ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-209/2023 от 11.10.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 октября 2023 года

Дело №

А74-209/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Парфентьевой О.Ю.,

судей: Бутиной И.Н., Петровской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии: от ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Трансстрой»: ФИО2, представителя по доверенности от 18.04.2022, диплом,

от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация»: ФИО3, представителя по доверенности от 14.09.2022, диплом,

от истца - общества с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт»:
ФИО4, представителя по доверенности от 31.03.2023 № 6, диплом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 апреля 2023 года по делу
№ А74-209/2023,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Трансстрой» (далее – ответчик) об обязании устранить замечания, выявленные истцом в ходе допуска индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> с целью последующей передачи их в эксплуатацию гарантирующему поставщику, а именно: оборудовать многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <...> и <...> индивидуальными, общими (квартирными) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии и иным оборудованием, которое обеспечивает возможность его присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями раздела III «Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета, электрической энергии (мощности)»; направить в адрес истца копии технических паспортов на все установленные приборы учета электрической энергии, устройства сбора и передачи данных и иную сопроводительную техническую и гарантийную документацию ко всем прочим установленным приборам, устройствам и оборудованию, необходимым для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и присоединения приборов учета к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика; об обязании составить и направить для подписания истцу, подписанный со своей стороны в 2-х экземплярах по установленной форме акт приема-передачи в эксплуатацию приборов учета, соответствующих требованиям раздела III «Правда предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> и
<...>; а также о взыскании денежной суммы на случай неисполнения вынесенного судебного акта ответчиком в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

Определением суда от 15.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.04.2023 в иске отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку полагает, что в рассматриваемом деле, на ответчике, как застройщике, лежит обязанность установки ПУ, соответствующих действующему законодательству. Более подробно доводы изложены в жалобе и письменных пояснениях к ней.

Ответчик и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считаю решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено
на 13.06.2023.

С учетом определений об отложении судебного разбирательства, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 11.10.2023.

Определением от 25.07.2023 в связи с очередным отпуском судьи Дамбарова С.Д., произведена замена судьи Дамбарова С.Д. на судью Петровскую О.В.

Рассмотрение апелляционной жалобы, осуществлено с учетом положений части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе и письменных пояснениях. Просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представители ответчика и третьего лица поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу. Просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Также стороны пояснили, что по состоянию на 01.09.2023 истец (гарантирующий поставщик) осуществил допуск в эксплуатацию приборов учета, установленных в указанных многоквартирных домах, и произвел перерасчет объема и стоимости электрической энергии по названным домам, исходя из показаний приборов учета.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ответчика является строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.20).

Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ответчику выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома от 22.10.2021 № 19-RU19301000-050-2021, расположенного по адресу: <...>, сроком до 22.01.2024.

Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ответчику выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома от 25.05.2021 № 19-RU301000-023-2021, расположенного по адресу: <...>, сроком до 25.01.2021.

В материалы дела представлены паспорта приборов учета производства ООО «Инкотекс-СК» Меркурий 236 ART-03 PQRS, заводской номер 47086767 (счетчик электрической энергии статический трехфазный), Меркурий 230 ART-03 PQRSIDN, заводской номер 47056647 (счетчик электрической энергии трехфазный статический), Меркурий 236 ART-03 PQRS, заводской номер 46513024, а также производства ООО НПП «Тепловодохран» Пульсар 1Тш-1/2-5/60-1-3-0, заводской номер 7516816 (счетчик электрической энергии).

Ответчик направил в адрес истца уведомление от 21.11.2022 о необходимости допуска приборов учета на объектах: многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <...>

Письмами от 25.11.2022 № 4674, № 4897 истец в результате рассмотрения предоставленной документации сообщил о выявленных замечаниях.

По многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: город Абакан,
ул. Кирова, д. 212Б, указано, что:

- в проекте отсутствуют технические решения в части организации сбора и передачи данных с приборов учета жилого дома на сервер истца, а также в необходимости установки устройства для передачи данных (УСПД), подключенной к сети интернет, по технологии GSM/Ethernet (согласно пункт 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии»);

- указанные в проекте общедомовые 3-фазные приборы учета производства ООО «Инкотекс-СК» Меркурий 230 ART-03 и однофазные Меркурий 206 RN не соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета (постановление Правительства от 19.06.2020 № 890), в соответствии с пунктом 141 постановления Правительства от 04.05.2012 № 442;

- в проекте отсутствует информация о типах индивидуальных однофазных приборов учета и их количестве, а также не приложены копии паспортов на них.

По многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: <...>
, указано следующее:

- в проекте отсутствуют технические решения в части организации сбора и передачи данных с приборов учета жилого дома на сервер истца, а также в необходимости установки устройств для осуществления передачи данных (УСПД), подключенной к сети интернет по технологии GSM/Ethernet (согласно пункт 150 постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии»);

- указанные в проекте общедомовые 3-фазные приборы учета производства ООО «Инкотекс-СК» Меркурий 236 ART-03 и Меркурий 236 ART-01 не соответствуют правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета (постановление Правительства от 19.06.2020 № 890, в соответствии с пунктом 141 Постановления Правительства от 04.05.2012 № 442;

- по индивидуальным приборам учета не приложены копии паспортов;

- по указанным в проекте индивидуальным счетчикам электроэнергии Пульсар сделан запрос на завод изготовитель по соответствию требований постановления Правительства Российской Федерации № 890.

Письмом от 08.12.2022 № 4897 истец сообщил, что в результате выездной проверки специалистами проверены индивидуальные и коллективные приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: <...> установлено, что в данных жилых домах:

- отсутствует оборудование для организации сбора и передачи данных с приборов учета жилых домов на сервер истца (согласно пункту 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии»);

- счетчики электроэнергии, установленные по ул. Пирятииская 18Б однофазные Пульсар, трехфазные Меркурий 236 ART-03 и Меркурий 236 ART-01 не соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета (постановление Правительства от 19.06.2020 № 890), в соответствии с пунктом 141 постановления Правительства от 04.05.2012 № 442;

- счетчики электроэнергии, установленные по ул. ФИО5 212Б трехфазные Меркурий 230 ART-03 и однофазные Меркурий 206 RN не соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета (постановление Правительства от 19.06.2020 № 890), в соответствии с пунктом 141 постановления Правительства от 04.05.2012 № 442.

Истцом направлены запросы в адрес заводов - изготовителей (ООО НПП «Тепловодохран», ООО «Инкотекс-СК») о соответствии приборов учета требованиям постановления Правительства № 890.

В материалы дела представлены ответы на запросы истца, направленные ООО НПП «Тепловодохран», ООО «Инкотекс-СК».

Письмом от 26.12.2022 № 5255 истец в ответ на запрос ответчика от 22.12.2022 № 752 предоставил перечень типов приборов учета, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 890.

В материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом по
ул. ФИО5, д. 212Б, город Абакан от 01.12.2022 с приложениями, заключенный между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и ООО «Эксплуатация».

В приложении № 1 к договору от 01.12.2022 управления многоквартирным домом согласован акт разграничения эксплуатационной ответственности за внутриквартирное инженерное оборудование.

По акту приема-передачи оборудования от 01.12.2022 № 663 ответчик передал многоквартирный жилой дом по адресу: <...> в управление ООО «Эксплуатация».

Согласно приложению № 3 к акту приема-передачи от 01.12.2022 № 663 переданы приборы учета, а именно: Меркурий 230 ART-03 № 47056647 показания на 28.11.2022 – 20,32Вт, а также Меркурий 230 ART-03 № 47056541 – 1,83Вт.

Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана выданы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию: многоквартирного жилого дома по адресу: <...> - 26.09.2022
(№ 19-01-032-2022); многоквартирного жилого дома по адресу: <...> - 30.11.2022 (№ 19-01-037-2022).

Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 25.11.2022
№ 1271-22, составленного МУП г. Абакана «Абаканские электрические сети» (сетевая организация) и ответчиком (заявитель), сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению объекта электроэнергетики заявителя в соответствии с мероприятиями по договору об осуществлении технологического присоединения от 11.08.2021 № 1021-21 в полном объеме, на объекте, расположенном по адресу: <...>.

22.09.2022 и 28.11.2022 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия выданы ответчику заключения о соответствии построенных (реконструированных) объектов капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, в отношении многоквартирных жилых домов, расположенным по адресам: <...>,
ул. Пирятинская, д. 18Б.

В материалы дела представлено разрешение на допуск в эксплуатацию энергопринимающией установки (объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства, объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки), выданное Енисейским управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.09.2022, согласно которому оборудование электроустановки жилого дома, расположенного по адресу: <...>, соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

ООО «Эксплуатация» направило в адрес истца возражения от 13.01.2023 о правомерности определения объема электроэнергии, поставленной в МКД, расчетным способом, указав, что ООО «Эксплуатация», действуя в интересах собственников, полагает, что действия гарантирующего поставщика являются незаконными.

Полагая, что у ответчика имеется обязанность устранить выявленные в ходе допуска истца приборов учета замечания, с учетом того, что истцом не приняты в эксплуатацию индивидуальные, коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирных домах по адресам: <...> что лишает истца права осуществлять эксплуатацию приборов учета в порядке, установленном действующим законодательством, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию застройщик получает в уполномоченном органе.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) - совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ предусмотрено, что с 01.01.2021 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения № 442) многоквартирные дома, разрешение на строительство которых выдано после 01.01.2021, должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком индивидуальными (для коммунальной квартиры - общими (квартирными) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, коллективными (общедомовыми) приборами учета и иным оборудованием, которое указано в пункте 137 настоящего документа, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность его присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020
№ 890, приборы учета электрической энергии, установленные застройщиком многоквартирного дома и переданные в эксплуатацию гарантирующим поставщикам, должны быть присоединены гарантирующим поставщиком к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является соответствующий гарантирующий поставщик, в соответствии с настоящими Правилами.

Как отмечалось ранее, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <...> введены в эксплуатацию в 2022 году.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пунктами 197 (4) - 197 (11) Основных положений № 442 предусмотрено, что процедура передачи застройщиком гарантирующему поставщику приборов учета на обслуживание производится до момента перехода права собственности на приборы учета собственникам помещений.

Как указано выше, 22.09.2022 и 28.11.2022 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия выданы ответчику заключения о соответствии построенных (реконструированных) объектов капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, в отношении многоквартирных жилых домов, расположенным по адресам: <...>
, ул. Пирятинская, д. 18Б.

Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана выданы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию: многоквартирного жилого дома по адресу: <...> - 26.09.2022, многоквартирного жилого дома по адресу: <...> - 30.11.2022.

Таким образом, в период строительства застройщиком спорные многоквартирные дома оборудованы приборами учета, ответчику выданы разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, впоследствии дома переданы в эксплуатацию управляющей организации.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что с момента перехода права собственности на приборы учета от застройщика к собственникам помещений дома застройщик утрачивает право производить какие-либо действия в отношении не принадлежащего ему имущества.

Оценив имеющиеся в настоящем деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел верному к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку установленная указанными выше нормативно-правовыми актами обязанность застройщика по оборудованию многоквартирных жилых домов приборами учета электрической энергии, соответствующими требованиям Правил № 890, не является обязанностью, которая должна быть выполнена застройщиком по требованию гарантирующего поставщика, после введения МКД в эксплуатацию и передачи управляющей организации.

Ссылки истца на отсутствие у него возможности принимать к расчетам данные имеющихся приборов учета, отклоняются апелляционным судом.

С 01.07.2020 основными субъектами розничного рынка электрической энергии которые обязаны обеспечивать коммерческий учет электрической энергии, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования являются гарантирующие поставщики и сетевые организации (пункт 136 Основных положений № 442).

Основной целью Правил № 890 является обеспечение гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями доступа потребителям к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электрической энергии для дистанционного контроля потребителем за качеством и объемом потребленного ресурса.

Отсутствие у гарантирующего поставщика возможности предоставления доступа потребителям к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электрической энергии по причине несоответствия функционала их приборов учета функционалу, установленному Правилами № 890, не лишает таких потребителей возможности производить оплату за электроэнергию по показаниям имеющихся у них приборов учета (за фактическое потребление).

Как пояснил ответчик, все приборы учета, установленные застройщиком, являются современными приборами учета электрической энергии (2021-2022 года выпуска), позволяющими производить дистанционный сбор данных.

Приборы учета соответствуют установленному законом классу точности измерения потребленной электроэнергии.

Сведения о данных приборах учета электроэнергии содержатся в Государственном реестре средств измерений (реестр Росстандарта ФГИС «Аршин»): прибор учета Пульсар 1Т — номер в реестре 76979-19; прибор учета Меркурий 230 — номер в реестре 23345-07; прибор учета Меркурий 236 — номер в реестре 47560-11.

В указанный Государственный реестр включаются сведения о средствах измерений допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

Порядок ведения Государственного реестра средств измерений установлен Правилами по метрологии ПР 50.2.011-94 «Порядок ведения Государственного реестра средств измерений».

Согласно пункту 1.3. указанного Порядка Государственный реестр ведется в целях:

- учета средств измерений утвержденных типов и создания централизованных фондов информационных данных о средствах измерений, допущенных к производству, выпуску в обращение и применению в Российской Федерации:

- учета выданных сертификатов об утверждении типа средств измерений и аттестатов аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;

- регистрации аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений. В соответствии с абзацем 5 пункта 141 Основных положений № 442 для учета потребляемой (производимой) электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а для потребителей - с максимальной мощностью не менее 670кВт, в том числе приборы учета, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более.

Прибор учета электрической энергии - это средство измерения для измерения объема электрической энергии (п. 21 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений»).

Таким образом, основной (главной) функцией прибора учета электрической энергии является функция измерения объема электрической энергии.

Соответствие приборов учета действующим на территории Российской Федерации государственным стандартам подтверждается Заключениями № 33 и № 40 о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 22.09.2022 и от 28.11.2022, утвержденными Приказами Минстроя Хакасии от 22.09.2022 № 33-П и от 28.11.2022 № 40-П соответственно (приложения № 21-22 к отзыву на исковое заявление от 05.04.2023).

Доказательств того, что приборы учета, установленные в многоквартирных домах, не могут измерять объем поставленного ресурса, истец в материалы дела не предоставил.

Как следует из пояснений третьего лица, показания приборов учета по спорным многоквартирным домам, ежемесячно, в установленные сроки передаются управляющей организацией в адрес гарантирующего поставщика.

При этом стороны в судебном заседании пояснили, что по состоянию на 01.09.2023 спорные приборы гарантирующим поставщиком на основании предписания анимонопольного орган приняты в эксплуатацию.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333?? Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 апреля 2023 года по делу
№ А74-209/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.Ю. Парфентьева

Судьи:

И.Н. Бутина

О.В. Петровская