карт по заявлению ОАО «Саяны» № 37 от 16.04.2008.
Довод кассационной жалобы о преюдициальности обстоятельств, установленных в судебных актах по делам № А74-333/2007, № А74-335/2007, № А74-336/2007, № А74-337/2006, № А74-1729/2008, № А74-3171/2004, подлежит отклонению, поскольку заявителем приведены выводы арбитражных судов, а не обстоятельства по делу, в связи с чем положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к указанным судебным актам не подлежат применению.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что суд первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания бездействия администрации г. Абакана, выразившегося в не изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, незаконным.
Выводы судов обеих инстанций основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, их правильной правовой оценке. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки установленных по делу обстоятельств.
При таких условиях решение от 16 сентября 2008 года и постановление от 14 ноября 2008 года подлежат оставлению без изменения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия, постановление от 14 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74-1729/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
А.В. Орлов
И.Б. Новогородский
Л.И. Смоляк